город Омск |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А81-9397/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А. В., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1121/2020) Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 19.12.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-9397/2019 (судья В.С. Воробьёва), по иску общества с ограниченной ответственностью "Гор-Строй" (ИНН: 2015041780, ОГРН: 1072031003384) к государственному казённому учреждению "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901017526, ОГРН: 1068901000926) об изменении условий государственного контракта,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901018311, ОГРН: 1068901011068),
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Гор-Строй" Катунькина Е.В. (по доверенности от 20.02.2020),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гор-Строй" (далее - ООО "Гор-Строй", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к государственному казённому учреждению "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГКУ "ДКСИИ ЯНАО", учреждение, ответчик) об изменении условий государственного контракта, а именно: привести пункт 2.1 государственного контракта N Ф.2019.27994 от 30.01.2019 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Проектно-изыскательские работы по объекту "Школа на 240 мест, с. Овгорт Шурышкарского района" в соответствие с извещением о проведении электронного аукциона N 182890101752689010100100430014120414, изложив его в следующей редакции: Стоимость всех работ по контракту составляет 500 853 631 (пятьсот миллионов восемьсот пятьдесят три тысячи шесть тридцать один) рубль, в том числе НДС 20%, который составляет 83 475 605 (восемьдесят три миллиона четыреста семьдесят тысяч шестьсот пять) рублей".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент).
Решением от 19.12.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-9397/2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права. Государственный контракт заключен после 01.01.2019, цена контракта определена сторонами с учетом НДС 20%, включает все расходы подрядчика и является твердой, возможность увеличения цены контракта в связи с изменением ставки НДС стороны не предусмотрели, в связи с чем, контракт подлежит исполнению исходя из определенной в нем цены. При этом, при заключении контракта истец не воспользовался правом согласования разногласий о цене контракта, последующее требование об увеличении твердой цены контракта после окончания работ свидетельствует о непоследовательности действий истца.
Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в в свое отсутствие.
От ГКУ "ДКСИИ ЯНАО" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
ООО "Гор-Строй" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Гор-Строй" (подрядчик) и ГКУ "ДКСИИ ЯНАО" (заказчик) заключен государственный контракт от 30.01.2019 N Ф.2019.27994 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Проектно-изыскательские работы по объекту "Школа на 240 мест, с. Овгорт Шурышкарского района" (далее - контракт).
Контракт заключен по итогам рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона N 0190200000318012293-1-3 от 17.01.2019.
Приказом N 131-В/П от 14.12.2016 государственным заказчиком утверждена сметная стоимость строительства объекта "Школа на 240 мест, с. Овгорт Шурышкарского района" - 418 826 430 рублей, без НДС.
Протоколом начальной (максимальной) цены государственного контракта, утвержденного ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало- Ненецкого автономного округа" установлена цена контракта - 492 506, 07 рублей, из которых: - 417 378,03 руб. сметная стоимость работ, - 75 128,04 руб. - налог на добавленную стоимость 18 % (указано в Протоколе). Сметная стоимость работ рассчитана исходя из ставки НДС - 18 %.
Пунктом 2.1 статьи 2 контракта определена стоимость подлежащих выполнению работ, которая составляет 492 506 070 рублей, в том числе НДС 20% в размере 82 084 345 рублей.
Согласно подпункту "в" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2019 ставка НДС установлена в размере 20%.
Согласно пункту 4 статьи 5 этого Закона ставка налога на добавленную стоимость в размере 20% применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.
Как указывает истец в иске, сохранение неизмененной общей цены контракта, включающей сумму НДС, после повышения ставки НДС приведет к уменьшению стоимости работы по контракту.
Так, после увеличения НДС первоначальная стоимость строительно-монтажных работ, определенная в аукционной документации должна была остаться неизменной, а не приводить к уменьшению стоимости работ (без учета НДС и выручки подрядчика) на 8 404 705 рублей, что приведет к получению заказчиком не обусловленных договором или объективными причинами (нерыночных) преимуществ за счет подрядчика.
На момент утверждения сметной стоимости строительства объекта и объявления электронного аукциона НДС составлял 18%.
Истец полагает, что с учетом увеличения ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20% общая стоимость работ с НДС в государственном контракте должна была быть указана 500 853 631 рубль и НДС 20%, а не 492 506, 07 рублей и НДС 20%.
Письмом N Г436/18 от 25.09.2019 в адрес ответчика направлено письмо, содержащее требование о внесении изменений в государственный контракт и заключении дополнительного соглашения, отражающего увеличение общей цены контракта на сумму увеличенного НДС.
Сторонами спор в досудебном порядке не урегулирован, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения; цена работы может быть определена путем составления сметы; в случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Согласно пункту 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов; при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Условие о цене контракта содержится в документации об электронном аукционе N 123СМР- 2018 от 12.11.2018 (далее - документация).
Электронный аукцион проводился на основании извещения N 0190200000318012293, размещенного 21.11.2018 на электронной площадке Тендер РТС, расположенной в глобальной сети Интернет по адресу www.rts-tender.ru.
В соответствии с пунктом 13 документации, начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 492 506 070 рублей, пунктом 14 установлено, что обоснованием цены контракта является потребность заказчика в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 1).
Данным приложением определено, что расчет максимальной цены контракта определен проектно-сметным методом.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов, или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Соответственно, снижение цены контракта допускается в ходе его исполнения по соглашению сторон (взаимному и добровольному) без изменения количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
Возможность внесения изменений в Государственный контракт предусмотрена документацией об аукционе (пункт 39) и государственным контрактом (пункт 13.1).
Поскольку условиями контракта предусмотрена возможность по соглашению сторон изменять условия контракта, то изменение контракта соответствует положениям Закона N 44-ФЗ.
Как следует из материалов дела, изменение цены контракта было связано с увеличением ставки НДС до 20%.
Изменение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов в отношении товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных), начиная с 01.01.2019, установлено Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Частью 54 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
В настоящем случае контракт заключен после 01.01.2019, при том, что все количественные показатели и расчеты определены из значений, учитывающих НДС 18%, а не 20%
В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
Помимо начальной (максимальной) цены контракта заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.
На момент утверждения сметной стоимости строительства объекта НДС составлял 18%, соответственно, его максимальная цена составила 492 506 тыс. руб. с учетом НДС 18% (л.д. 62 т.1).
В то же время, в заключённом контракте данная цена указана с учетом НДС 20%.
На момент объявления электронного аукциона (21.11.2018) государственному заказчику было известно, что с 01.01.2019 ставка НДС установлена в размере 20% и он должен был при установлении НМЦК учесть указанные обстоятельства.
Следовательно, как обоснованно установлено судом первой инстанции, заказчиком еще на этапе планирования закупки и размещения закупки на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в проекте контракта аукционной документации должна была быть предусмотрена цена контракта с учетом изменения ставки НДС, чего заказчиком не сделано.
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно статье 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Часть 4 статьи 451 ГК РФ указывает, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В связи с чем, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.12.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-9397/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9397/2019
Истец: ООО "Гор-Строй"
Ответчик: Государственное казённое учреждение "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа"
Третье лицо: Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Катунькин Егор Владимирович, ООО "Гор-строй"