г. Владимир |
|
13 апреля 2020 г. |
Дело N А79-13113/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" (423458, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ризы Фахретдина, д. 37; ОГРН 1061644064371, ИНН 1644040195)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.01.2020
по делу N А79-13113/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" о признании недействительным предписания администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 02.09.2019 N 04,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" (далее - ООО "Татнефть-АЗС Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) от 02.09.2019 N 04 о демонтаже рекламной конструкции и удалении информации.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.01.2019 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Татнефть-АЗС Центр" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку информационная стела не является рекламной конструкцией и в соответствии со сложившимся обычаем делового оборота служит для размещения информации о проводимых маркетинговых акциях на АЗС.
Администрация г. Чебоксары в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами Общества, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 3 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность оспариваемого ненормативного акта.
Установлено по делу, что 28.08.2019 комиссия муниципального бюджетного учреждения "Городская реклама" (далее - МБУ "Городская реклама") зафиксировала установленную по адресу: г. Чебоксары, проспект Тракторостроителей, 118 А, АЗС N 389 "Татнефть", рекламную конструкцию (баннерное полотно на стеле) следующего содержания: "Заправь 20 и более литров, получи скидку 1 руб. на АИ 95 АИ 92 с 19:00 до 6 утра + 50 коп. За наличный расчет и по банковской карте", о чем составлен соответствующий акт от 28.08.2019 N 13.
Установив, что владельцем выявленной рекламной конструкции является ООО "Татнефть-АЗС Центр", администрация выдала предписание о демонтаже рекламной конструкции и удалении информации от 02.09.2019 N 04, согласно которому в срок до 06.10.2019 произвести демонтаж рекламной конструкции (баннерное полотно) на стеле с информацией "Заправь 20 и более литров, получи скидку 1 руб. на АИ 95 АИ 92 с 19:00 до 6 утра + 50 коп. За наличный расчет и по банковской карте" и удалить информацию, размещенную на рекламной конструкции в течение трех дней со дня выдачи данного предписания по адресу: г. Чебоксары, просп. Тракторостроителей, 118 А, АЗС N 389 "Татнефть".
Посчитав, что предписание администрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Татнефть-АЗС Центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
В соответствии с Уставом МБУ "Городская реклама" создано администрацией города Чебоксары в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Чебоксары, в том числе, проведение инвентаризации средств наружной рекламы и информации; осуществление визуального осмотра за своевременной установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы и информации в соответствии с выданной разрешительной документацией и принятых обязательств со стороны рекламораспространителей.
Из приведенных выше правоположений следует, что предписание о демонтаже незаконно размещенных рекламных конструкций выдал уполномоченный орган.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) целями этого Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона N 38-ФЗ он не распространяется на информацию, раскрытию или распространению либо доведению до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Установлено по делу, что ООО "Татнефть-АЗС Центр" является собственником АЗС N 389, расположенной по адресу: г. Чебоксары, просп. Тракторостроителей, д. 118 А (свидетельство от 09.02.2012 N 21 АД 602700).
В границах земельного участка АЗС N 389, арендованного ООО "Татнефть-АЗС Центр" по договору от 29.11.2012 N 342/3528-К, установлено информационное табло (стела).
На указанном информационном табло (стеле) размещены фирменный знак и логотип "TATNEFT", а также информация о марках отпускаемых нефтепродуктов и об их цене.
Кроме того, на нем закреплено баннерное полотно, содержащее информацию: "Заправь 20 и более литров, получи скидку 1 руб. на АИ 95 АИ 92 с 19:00 до 6 утра + 50 коп. За наличный расчет и по банковской карте".
В пункте 5.4 "ГОСТ Р 58404-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации" предусмотрено, что на территории АЗС и/или при подъезде к ней устанавливаются освещаемые в темное время суток информационные табло (стелы) с указанием марок отпускаемых нефтепродуктов (допускается не указывать на стеле наименование автомобильного бензина и дизельного топлива, а также символы, обозначающие их экологический класс) и их цены. На табло (стелах) дополнительно может наноситься информация об оказываемых на АЗС сервисных услугах, проводимых маркетинговых акциях и т.п.
Заявитель указывает, что информация, размещенная на информационной (ценовой) стеле АЗС является информацией о проведении маркетинговых акций "Ночной кураж" и "Превосходя ожидание", приложив приказы ООО "Татнефть-АЗС Центр" от 31.07.2019 N 300, N 301.
Между тем, Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2017 N 1006 утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары (далее - Правила).
Согласно пункту 1.6 Правил под информационной конструкцией понимается элемент объекта внешнего благоустройства, представляющий из себя как отдельно стоящую, так и размещаемую на опорах, фасадах, крышах, на (в) витринах или на иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений конструкцию, не содержащую сведений рекламного характера, и выполняющую функцию информирования граждан.
Проанализировав содержание информации, указанной на рекламной конструкции, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на баннерном полотне размещена не информация об Обществе, видах товаров и услуг, им предоставляемых, а указано о наличии скидок при конкретных условиях, что привлекает внимание потребителей к товарам и услугам Общества и побуждает их обратиться именно к нему.
Согласно пункту 3.3.9.21 Правил установка информационных конструкций на территории города Чебоксары осуществляется после согласования дизайн-проекта размещения информационных конструкций с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в соответствии с Административным регламентом на предоставление муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары", утвержденным администрацией города Чебоксары.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.3.9.25 Правил на типовых улицах запрещается размещение баннеров, информационных флагов, штендеров (за исключением меню предприятий общественного питания), конструкций на ограждениях, крупногабаритных панель-кронштейнов.
Доказательства согласования размещения спорного баннерного полотна с органами местного самоуправления, а также выдачи разрешения на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции по адресу нахождения АЗС N 389 в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, незаконно размещена рекламная конструкция (баннерное полотно) на стеле по адресу: г. Чебоксары, просп. Тракторостроителей, 118 А, АЗС N 389 "Татнефть", содержащая информацию: "Заправь 20 и более литров, получи скидку 1 руб. на АИ 95 АИ 92 с 19:00 до 6 утра + 50 коп. За наличный расчет и по банковской карте".
Утверждение заявителя о том, что информация о цене на товар, в том числе с учетом предоставляемой скидки и для определенного круга потребителей, является обязательной для юридического лица в силу закона, является несостоятельным, поскольку в тексте рекламы не определен круг потребителей, которым предоставляется скидка.
Кроме того, из текста размещенной информации невозможно соотнести принадлежность предоставляемой скидки к маркетинговым акциям ООО "Татнефть-АЗС Центр" "Ночной кураж" и "Превосходя ожидание".
Позиция Общества о ничтожности пункта 3.3.9.25 Правил является юридически неверной, так как Правила утверждены в рамках реализации предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ полномочий Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 N 40, на основании иных законодательных актов Российской Федерации и Чувашской Республики, муниципальных правовых актов города Чебоксары, указанный пункт Правил действует.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услуга), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В пункте 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что информация о товарах (работах, услуга) в обязательном порядке должна содержать, в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).
Утверждение заявителя о нарушении прав потребителей на получение достоверной информации о предложенном товаре основано на неверном толковании законодательства, поскольку необходимая для потребителей информация об ассортименте товара и о его цене отражена непосредственно на информационном табло (стеле) и размещенная Обществом на баннерном полотне информация к такому роду сведениям не относится.
Ссылку Общества о нарушении администрацией положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Закон N 294-ФЗ) суд находит ошибочной, поскольку процедура выдачи предписания не относится к проверочным мероприятиям предпринимательской деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и не является муниципальным (надзором) контролем.
Рассматриваемые правоотношения направлены на обеспечение законности размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары вне зависимости от того, кто является их владельцем: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо.
В данном случае проверка, предусмотренная пунктом 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ, не осуществлялась, хозяйственная деятельность юридического лица не проверялась, соответственно распоряжения или приказа о ее проведении в соответствии с ее назначением и только во время исполнения служебных обязанностей, не требовалось.
Кроме этого суд учитывает, что вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 07.10.2019 по делу N 5-1312-2019/9 должностное лицо -заместитель начальника Чувашского филиала по реализации ООО "Татнефть-АЗС Центр" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за установку и эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе фотоматериалы, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что у органа местного самоуправления имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку Общество незаконно установило баннерное полотно на стеле.
Оспариваемое предписание от 02.09.2019 N 04 выдано уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству о рекламе и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ООО "Татнефть-АЗС Центр" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.01.2020 по делу N А79-13113/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.01.2020 по делу N А79-13113/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-13113/2019
Истец: ООО "Татнефть-АЗС Центр"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики