город Ростов-на-Дону |
|
27 марта 2020 г. |
дело N А53-41133/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Абраменко Р.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
По делу N А53-41133/2019 (мотивированное решение изготовлено 14.01.2020).
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
(ОГРН: 1046164019440, ИНН: 6164224201)
к акционерному обществу "Почта Росси" (ОГРН: 1197746000000, ИНН: 7724490000)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - административный орган, Управление Роскомнадзора по Ростовской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Почта России" (далее - АО "Почта России", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2020 акционерное общество "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Почта России" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в нарушение Методики, утвержденной Приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 N 75, вменяемое нарушение выявлено не государственными инспекторами Роскомнадзора, а представителями ФГУП "ГРЧЦ". ФГУП "ГРЧЦ" является коммерческой организацией, не уполномоченной на проведение государственного контроля в области оказания услуг почтовой связи. Работники ФГУП "ГРЧЦ" не являются уполномоченными лицами на проведение контроля, проверок исполнения операторами почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи и иных нормативных правовых актов, в том числе, систематического наблюдения. Ссылка административного органа на Временный порядок взаимодействия территориальных органов Роскомнадзора со структурными подразделениями ФГУП "ГРЧЦ", введенный письмом Роскомнадзора 11.06.2019 N 07 СТ-53212, и Временные методические рекомендации не может быть признан обоснованной, поскольку они не являются нормативными правовыми актами и не соответствуют требованиям Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утверждённой Приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 N 75 и зарегистрированной в Минюсте РФ 04.07.2006 N 8000. Акт мониторинга от 17.10.2019 N 613-012-ОПС и иные документы и сведения, полученные административным органом с нарушением требований нормативных правовых актов, не могут использоваться в качестве доказательств по делу об административном правонарушении в отношении АО "Почта России" и не могут подтверждать вину общества.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 25.09.2019 N 123-нд Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области "О проведении планового систематического наблюдения в отношении АО "Почта России", Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Положения о радиочастотной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434, осуществлялось систематическое наблюдение на территории обслуживания Новошахтинского почтамта УФПС Ростовской области - филиала АО "Почта России".
В результате проведения систематического наблюдения выявлено нарушение пункта 5 Лицензионных требований N 162571 на оказание услуг почтовой связи на территории Ростовской области, раздел XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87; п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), выразившиеся в нарушении порядка оформления почтовых ящиков, размещенных на территории обслуживания Новошахтинского почтамта УФПС Ростовской области - филиал АО "Почта России".
Согласно "Временным методическим рекомендациям по проведению систематического наблюдения/мониторинга за исполнением обязательных требований при осуществлении операторами почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи" в целях апробации процедуры привлечения структурных подразделений ФГУП "ГРЧЦ" в рамках осуществления в опытных зонах мониторинга сетей связи, организованных без использования радиочастотного спектра, при проведении территориальными органами Роскомнадзора систематического наблюдения, 17.10.2019 представителями филиала ФГУП "ГРЧЦ" в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах осуществлялась рассылка контрольных писем внутриобластного потока на территории обслуживания Новошахтинского почтамта УФПС Ростовской области-филиала АО "Почта России".
В ходе проведения систематического наблюдения за деятельностью АО "Почта России" по оказанию услуг почтовой связи на территории обслуживания Новошахтинского почтамта УФПС Ростовской области - филиала АО "Почта России" установлено, что почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции, установленный по адресу: г. Новошахтинск, ул. Тельмана, д. 10, не оформлен в соответствии с п. 8 Правил, на почтовом ящике не было указано: дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции, а также помер почтового ящика.
Правонарушение выразилось в том, что на сети почтовой связи Новошахтинского почтамта УФПС Ростовской области - филиала АО "Почта России" качество услуг почтовой связи не соответствует установленным стандартам п. 8 Правил.
Таким образом, АО "Почта России" не было обеспечено качественное предоставление услуг почтовой связи в части порядка оформления почтовых ящиков.
01.11.2019 на основании выявленных нарушений главным специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Ростовской области в присутствии представителя АО "Почта России" Гудачкова Е.В., действующего на основании доверенности от 02.10.2019, составлен протокол N АП-61/4/4074 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороны страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
Согласно с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к лицензируемому виду деятельности относится вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ установлено, что под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание (часть 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - Перечень), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, в указанный перечень включены услуги почтовой связи.
В соответствии с пунктом 5 раздела XX Перечня одним из условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи является оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обязанность оператора связи оказывать услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи установлено также абзацем 1 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Общество имеет лицензию от 11.04.2018 N 162571 на оказание услуг почтовой связи сроком действия до 11.04.2023, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пунктом 5 лицензионных условий, являющихся приложением к указанной лицензии, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с требованиями действующего законодательства и правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - ПОУПС), операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Услуги почтовой связи входят в Перечень наименований услуг связи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 (раздел XX), которым также утвержден Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, в который включены, в том числе, следующие условия:
1. Соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги;
2. Соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии;
3. Оказание услуг на территории, указанной в лицензии;
4. Обеспечение предоставления пользователю:
а) приема почтовых отправлений;
б) обработки почтовых отправлений;
в) перевозки почтовых отправлений;
г) доставки (вручения) почтовых отправлений;
д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой
связи).
5. Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации;
6. Соблюдение требований о наличии у лицензиата и использовании им отличительного знака почтовой связи, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
7. Выполнение требований по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи.
8. Выполнение требований актов Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена.
9. Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
10. Обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи (для организаций федеральной почтовой связи).
Согласно п. 8 Правил, на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении от 01.11.2019 N АП-61/4/4074, актом мониторинга филиала ФГУП "ГРЧЦ" в ЮФО и СКФО от 17.10.2019 N 613-012-ОПС, фотоматериалами, подтверждается факт нарушения предприятием при осуществлении деятельности лицензионных требований в виде нарушения Правил оказания услуг почтовой связи - почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции, установленный по адресу: г. Новошахтинск, ул. Тельмана, д. 10, не оформлен в соответствии с п. 8 Правил, на почтовом ящике не было указано: дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции, а также помер почтового ящика.
Таким образом, наличие в действиях АО "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
АО "Почта России", осуществляя лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При должной степени заботливости и осмотрительности предприятие имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения предприятием требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Доводы жалобы о том, что работники ФГУП "ГРЧЦ" не являются уполномоченными лицами на проведение проверки выполнения операторами почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи, в том числе проверки правильности оформления почтовых ящиков на обслуживаемой АО "Почта России" территории Ростовской области, в связи с чем документы, в том числе акт мониторинга от 17.10.2019 N 613-012-ОПС, полученные административным органом с нарушением требований нормативных правовых актов, не могут использоваться в качестве доказательств по делу об административном правонарушении в отношении АО "Почта России" и не могут подтверждать вину общества во вменяемом правонарушении, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Приказом Роскомнадзора от 28.05.2010 N 324 утверждено Положение об управлениях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно п. 3.27 Положения об управлениях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управление в соответствии с поставленными задачами осуществляет функции, в том числе взаимодействует с ФГУП "ГРЧЦ" по вопросам мониторинга и лингвистических исследований в сфере массовых коммуникаций.
Приказом Роскомнадзора от 28.06.2019 N 84-нд филиал ФГУП "ГРЧЦ" в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах привлечен к проведению систематического наблюдения в отношении ФГУП "Почта России".
В октябре 2019 года представителями филиала ФГУП "Главный радиочастотный центр" в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах осуществлялся мониторинг соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности оператором почтовой связи.
В результате анализа представленных актов мониторинга РЧЦ в ЮФО и СКФО и фотоматериалов Управлением Роскомнадзора по Ростовской области было установлено, что почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции, установленный по адресу: г. Новошахтинск, ул. Тельмана, д. 10, не оформлен в соответствии с п. 8 Правил, на почтовом ящике не было указано: дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции, а также помер почтового ящика.
Таким образом, функции по государственному контролю в области оказания услуг почтовой связи ФГУП "ГРЧЦ" не передавались, нарушения выявлены уполномоченными лицами Роскомнадзора на основании актов мониторинга. Доказательств того, что при осуществлении мониторинга допущены какие-либо нарушения, представлено не было.
Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС").
Основания для применения положений ст. ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ отсутствуют.
Административное наказание назначено с учетом требований ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2020 по делу N А53-41133/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Р.А. Абраменко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41133/2019
Истец: Управление Роскомнадзора по РО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ", ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"