25 марта 2020 г. |
Дело N А83-19705/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 декабря 2019 года по делу N А83-19705/2018 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" (далее - заявитель, общество, ООО "АП "Химпромсоюз") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру (далее - Госкомрегистр, орган регистрации прав) о признании незаконным решения от 10.08.2018 N 90/016/161/2017-570 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - здание склада с кадастровым номером 90:22:010219:922, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Буденного, д.32, и возложении обязанности на орган регистрации прав зарегистрировать право собственности общества на указанный объект (требование, выделенное судом в отдельное производство).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.12.2019, заявление общества удовлетворено, решение Госкомрегистра от 10.08.2018 N 90/016/161/2017-570 признано незаконным, на регистрирующий орган возложена обязанность в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать право собственности общества на спорный объект.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Госкомрегистр обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о законности принятого органом регистрации прав решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, так как заявителем не был представлен с заявлением оригинал правоустанавливающего документа на заявленный к регистрации объект недвижимости; в ЕГРН содержится информация о запрете на совершение регистрационных действий по отчуждению объектов недвижимого имущества; не получены ответы на межведомственные запросы.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на апелляционную жалобу обществом и иными лицами, участвующими в деле, не представлены. Ходатайством общество известило апелляционный суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без участия своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ, не установлены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.10.2017 общество обратилось в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание литера Д, общей площадью 78,8 кв.м, с кадастровым номером 90:22:010219:922, расположенное по адресу: Республики Крым, г. Симферополь, ул. Буденного, д.32, приложив, в числе прочего, решения Исполнительного Комитета Симферопольского городского совета от 02.10.2007 N 2578, от 12.12.2007 N 3207, решение Киевского районного суда г.Симферополя от 05.05.2008, свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 21.12.2007 и кадастровый паспорт здания от 28.03.2016.
Госкомрегистр, проверив представленные обществом документы, в соответствии с пунктами 5, 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) приостановил до 01.02.2018 государственную регистрацию, о чем известил общество уведомлением от 01.11.2017 N 90/016/161/2017-570. Основанием для приостановления регистрации послужило не представление оригинала правоустанавливающего документа (надлежащим образом заверенная копия), в ЕГРН содержится информация о запрете на совершение регистрационных действий по отчуждению объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Буденного, д.32, а также в связи с направлением межведомственных запросов в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым.
01.02.2018 Госкомрегистр вновь приостановил действия по регистрации права собственности общества уведомлением N 90/016/161/2017-570 до снятия ареста и уведомил общество о том, что с заявлением о государственной регистрации не представлен оригинал правоустанавливающего документа (надлежащим образом заверенная копия), в ЕГРН содержится информация о запрете на совершение регистрационных действий по отчуждению объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Буденного, д.32.
Сообщением от 10.08.2018 N 90/016/161/2017-570, вынесенным в отношении всех заявленных обществом к регистрации объектов недвижимости, Госкомрегистр на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, со ссылкой на неустранение причин, препятствующих осуществлению регистрации права собственности общества, отказал в осуществлении указанных действий, отметив, что с заявлением о государственной регистрации права обратилось ненадлежащее лицо, не представлены документы необходимые для осуществления государственной регистрации права, содержащиеся в представленных документах сведения недостоверны. Также Госкомрегистр указал обществу, что решение Киевского районного суда г.Симферополя от 05.05.2008 представлено в копии не заверенной судом, принявшим судебный акт.
Полагая, что указанное решение об отказе в государственной регистрации права собственности является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Признавая незаконным отказ Госкомрегистра, суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Законом N 218-ФЗ, учитывая положения Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N38-ЗРК), пришел к выводу, что у регистрирующего органа не было оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности общества, так как все необходимые документы для регистрации были представлены заявителем, а дополнительные сведения могли быть получены Госкомрегистром в порядке межведомственного взаимодействия.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав закреплено в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
В силу частей 3, 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Частями 1, 4 пункта 2, 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации права в орган регистрации прав в установленном порядке подается заявление, к которому прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим законом или иными федеральными законами.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 22.11.2005 между Симферопольским городским Советом (арендодатель) и ЗАО "Автотранспортное предприятие "Химпросоюз" заключен договор аренды земельного участка сроком до 15.09.2030 для реконструкции существующих строений производственной базы и строительства объектов производственно-складского и административного назначения, находящихся по адресу: г.Симферополь, ул.Буденного, 32. Договор аренды зарегистрован в Крымском региональном филиале ГП "Центр ГЗК при Госкомземе Украины" 22.12.2005 за N 040500100089. Земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации с кадастровым номером 90:22:010219:66.
На основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 12.12.2007 N 3207 "Об оформлении права частной собственности на имущественный комплекс по ул.Буденного, 32 на имя ЗАО "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" право частной собственности общества (доля в праве 92/100) на комплекс по ул.Буденного, 32, г.Симферополь зарегистрировано Крымским республиканским предприятием "Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации" (далее - КРП СМ БРТИ) 20.12.2007.
Вступившим в законную силу решением Киевского районного суда города Симферополя от 05.05.2008 по делу N 2-3728/2008 произведен выдел в натуре из общего имущества, расположенного по адресу: г.Симферополь, ул.Буденного, д.32 и признано право частной собственности общества на отдельные здания, сооружения, помещения, в том числе на литер Д площадью 78,8 кв.м, право частной собственности общества на нежилые здания зарегистрировано КРП СМ БРТИ 26.05.2008.
По сообщению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым БТИ" в городе Симферополь от 04.10.2017 N 17/489 в соответствии с данными инвентарного дела N 4144 право собственности на объекты недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2013, расположенные по адресу: ул. Буденного, д.32 в г.Симферополе, зарегистрировано за ООО "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз", в том числе, на нежилое здание лит. "Д", в материалах инвентаризационного дела отсутствует информация о наличии арестов, запрещений и иных обременений на указанный объект недвижимого имущества.
Согласно ответу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на запрос о предоставлении информации от 02.06.2017 производственное здание общей площадью 78,8 кв.м, лит. Д, расположенное по адресу: ул. Буденного, 32, г. Симферополь, по состоянию на 15.05.2017 в реестре имущества Республики Крым не числится.
В силу прямого указания статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Законом Республики Крым N 38-ЗРК, регламентирующим вопросы в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым, установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 4 статьи 8).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, исходя из подпунктов 23, 25 пункта 1 которого такими документами являются решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.
Согласно части 6 статьи 8 Закона N 38-ЗРК, в случае если документы, являющиеся основаниями государственной регистрации, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, обеспечивает перевод на русский язык таких документов.
Таким образом, заявитель подал для государственной регистрации ранее возникшего права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010219:922 площадью 78,8 кв.м все необходимые документы.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
По смыслу приведенных правовых норм при проведении правовой экспертизы государственный регистратор не уполномочен давать оценку ранее зарегистрированному праву. Иное означало бы, что правообладатель может быть произвольно лишен признанного государством права на недвижимое имущество без надлежащей судебной процедуры.
При таком положении государственный регистратор, приостанавливая государственную регистрацию права, фактически поставил под сомнение существование ранее зарегистрированного права собственности ООО "АП "Химпромсоюз" на нежилое здание литера "Д", что недопустимо в силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На такую правоприменительную позицию указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.12.2018 N 67-КГ18-20, отметив, что иной подход может привести к нарушению конституционных гарантий охраны частной собственности, одной из которых является лишение имущества только по решению суда (часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм федерального и регионального законодательства и установленных судом первой инстанции обстоятельств, указание регистрирующего органа на отсутствие правоустанавливающего документа и обращение с заявлением о государственной регистрации права ненадлежащего лица при предоставлении заявителем необходимых и надлежащих документов, не соответствует требованиям статьей 14, 18, 21, 26 Закона о регистрации недвижимости и не является основанием для приостановления государственной регистрации права общества на спорный объект недвижимого имущества, следовательно, отказ в осуществлении государственной регистрации права собственности ООО "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" на здание с кадастровым номером 90:22:010219:922, расположенное по адресу Республика Крым, г. Симферополь, ул. Буденного, д.32, по причине неустранения в течение срока приостановления государственной регистрации препятствий, указанных регистрирующим органом, является незаконным.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленное требование общества и возложил на регистрирующий орган обязанность устранить допущенное нарушение прав путем осуществления действий по государственной регистрации права собственности общества на спорный объект недвижимого имущества.
Доводы Госкомрегистра, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда, фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают изложенных в решении выводов суда и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 декабря 2019 года по делу N А83-19705/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19705/2018
Истец: ООО "АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ХИМПРОМСОЮЗ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ