г. Ессентуки |
|
25.03.2020 |
Дело N А20-4348/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2020
Полный текст постановления изготовлен 25.03.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей Белова Д.А. и Семенова М.У., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании: представителей акционерного общества "Газпром газораспределение Нальчик" - Куашева А.З. (доверенность от 09.01.2020), Анахаевой И.А. (доверенность от 09.01.2020), представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике - Балкарова З.Х. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Нальчик" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2019 по делу N А20-4348/2019 по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Нальчик" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Нальчик" (далее - заявитель, общество, ОА "Газпром") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ( далее - УФАС, антимонопольный орган), в котором просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 10 июля 2019 года N 007/04/9.21-249/2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей
Решением от 26.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд исходил из того, что в действиях АО "Газпром газораспределение Нальчик" содержатся нарушения, выразившиеся в неисполнении обязанностей, установленных для газораспределительной организации Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 30.12.2013 г. N 1314., а именно требований пункта 104 ПравилN 1314 в части установлении требования осуществить газоснабжение согласно проекту и согласовать проект газоснабжения, домовладения Пшихачева М.Х.
Не согласившись с принятым решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.12.2019, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апеллянт считает решение суда первой инстанции незаконным, так как суды неверно применили нормы Правил N 1314, регламентирующие порядок взаимоотношений заявителя и исполнителя при заключении договора подключения, приложениями к которым являются технические условия.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
УФАС представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступила жалоба от Пшихачева М.Х. от 22.04.2019 на действия АО "Газпром газораспределение Нальчик", связанные с затягиванием подключения домовладения по адресу: КБР, г.Баксан, ул.Кушхова 65, а также навязыванием дополнительных услуг не предусмотренных законодательством.
В ответ на запрос в адрес УФАС по КБР обществом была направлена запрошенная информация (исх.N 10/1190-19 от 22.05.19)
В ходе проверки заявления Пшихачева М.Х., а также материалов представленных по обращению УФАС выявлены признаки нарушения Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" при рассмотрении заявки Пшихачева М.Х. на выдачу технических условий на присоединение к газораспределительной сети от 03.10.2018.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, АО "Газпром газораспределение Нальчик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением УФАС, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании постановления недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требованиях, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
В силу пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В силу пунктов 72, 73 и 104 Правил N 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами (пункт 72), отказ исполнителем в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 данных Правил, не допускается (пункт 73), запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены данными Правилами (пункт 104).
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно пункту 13 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Согласно пункту 83 Правил N 1314 договор о подключении содержит следующие существенные условия, в том числе: перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, исполнитель включает в договор о подключении условия о выполнении мероприятий по фактическому присоединению газоиспользующего оборудования заявителя к сети газораспределения; - порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
В соответствии с пунктом 88 Правил N 1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, и мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.
Положениями подпункта "б" пункта 97 Правил N 1314 установлено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с частью 16 статьи 48 ГрК РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (далее - организация), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие), как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем газоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.
Таким образом, анализ статьи 48 ГрК РФ и Правил Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 свидетельствует о том, что необходимость разработки заявителем (потребителем) проектной документации и представление ее газораспределительной организации при подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения возникает лишь в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности.
Под навязыванием контрагенту условий договора понимается направление организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются. Именно настаивание организации на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для контрагента.
Из материалов дела следует, что выданные обществом Пшихачеву М.Х. технические условия прямо указывают на необходимость выполнения им проекта газификации жилого дома.
Учитывая, что разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов индивидуального жилого строения, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в действиях АО "Газпром газораспределение Нальчик" содержатся нарушения, выразившиеся в неисполнении обязанностей, установленных для газораспределительной организации Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 30.12.2013 г. N 1314, а именно требований пункта 104 ПравилN 1314 в части установлении требования выполнить проект газоснабжения жилого дома и согласовать проект газоснабжения (домовладения Пшихачева М.Х.).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.01.2019 г. по делу N А63-23470/2017.
Довод апелляционной жалобы о том, что Пшихачев М.Х. не лишён был возможности направить обществу проект протокола разногласий на условие договора о необходимости выполнения проекта газификации жилого дома Пшихачева М.Х., отклоняется апелляционным судом, исходя из следующего.
Согласно положениям статьи 445 ГК РФ направление протокола разногласий является обязанностью для стороны, заключение договора для которой обязательно. Учитывая, что Пшихачев М.Х. не является стороной в договоре, на которой лежит обязанность по заключению договора, апелляционный суд полагает, что предоставление протокола разногласий является правом, а не обязанностью Пшихачева М.Х. Следовательно, непредставление протокола разногласий в отношении условий договора о необходимости разработки проекта газификации жилого дома, не может свидетельствовать о согласии Пшихачева М.Х с указанным условием договора и свидетельствовать об отсутствии в действиях АО "Газпром газораспределение Нальчик" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2019 по делу N А20-4348/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4348/2019
Истец: АО "Газпром газораспределение Нальчик"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР
Третье лицо: Пшихачев М. Х., Куашев Адмир Залимович, Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР