г. Владимир |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А79-9285/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.03.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.11.2019 по делу N А79-9285/2019, принятое по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания Русгидро" (ОГРН 1042401810494 ИНН2460066195) о признании недействительным пункта 1 предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Новочебоксарск от 04.06.2019 N 47-Н.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания Русгидро" - Ермошина О.А. по доверенности от 23.12.2019 N 8488 сроком действия до 31.03.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 29.04.2019 N 47-Н Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Новочебоксарск (далее - Отдел) в отношении публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания Русгидро" (далее - Общество) проведена плановая выездная проверка соблюдения требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Соблюдения требований технических регламентов.
По результатам проверки составлен акт проверки от 04.06.2019 N 47-Н и выдано предписание от 04.06.2019 N 47-Н об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с пунктом 1 указанного предписания, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с требованием о признании его недействительным.
Решением от 22.11.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Указывает, что производственные объекты филиала Общества - "Чебоксарская ГЭС" являются источниками химического (азот диоксид, углерод оксид, сера диоксид и др.) и физического (электромагнитное излучение, шум) воздействия на среду обитания. Согласно акту проверки N 47-Н от 04.06.2019 на расстоянии 40 метров с западной стороны от территории ОРУ-500/200 Кв расположены коллективные сады, жилая зона г.Новочебоксарск с южной и юго-восточной стороны расположены на расстоянии около 1000 метров от базы МТО Чебоксарской ГЭС. На расстоянии более 160 метров с западной стороны территории ОРУ-500/200 кВ расположена территория санатория-профилактория "Надежда". Согласно экспертному заключениюN 85 от 05.11.2014 установлено, что максимальные концентрации загрязняющих веществ составляют: Азота диоксид - 0,35 (концентрация приведена с учётом фона, вклад объекта - 0,20 (в долях ПДК); Углерод оксид - 0,48 (концентрация приведена с учётом фона, вклад объекта - 0,25 (в долях ПДК). При этом оценка физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) на атмосферный воздух не проводилась.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Обществом не установлены размеры санитарно - защитной зоны, при наличии Проекта обоснования, организации и планировки санитарно-защитной зоны филиала Общества по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Набережная, д.34 о соответствии санитарным правилам и нормативам, что является нарушением пунктов 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", пункта 3.1.7. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность до 05.12.2019 установить размеры санитарно - защитной зоны для промышленного объекта.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу части 2 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", которые регламентируют порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия (пункт 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункт 4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В силу положений статьи 20 Федерального закона N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Согласно пункту 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
При этом пунктом 3.1.7 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 N 14 предусмотрено, что достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.
Пунктами 4.2.1, 4.2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.
Как установлено судом первой инстанции, филиал Общества имеет проект обоснования, организации и планировки СЗЗ, который был разработан в 2006 году.
На проект СЗЗ имеется санитарно-эпидемиологическое заключение Отдела от 05.02.2007 N 21.14.08.000.Т.000019.02.07 о соответствии Проекта СЗЗ требованиям СанПиН, СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест". Основанием для признания явилось экспертное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы градостроительной и иной проектной документации филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашия в г. Новочебоксарске" от 02.02.2007 N 21. При этом в экспертном заключении указано следующее: "Проведенная оценка Общества как источника воздействия на среду обитания и здоровье человека с учетом совокупности всех перечисленных факторов (фактора химического загрязнения атмосферы, факторов шумового, вибрационного, теплового воздействия, факторов воздействия электромагнитного поля), оценки хозяйственной деятельности предприятия, анализа планировки прилегающей местности, промплощадок предприятия и климатических условий района, показывает, что уровни воздействия предприятия на среду обитания достигают нормативных значений внутри границы предприятия, Общество не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, и поэтому санитарно-защитная зона не является обязательным элементом для Общества.
В 2012 году, взамен ранее выданного СЭЗ 2007, филиалом Общества было получено санитарно-эпидемиологическое заключение Отдела от 20.09.2012 N 21.14.08.000.Т.000027.09.12 о соответствии Проекта СЗЗ требованиям СанПиН. Основанием для признания явилось ранее выданное СЭЗ 2007.
Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарске" 21.05.2019 по поручению Отдела был проведен отбор проб воздуха на границе СЗЗ для химического анализа.
По результатам анализа был выдан протокол лабораторных испытаний от 23.05.2019 N П323 согласно которому превышений ПДК по исследованным компонентам не выявлено.
Кроме того, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" было подготовлено экспертное заключение от 27.05.2019 N 19-02-212, из которого следует, что осуществляющая производственная деятельность филиала Общества по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Набережная, д. 34 соответствует требованиям, в том числе, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Новая редакция).
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК (предельно допустимых концентраций) и/или ПДУ (предельно допустимых уровней).
Согласно доводам Управления, основанием для требования об установлении размеров санитарно-защитной зоны для промышленного объекта послужили три протокола лабораторных испытаний N 47А(Н) от 18.06.2018 года, N 110А(Н) от 12.10.2018 года, N П193 от 08.04.2019 года, из которых по мнению Управления, следует превышение 0,1ПДК.
Из протокола лабораторных исследований атмосферного воздуха от 18.06.2018 N 47 А(Н) следует, что показатель углерод оксид составил 0,62 м.р., 0,54 м.р., гигиенический норматив составляет 5,0 м.р. Исследование произведено прибором ГА "ЭЛАН-СО-50".
Из протокола лабораторных исследований атмосферного воздуха от 12.10.2018 N 110 А(Н) следует, что показатель углерод оксид составил 0 - 1,10 м.р., 0 1,15 м.р., гигиенический норматив составляет 5,0 м.р.. Исследование произведено прибором ГА "ЭЛАН-СО-50".
Из протокола лабораторных исследований N П193 от 08.04.2019 следует, что показатель углерод оксид составил по пробам NN5920, 5921 менее 0,75 м.р., гигиенический норматив составляет не более 5,0 м.р. Исследование произведено прибором ГА "ЭЛАН-СО-50".
При этом согласно техническим характеристикам прибора ГА "ЭЛАН-СО-50" погрешность составляет + 0,75.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с учетом указанных показателей ни по одному веществу концентрация не превышает 0,1 ПДК, а следовательно, у Общества отсутствует необходимость для установления санитарно - защитной зоны для промышленного объекта.
Кроме того судом правомерно отмечено, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Новая редакция) были внесены изменения в части перечня объектов, на которые распространяется требование указанного СанПиН, а именно, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, а именно от 09.09.2010 N 122 "Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 Изменения и дополнения "к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" из пункта 1.2 действовавшей ранее редакции была исключена фраза "и действующих".
Таким образом, очевидна воля законодателя вывести действующие объекты из-под действия указанного СанПиН, что связано, в том числе с невозможностью соблюдения современных экологических требований (в том числе и по санитарно-защитной зоне) в отношении тех объектов, которые были возведены до установления этих экологических требований. Чебоксарская ГЭС была введена в эксплуатацию поэтапно начиная с конца 70х годов и заканчивая началом 80х годов. Сведений о том, что Чебоксарская ГЭС подвергалась реконструкции либо изменились параметры воздействия на окружающую среду, ответчиками не представлено, следовательно, требования Управления по установлению санитарно-защитной зоны в отношении действующих объектов, является незаконным
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии пункта 1 предписания действующему законодательству.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.11.2019 по делу N А79-9285/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9285/2019
Истец: ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро" в лице филиала "РусГидро" - "Чебоксарская ГЭС"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ-ЧУВАШИЯ
Третье лицо: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГИДРОГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ - РУСГИДРО"