г. Саратов |
|
09 апреля 2020 г. |
Дело N А12-42092/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Веряскиной С.Г.,
рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Хлебокомбинат - Волжский" (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Горького, 96, ОГРН 1023402007166, ИНН 3435800872)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 января 2020 года по делу N А12-42092/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Бритвин Д.М.),
по заявлению открытого акционерного общества "Хлебокомбинат - Волжский" (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Горького, 96, ОГРН 1023402007166, ИНН 3435800872) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (344068, г. Ростов-на-Дону, пер. Оренбургский, 2А) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Хлебокомбинат - Волжский" (далее - ОАО "Хлебокамбинат - Волжский", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, административный орган) от 22.10.2019 N 07-10-19/1428 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Хлебокамбинат - Волжский", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу от 22.10.2019 N 07-10-19/1428 о привлечении ОАО "Хлебокамбинат - Волжский" к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило нарушение ОАО "Хлебокамбинат - Волжский" требований, указанных в статьях 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), пункте 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (далее - Правила N 815), выразившееся в непредставлении в установленный законом срок (не позднее 22.07.2019) деклараций об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2019 года.
По факту выявленных нарушений МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу в отношении ОАО "Хлебокамбинат - Волжский" составлен протокол от 08.10.2019 N 07-10-19/1428 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.10.2019 N 07-10-19/1428 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Объективную сторону данного административного правонарушения образуют такие самостоятельные действия (бездействие) как нарушение порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции; несвоевременная подача соответствующей декларации об объемах производства и оборота алкогольной продукции; искажение информации при декларировании производства и оборота алкогольной продукции.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:
- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, а именно: перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.
В пунктах 3, 7, 8 Правил N 815 указано, что организации, осуществляющие закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемую в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций, указанными в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", представляют декларации об объеме перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В пункте 15 Правил N 815 определено, что декларации, за исключением деклараций, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил, представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 16 Правил N 815 декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, сертификат ключа проверки которой выдан в установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" порядке.
Актуальная редакция данных Правил действует с 01.01.2019, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1719.
Вместе с тем, пунктом 2 указанного постановления Минфину России поручено в 3-месячный срок утвердить формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, а также порядок их заполнения.
Таким образом, до момента утверждения Минфином России обновленного формата и порядка заполнения деклараций, представление деклараций должно осуществляться в соответствии Приказами Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 и от 23.08.2012 N 231.
Приказы Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 и от 23.08.2012 N 231 закрепляют нормы по предыдущим формам деклараций до внесения изменений, следовательно, декларацией об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является декларация по форме N 7, декларацией об объеме перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции является декларация по форме N 9.
Нарушение указанных требований образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
По сведениям ЕГАИС "Отчет об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 АО "Биохим" (ИНН 6828000346, КПП 682801001) зафиксирована поставка спирта этилового высшей очистки 96,4 % (код вида продукции 020) в адрес ОАО "Хлебокамбинат - Волжский" по ТТН N 389/19 от 20.06.2019 в объеме 1,97 дал.
Как пояснило ОАО "Хлебокамбинат - Волжский", общество является производителем хлебобулочной и кондитерской продукции, осуществляет закупку и перевозку этилового спирта один раз в год для технологических нужд. Перевозка вышеуказанной продукции осуществлена заявителем собственными силами.
Вместе с тем, ОАО "Хлебокамбинат - Волжский" не представило в установленный законом срок (не позднее 22.07.2019) декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2019 года.
Обязанность предоставлять соответствующие декларации и факт их непредставления ОАО "Хлебокамбинат - Волжский" подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и не оспариваются заявителем.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ОАО "Хлебокамбинат - Волжский" правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОАО "Хлебокамбинат - Волжский" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к необходимости признания совершенного правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Вышеуказанная норма не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
При этом необходимо учитывать, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Состав административного правонарушения, указанный в статье 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
Вместе с тем, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Кроме того, допущенное ОАО "Хлебокамбинат - Волжский" правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции, направленный на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции, препятствует реализации МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу своих функций по контролю (надзору) в указанной сфере.
Указанные заявителем апелляционной жалобы обстоятельства, в том числе социальная значимость предприятия, небольшой объем закупленного этилового спирта в год для технических нужд, отсутствие последствий допущенного нарушения, отсутствие сведений о привлечении заявителя к административной ответственности за аналогичные правонарушения, а также то обстоятельство, что до внесения изменений в часть 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ для такого объема этилового спирта не требовалось декларирование закупки и перевозки, сами по себе не являются основаниями для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Более того, заявляя о малозначительности проступка, ОАО "Хлебокамбинат - Волжский" не привело достаточных доказательств исключительности рассматриваемого случая и возможности освобождения его от административного наказания.
Частичное устранение указанных в протоколе нарушений не исключает наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения на момент его совершения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 января 2020 года по делу N А12-42092/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья С.Г. Веряскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-42092/2019
Истец: ОАО "ХЛЕБОКОМБИНАТ - ВОЛЖСКИЙ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ