город Томск |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А03-1557/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерному общества "БарнаулПассажирТранс" (N 07АП-451/20), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.11.2019 по делу N А03-1557/2019 по иску Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула (ИНН 2225122570, ОГРН 1112225008103) к открытому акционерному обществу "БарнаулПассажирТранс" (ИНН 2224092795, ОГРН 1052202173781) г. Барнаул Алтайского края о взыскании денежных средств субсидий на возмещение недополученных доходов на общественно значимых автобусных маршрутах в размере 1 523 181 руб. 42 коп., из которых 185 964 руб. 66 коп. по маршруту N 104ю, 1 337 216 руб. 76 коп. по маршруту N 25
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "БарнаулПассажирТранс" (далее - ответчик, общество, ОАО "БарнаулПассажирТранс") о взыскании денежных средств субсидий на возмещение недополученных доходов на общественно значимых автобусных маршрутах в размере 1 523 181 руб. 42 коп., из которых 185 964 руб. 66 коп. по маршруту N 104ю, 1 337 216 руб. 76 коп. по маршруту N 25.
Решением суда от 29.11.2019 с открытого акционерного общества "БарнаулПассажирТранс" в пользу Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула взыскано 1 337 216 руб. 76 коп. субсидии. С открытого акционерного общества "БарнаулПассажирТранс" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 26 372 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "БарнаулПассажирТранс" указывает, на нарушение норм материального, процессуального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, что ответчиком все условия по ее предоставлению в спорный период на выпадающие доходы на общественно значимом маршруте N 25, соблюдены, возврат субсидии означает возникновение неосновательного обогащения на стороне истца за счет ответчика, что недопустимо и противоречит самой природе субсидии, выдаваемой на безвозвратной и безвозмездной основе.
Комитет в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ рассмотрение дела было отложено с 25.02.2020 на 17.03.2020.
Определением от 17.03.2020 в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена состава суда, сформирован следующий состав Павлюк Т.В. (председательствующий), Бородулина И.И., Логачев К.Д. (судьи). В связи с заменой состава суда рассмотрение дела начато с самого начала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, дополнения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 28.11.2011 между Комитетом (заказчик) и ОАО "БарнаулПассажирТранс" (перевозчик) заключен договор N 147 на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по маршрутной сети города Барнаула.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 147 перевозчик обязался по поручению Комитета осуществлять перевозки пассажиров и багажа автобусами на муниципальных маршрутах, в том числе N104ю пл. Спартака - с. Бельмесево, в количестве 1 единицы подвижного состава.
Согласно п.п. 1.2 - 1.3 срок действия договора установлен с 01.12.2011 по 30.11.2016. 24.11.2016 между заказчиком и перевозчиком подписано дополнительное соглашение к договору N 147, в соответствии с пунктом 1.3 которого срок действия договора продлен, в том числе: по автобусным маршрутам N 104ю, 112 до 31.12.2016.
14.04.2015 между Комитетом и ОАО "БарнаулПассажирТранс" заключен договор N 234 на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа на маршрутной сети города Барнаула.
Согласно п. 1.1 договора N 234, перевозчик обязался по поручению Комитета осуществлять перевозки пассажиров и багажа автобусами на муниципальных маршрутах, утвержденных постановлением администрации города: маршрут N25 Гипермаркет "Алтай" - п. Научный Городок в количестве 4 единиц подвижного состава.
Срок действия договора установлен до 16.04.2020.
За отчетный период, по результатам оказанных перевозчиком услуг, Комитет произвел выплату субсидии ОАО "БарнаулПассажирТранс" на возмещение недополученных доходов на общественно значимых автобусных маршрутах в размере 1 523 181 руб. 42 коп., из которых 185 964 руб. 6 коп. по маршруту N 104ю, 1 37 216 руб. 76 коп. по маршруту N 25.
В соответствии с планом работы Счетной палаты города Барнаула на 2018 год в Комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности предоставления субсидий из бюджета города юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов на общественно значимых автобусных маршрутах" за 2017 год и первое полугодие 2018 года.
По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой города Барнаула вынесено представление от 17.10.2018 N 01-13/330 об устранении выявленных нарушений и недостатков.
Так, Комитету предложено принять меры к возврату в бюджет города 185 964 руб. 66 коп., полученных ОАО "БарнаулПассажирТранс" на возмещение недополученных доходов за работу по перевозке пассажиров по маршруту N 104ю по истечении срока действия договора на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по маршруту.
Также, Комитету предложено принять меры к возврату в бюджет города 1 337 216 руб. 76 коп., полученных ОАО "БарнаулПассажирТранс" на возмещение недополученных доходов на работу по перевозке пассажиров по сокращенному маршруту N 25 "Гипермаркет "Алтай" - Научный Городок", действие норматива субсидирования на который не распространено.
13.11.2018 Комитет направил в адрес ответчика претензию с требованием возврата полученных денежных средств.
В ответе на претензию перевозчик указал, что требование Комитета не обоснованное, оснований для возврата законно полученных денежных средств у ОАО "БарнаулПассажирТранс" не имеется.
Полагая, что действия перевозчика не правомерны, Комитет обратился в суд с исковым заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд пришел к выводу о частичной обоснованности заявленных требований. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В статье 6 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, при этом установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (статья 219 Бюджетного кодекса РФ). В силу статьи 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам. В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. Частью 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Постановлением администрации города Барнаула от 11.02.2016 N 190 утвержден Порядок предоставления из бюджета города субсидий на возмещение недополученных доходов на общественно значимых автобусных маршрутах.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления из бюджета города субсидий на возмещение недополученных доходов на общественно значимых автобусных маршрутах (в ред. от 25.08.2016, действовавшей на момент окончания сроков действия договоров), определяющим категории лиц, имеющих право на получение субсидии (юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, выполняющие пассажирские перевозки на общественно значимых автобусных маршрутах на основании договоров, заключенных с комитетом по результатам конкурсов на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутной сети города Барнаула), перевозчики в связи с истечением сроков действия договоров теряют право на получение субсидии.
С 11.01.2016 вступила в силу статья 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ определены действия органов местного самоуправления и лиц, осуществляющих регулярные перевозки, в целях реализации требований указанного закона в переходный период.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования этого закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт.
Согласно постановлению администрации города от 18.07.2016 N 1447 "Об утверждении Плана развития регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом городского округа - города Барнаула на 2016-2020 годы" переход на контрактную систему должен быть осуществлен по истечении сроков действия договоров на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа на маршрутной сети города в соответствии с Планом- графиком заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула.
Из материалов дела следует, что в декабре 2016 года контракт на осуществление перевозок по маршруту N 104ю не заключался, и, как следствие, договор N 147 от 28.11.2011 с ОАО "БарнаулПассажирТранс" прекращен 30.11.2016.
В январе 2017 года Комитет произвел выплату субсидии из бюджета города в размере 185 964 руб. 66 коп. в пользу ОАО "БарнаулПассажирТранс".
24.11.2016 между Комитетом и ОАО "БарнаулПассажирТранс" подписано дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым, срок действия договора, в том числе по автобусному маршруту N 104ю, продлен до 31.12.2016.
Пунктом 3 договора N 147 от 28.11.2017 предусмотрено право сторон на его дополнение, изменение по соглашению сторон.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором.
Дополнительное соглашение подписано уполномоченными лицами и заверено печатями организаций, в установленном порядке не оспорено, не признано недействительным, вследствие чего является надлежащим основанием для изменения прав и обязанностей сторон договора N 147 в части продления срока.
Учитывая, что договор на перевозку пассажиров и багажа по маршруту автобуса N 104ю был продлен, ОАО "БарнаулПассажирТранс" продолжило в декабре 2016 года оказывать соответствующие услуги.
19.05.2019 ОАО "БарнаулПассажирТранс" заключило с МУП "Центртранс" договор на оказание услуг по организации и осуществлению диспетчерского управления движением автомобильного транспорта при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам.
09.01.2017 в Комитет был сдан Расчет объемов недополученных доходов за декабрь 2016 года, согласно которому ОАО "БарнаулПассажирТранс" выполнило по маршруту N 104ю - 414 рейсов (протяженность одного рейса - 23 км), общей протяженностью 21 294 км., что подтверждается данными (справкой от 05.01.2017) МУП "Центртранс".
Указанный расчет Комитет принял, произвел выплату субсидии в размере 185 964 руб. 66 коп.
Таким образом, Комитет по собственной инициативе продлил действие договора о перевозке по маршруту N 104ю с ОАО "БарнаулПассажирТранс", принял и просубсидировал надлежащим образом оказанные перевозчиком услуги за спорный период в рамках сложившихся между сторонами гражданско-правовых отношений, в связи с чем суд обоснованно не установил оснований для отказа в компенсации Обществу не возмещенных ему затрат (расходов) на осуществление перевозок, которые являются социально-значимыми и необходимыми для населения услугами, подлежащими оказанию по утвержденным регулярным маршрутам и установленным тарифам в отношении всех, кто пожелает воспользоваться правом на проезд.
Вместе с тем, относительно требования истца о взыскании субсидий по маршруту N 25 из материалов дела следует следующее.
Согласно части 1 статьи 11 Федеральный закон N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Из пункта 3.9 Положения следует, что комитет осуществляет деятельность по установлению, изменению, отмене маршрутов, изменению вида регулярных перевозок, присвоению (изменению) наименований остановочным пунктам Согласно редакции пункта 3.9.Положения, действовавшего с даты принятия Положения до 28.02.2018, комитет организует деятельность по открытию и закрытию маршрутов регулярного сообщения, изменение схем движения и резервирование маршрутов.
Согласно пункту 3.48. Положения комитет осуществляет иные функции, которые отнесены законодательством Российской Федерации, Алтайского края, муниципальными правовыми актами города Барнаула к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 25 Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ установлено, что ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1.4 Порядка установления, изменения, отмены маршрутов регулярных перевозок города Барнаула, утвержденному постановлением администрации города от 26.07.2016 N 1491 установление, изменение, отмена маршрутов, изменение вида регулярных перевозок, присвоение (изменение) наименований остановочным пунктам осуществляется комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула путем включения, изменения или исключения соответствующих сведений о маршрутах из Реестра маршрутов регулярных перевозок города Барнаула на основании соответствующего приказа комитета.
Таким образом, как обоснованно указывает суд первой инстанции, ведение Реестра, установление маршрутов отнесено к компетенции комитета.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Реестр маршрутов регулярных перевозок города Барнаула (далее - Реестр маршрутов) размещен в электронном виде в разделе комитета (Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула / Сведения / Реестры, находящиеся в ведении комитета / Реестр маршрутов регулярных перевозок города Барнаула).
Реестр маршрутов утвержден приказом комитета от 15.07.2016 N 65. Следовательно, маршрут N 25 включен в Реестр маршрутов и установлен с 15.07.2016.
Из части 1 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ следует, что после официального опубликования Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ юридические лица, которые после дня официального опубликования Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, паспортами маршрутов направляют в уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Согласно пунктам 1-11 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены следующие сведения: - регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре; - порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившим данный маршрут уполномоченным органом местного самоуправления; - наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; - наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок либо наименования поселений или городских округов, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты; - наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок; - протяженность маршрута регулярных перевозок и др.
Согласно Реестру маршрутов, начиная с 2016 по настоящее время начальная точка маршрута N 25 - Спартак-2, конечная точка маршрута - п. Научный городок. Остановка "Гипермаркет Алтай" является промежуточной остановкой на середине маршрута. Протяженность маршрута в каждую сторону 25.5 км.
Согласно пояснениям общества в период с декабря 2016 по ноябрь 2017 при движении автобуса с базы перевозчика, расположенной на пересечении пр-кта Калинина и пр-кта Космонавтов, автобус, начиная с остановки "Гипермаркет-Алтай" и двигаясь в сторону начальной точки маршрута N 25, перевозил пассажиров. В последующем каждый такой "короткий" рейс от базы до начальной точки маршрута включен ответчиком в количество рейсов, совершенных за месяц по маршруту N 25, для предоставлении субсидии.
Между тем, согласно Перечню общественно значимых автобусных маршрутов и нормативов субсидирования работы на общественно значимых автобусных маршрутах" маршрут N 25 является общественно значимым, утверждены нормативы субсидирования 11,33 руб. за 1 км пробега в летний и 19,53 руб. за 1 км. пробега в зимний период. Субсидированию из 25.5 км подлежат только 17,2 км.
Между комитетом и ОАО "БарнаулПассажирТранс" 14.04.2015 заключен договор N 234 на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа только по маршруту N 25 (л.д. 96 - 100). Срок действия договора - до 16.04.2020 года.
Субсидирование осуществлялось на основании договора от 30.12.2015 N 01/2016 о предоставлении субсидий (с 01.01.2017 на основании договора от 29.12.2016 N 01/2017 о предоставлении субсидии), заключенного между комитетом и ОАО "БарнаулПассажирТранс".
Порядок предоставления из бюджета города субсидий на возмещение недополученных доходов на общественно значимых автобусных маршрутах утвержден постановлением администрации города Барнаула от 11.02.2016 N 190 (ред. от 17.11.2017) (далее - Порядок).
Так, согласно пункту 3.2 Порядка Субсидия предоставляется ежемесячно в соответствии с договором о предоставлении Субсидии. Согласно пункту 3.3. Порядка договор заключается между перевозчиком и комитетом в случае установления перевозчику нормативов субсидирования в порядке, утвержденном постановлением администрации города. Далее, из раздела 3 Порядка следует, что ежемесячно до 20 числа месяца следующего за отчетным получатель Субсидии направляет в комитет расчет суммы субсидии, затем комитет перечисляет денежные средства получателю Субсидии.
Согласно пояснениям ОАО "БарнаулПассажирТранс" маршрута N 25к, как такового, фактически не существует, нормативно он не утверждался, при этом маршрут N 25к - это тот же самый маршрут N 25, о чем истец был осведомлен. Указание в номере маршрута буквы "к" (короткий) введено для упрощения ведения внутренней документации МУП "Центртранс" с перевозчиком по договору о диспетчерском управлении, на какие-либо характеристики маршрута это не влияет.
Согласно предоставленного перевозчиком контррасчета субсидий за спорный период, количество выполненных рейсов соответствует суммам полученных в качестве субсидирования денежных средств.
Вместе с тем, подтверждая неправомерность получения ОАО "БарнаулПассажирТранс" денежных средств из бюджета по социально значимому маршруту N 25, в процессе рассмотрения дела Комитет сделал запрос в МУП "Центртранс" о предоставлении информации о начальной, конечной и промежуточных остановках маршрута 25к, его протяженности, а также направлении движения по маршруту 25к: от "Гипермаркет Алтай" в сторону "Научный городок" или от остановки "Гипермаркет Алтай" в сторону "Спартак-2".
МУП "Центртранс" сообщило, что сокращенный маршрут 25к имеет начальную остановку "Гипермаркет Алтай", промежуточные остановки: Моторный завод, Завод "РТИ", Шинный завод, Завод "АТИ", Оптово-розничный рынок Алтайского края, Сады, Горгаз, Барнаульский молочный комбинат, Воинская часть, Завод "Гарант", Алькон, Совхоз, Свалка, Садоводство "Дизель", ул. Садовое Кольцо, Содоводство "Озерное", п. Казенная заимка, п. Землянуха, Гоньба-1, Гоньба -2, ул. Чапаева, Ферма, Мастерские. Конечная остановка - п. "Научный городок", протяженность маршрута - 17,2 км.
Таким образом, автобусы ответчика действительно выполнили рейсы по иному, сокращенному маршруту, как на то указал Комитет.
Надлежащих доказательств обратному ООО "БарнаулПассажирТранс" не предоставило, в апелляционной жалобе опровергающих доводов также не приведено, при этом ссылки апеллянта на расписание маршрута, отклоняется судом, поскольку расписание является приложением к свидетельствам, свидетельства должны соответствовать Реестру маршрутов, следовательно, расписание не должно противоречить Реестру.
Рейс (маршрут) - это движение автобуса по маршруту регулярных перевозок из начальной точки маршрута, указанной в Реестре маршрутов, в конечную точку, указанную в Реестре маршрутов (и наоборот), а не из промежуточной.
Более того, в соответствии с пунктами 8-9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта понятие "маршрут" означает "путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения". Под "маршрутом регулярных перевозок" понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Из предоставленного истцом расчета субсидирования по маршруту N 25 следует, что истцу излишне перечислено 1 337 216 руб. 76 коп.
Согласно расчету, за декабрь 2016 (заявление ОАО "БарнаулПассажирТранс" от 09.01.2017, л.д.92): -количество рейсов по маршруту N 25 - 3738 (ответ МУП "Центртранс" г.Барнаула от 22.05.2019 N 329, л.д.113). - количество рейсов по маршруту N 25к - 481 (ответ МУП "Центртранс" г.Барнаула от 22.05.2019 N 329, л.д.113). - количество рейсов, указанных ответчиком для получения субсидии: 3738 (N 25) + 481(N 25к)= 4219 (л.д.93 столб. "Выполнено рейсов"). Но поскольку это превышает лимит рейсов, указанных в тех.задании, утвержденном комитетом (л.д.128), то в расчет взято предельное количество рейсов из тех.задания. - 4185. Протяженность рейса для субсидирования: 17.2 км. Норматив субсидирования: 19,53 (зимний период).
Размер субсидии, фактически полученный ответчиком: 4185 (количество рейсов)* 17.2 (протяженность рейса для субсидирования)* 19.53 (норматив субсидирования) = 1 405 808,46 руб. Размер субсидии, без учета маршрута N 25к: 3738 (количество рейсов только по маршруту N 25* 17.2 (протяженность рейса для субсидирования)* 19.53 (норматив субсидирования = 1 255 654,01 руб.
Излишне выплачено: 1 405 808,46 руб. - 1 255 654,01 руб. = 150 154,45 руб.
Таким образом, материалами дела установлено, что в период с декабря 2016 года по ноябрь 2017 года ответчиком незаконно получена субсидия по маршруту N 25 в размере 1 337 216,76 руб. (= фактически полученная субсидия в размере 12 526 999,43 руб. - 11 189 782,67 руб. размер субсидии без учета "коротких" рейсов).
При данных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика отсутствуют.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
В целом доводы общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.11.2019 по делу N А03-1557/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерному общества "БарнаулПассажирТранс"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1557/2019
Истец: Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула
Ответчик: ОАО "БарнаулПассажирТранс"