г. Томск |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А02-1805/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2020 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.,
судей: Сластиной Е.С.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Новикова О.Л.), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Выстрел" (07АП-1137/2020) на решение от 23 декабря 2019 г. Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1805/2019 (судья Амургушев С.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Выстрел" (ОГРН 1074401010750, ИНН 4401082030, ул. Юбилейная, д. 28, корп. А, пом. 17, г. Кострома, обл. Костромская)
к Отделу Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай (ОГРН 1030400748377, ИНН 0411112310, ул. Энергетиков, д. 9, литер А, с. Майма, Майминский р-н, Республика Алтай),
обществу с ограниченной ответственностью "Стелла" (ОГРН 1117847551106, ИНН 7814521051, пр. Испытателей, д. 12, корп. литер А, г. Санкт-Петербург)
о признании электронного аукциона N 0377100001819000094 на поставку винтовки пневматической для спортивной стрельбы для нужд ОФСИН России по Республике Алтай и государственного контракта недействительными,
при участии в судебном заседании:
от истца - Глотов И.Н. по доверенности от 27.12.2019;
от ответчика (Отдела ФСИН по Республике Алтай) - Дементьева Н.Г. по доверенности от 14.02.2020;
от ответчика (ООО "Стелла") - не явился;
от УФАС по Республике Алтай - Матыева Я.А. по доверенности от 02.09.2019;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Выстрел" (далее - истец, ООО "Выстрел") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Отделу Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай (далее - ОФСИН по Республике Алтай) и обществу с ограниченной ответственностью "Стэлла" (далее - ООО "Стэлла") о признании электронного аукциона N 0377100001819000094 на поставку винтовки пневматической для спортивной стрельбы для нужд ОФСИН России по Республике Алтай и государственного контракта недействительными.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее - УФАС по Республике Алтай).
Решением от 23 декабря 2019 г. Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В жалобе ООО "Выстрел" указывает, что выводы суда первой инстанции сделаны с нарушением норм материального права, а именно Закона "Об оружии". Судом не учтено, что пневматическое оружие с дульной энергией свыше 3 Дж относится к гражданскому спортивному оружию, на которое распространяется требование о наличии лицензии на торговлю. Исключение, предусмотренное частью 6 статьи 9 Закона "Об оружии" касается приобретения спортивного пневматического оружия юридическим лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им, спортивными и образовательными организациями.
Также апеллянтом представлены письменные объяснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), приложено письмо Управления лицензионно-разрешительной работы Росгвардии от 18.12.2019 N 9/6210 в качестве позиции лицензирующего органа в отношении спорной ситуации.
От ОФСИН по Республике Алтай, ООО и УФАС по Республике Алтай в порядке статьи 262 АПК РФ представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых ответчики и третье лицо находят несостоятельными доводы жалобы, выводы суда первой инстанции поддерживают в полном объеме.
Принявшие участие в судебном заседании представители сторон и третьего лица поддержали занятые правовые позиции, настаивали на них.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участников процесса, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОФСИН по Республике Алтай выступил заказчиком электронного аукциона на поставку винтовки пневматической для спортивной стрельбы, о чём 28.08.2019 г. было опубликовано извещение N 0377100001819000094 на электронной площадке http://zakupki.gov.ru.
Датой окончания подачи заявок указано 04.09.2019.
Порядок подачи заявок: подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Указанные электронные документы подаются одновременно. Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе в отношении каждого объекта закупки. Участник электронного аукциона, подавший заявку на участие в таком аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.
Начальная (максимальная) цена контракта 209 143.00 Российский рубль.
Объект закупки: Оружие спортивное пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж.
Согласно Разделу II "Техническая часть документации об аукционе" в рамках данной закупки требуется поставить винтовку спортивную пневматическую, калибра 4,5 мм, с дульной энергией не более 7,5 Дж.
Заявки на участие в электронном аукционе подали ООО "Выстрел" и ООО "Стэлла". Обе организации были допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 09.09.2019 членами аукционной комиссии заказчика рассмотрены 2 заявки (N 1 - ООО "Выстрел", N 2 - ООО "Стэлла"), которые были признаны соответствующими требованиям документации о закупке.
Победителем признано ООО "Стелла", предложившее наименьшую стоимость контракта.
Не согласившись с результатами электронного аукциона ООО "Выстрел" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным электронного аукциона N 0377100001819000094 на поставку винтовки пневматической для спортивной стрельбы для нужд ОФСИН по Республике Алтай и государственного контракта от 30.09.2019, заключенного по его итогам с ООО "Стелла"
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что победитель аукциона - ООО "Стэлла" соответствует требованиям, предъявляемым участникам электронного аукциона, в связи с чем нарушения требований законодательства при проведении аукциона не допущено.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто либо необоснованно был отстранён от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлёкшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1).
Признание торгов недействительными влечёт недействительность договора, заключённого с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьёй 167 данного кодекса (пункт 2).
Как разъяснено в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации публичные торги, проведённые в порядке, установленном для исполнения судебных актов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания оспоримых сделок недействительными. Если лицо полагает, что сделка, заключённая на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
Обращаясь с настоящим иском, ООО "Выстрел" указывало, что на результаты оспариваемого аукциона повлияло отсутствие в технической документации требования к участнику о лицензировании деятельности по реализации гражданского оружия, что привело к участию в конкурсе лиц, не обладающих такой лицензией, и как следствие повлияло на предложенную цену продажи со стороны таких участников.
Статьей 9.1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) установлено, что разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно части 1 статьи 9 Закона об оружии приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.
Из части 6 статьи 9 Закона об оружии следует, что приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежат лицензированию в случае приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики), спортивными организациями и образовательными организациями.
Буквальное прочтение исключения, установленного данной нормой права, позволяет прийти к выводу, что не подлежат лицензированию именно приобретение (равно и экспонирование и коллекционирование) спортивного пневматического оружия специальными субъектами - юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им, спортивными организациями и образовательными организациями.
В настоящем случае, участники аукциона должны поставить, но не приобрести, как то установлено исключением частью 6 статьи 9 Закона об оружии, винтовку спортивную пневматическую, калибра 4,5 мм, с дульной энергией не более 7,5 Дж, то есть исключение, допускающее отсутствие лицензии, на спорные правоотношения не распространяется.
С учетом изложенного, следует признать противоречащим приведенным нормам права вывод суда первой инстанции о возможности применения к обстоятельствам настоящего дела положений части 6 статьи 9 Закона об оружии.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из положений пункта 3 статьи 23 и пункта 1 статьи 49 ГК РФ следует, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, подлежат лицензированию.
Статьей 3 Закона об оружии пневматическое оружие с дульной энергией свыше 3 Дж отнесено к гражданскому оружию.
Согласно пункта 2.5.2 ГОСТ Р 51612-2000 "Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний" спортивное пневматическое оружие это пневматическое оружие с дульной энергией свыше 3 Дж независимо от калибра.
Объект закупки спорного аукциона является "Оружие спортивное пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж, согласно Разделу II "Техническая часть документации об аукционе" в рамках данной закупки требуется поставить винтовку спортивную пневматическую, калибра 4,5 мм, с дульной энергией не более 7,5 Дж.
Таким образом, исходя из условий и технического задания опубликованной процедуры следует, что ОФСИН по Республике Алтай был заинтересован в приобретении спортивного пневматического оружия, дульная энергия которого превышает 3 Дж, что в силу статьи 9.1 Закона об оружии предполагает обязательное наличие лицензии на продажу гражданского оружия, однако требование о наличии лицензии в технической документации установлено не было.
Таким образом, следует согласиться с доводами апеллянта о том, что вопреки требованиям законодательства о лицензировании и Закона об оружии в технической документации электронного аукциона N 0377100001819000094 требования к участнику о наличии лицензии на осуществление деятельности по реализации гражданского оружия отсутствовали. Отсутствие в технической документации указанного требования привело к участию и победе в конкурсе лица, не обладающих такой лицензией, то есть безусловно повлияло на результаты оспариваемого аукциона.
С учетом изложенного по правилам статьи 449 ГК РФ требование о признании недействительным электронного аукциона N 0377100001819000094 на поставку винтовки пневматической для спортивной стрельбы и государственный контракт от 30.09.2019, заключенный по его итогам с ООО "Стелла" подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, решение от 23 декабря 2019 г. Арбитражного суда Республики Алтай по настоящему делу подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, с принятием по делу в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание, что по итогам рассмотрения апелляционной жалобы принимается судебный акт в пользу истца, по правилам статьи 110 АПК РФ расходы ООО "Выстрел" по оплате государственной пошлины по первой и апелляционной инстанциям, относятся на ответчиков в равных долях.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23 декабря 2019 г. Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1805/2019 отменить, принять новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Признать недействительным электронный аукцион N 0377100001819000094 на поставку винтовки пневматической для спортивной стрельбы для нужд Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай и государственный контракт от 30.09.2019, заключенный по его итогам с обществом с ограниченной ответственностью "Стелла".
Взыскать с Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай в пользу общества с ограниченной ответственностью "Выстрел" 4 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в том числе 3 000 руб. по первой инстанции и 1 500 руб. по апелляционной инстанции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стелла" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Выстрел" 4 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в том числе 3 000 руб. по первой инстанции и 1 500 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1805/2019
Истец: ООО "ВЫСТРЕЛ"
Ответчик: ООО "СТЭЛЛА", Отдел Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2368/20
18.10.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1137/20
09.07.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2368/20
24.03.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1137/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1805/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1805/19