г. Москва |
|
16 апреля 2020 г. |
Дело N А40-252629/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу ГУ-УПФР в г. Ростове (межрайонное) на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2019, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-252629/19 (107-5370),
по исковому заявлению ГУ-УПФР в г. Ростове (межрайонное)
к ГБУЗ г. Москвы "НИИ НДХИТ"
о взыскании убытков
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ГУ-УПФР в г.Ростове (межрайонное) (далее - заявитель, Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ГБУЗ г.Москвы "НИИ НДХИТ" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании ущерба в виду излишне уплаченной Антоновой Л.М. пенсии в размере 7713,42 р.
Решением суда от 25.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Управление ПФР обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению истца, судом не были рассмотрены представленные документы, подтверждающие причинно- следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и наступлением вреда, размера убытков заявителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управление ПФР выплатило Антоновой Л.М. пенсию по старости за период с 01.09.2018 по 28.02.2019, с учетом индексации пенсии по старости на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), при отсутствии оснований для выплаты индексации к пенсии в размере 7713,42 р. по причине того, что Антонова Л.М. в период выплаты являлась работником ответчика, то есть работающим пенсионером и работодатель в нарушении статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон) представил сведения по форме СЗВ-М в территориальное отделение ПФР за сентябрь 2018 года с нарушением установленного законом срока (фактически сведения были представлены 29.12.2018).
После обнаружения излишней выплаты пенсии Антоновой Л.М. из-за несвоевременного представления работодателем ГБУЗ г.Москвы "НИИ НДХИТ" сведений о нем в территориальное отделение ПФР, заявитель посчитал, что излишне выплаченная пенсия является убытками, на основании Закона N 400-ФЗ и ст. 15 ГК РФ
Управление ПФР обратилось к Учреждению с требованием о возмещении причиненных в связи с виновными действиями ответчика убытков в виде излишне выплаченной пенсии.
Поскольку соответствующее требование было оставлено Учреждением без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказана совокупность условий, необходимая для взыскания с ответчика убытков.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что истцом не представлено доказательств противоправности поведения Учреждения (несвоевременного представления СЗВ-М), а также причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Судом первой инстанции установлено, что в сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 были представлены Учреждением с нарушением срока.
При этом, согласно статье 26.1 Закона N 400-ФЗ выплата повышенной пенсии, с учетом индексации, производится на основании решения, принимаемого ежемесячно после получения сведений по форме СЗВ-М от страхователя - работодателя.
Согласно представленных документов спорные суммы индексации пенсии были выплачены Антоновой Л.М. на основании соответствующих решений, при этом, у ПФР на дату выплаты и даты принятия решений об индексации уже имелась информация о работе Антоновой Л.М. у ответчика в виду представления им сведений по форме СЗВМ за последующие периоды, в которых Антонова Л.М. была указана среди работающих лиц.
Кроме того, судом обоснованно учтено, что Управление ПФР не представило в материалы дела доказательства выплаты излишне начисленной пенсии, а также доказательства нарушения срока представления отчетности за сентябрь 2018 года.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что, если на момент выплаты пенсии с учетом индексации у ПФР имелась информация о том, что пенсионер является работающим, полученная из формы СЗВ-М за последующие периоды, факт нарушения работодателем срока представления сведений СЗВ-М за предыдущий период до выплат, не свидетельствует о его вине в излишних выплатах, ввиду отсутствия причинно-следственной связи между его действиями и излишними выплатами, вследствие чего, основания для взыскания убытков с ответчика в пользу Управления ПФР в данном случае отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд пришел к правомерному выводу о том, что истцом не представлено достаточного документального обоснования, позволяющего усмотреть причинно-следственную связь между поведением ответчика и наступлением вреда, размера убытков.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как необоснованные и противоречащие материалам дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2019 по делу N А40-252629/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, установленном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: И.А. Чеботарева
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252629/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.РОСТОВЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕОТЛОЖНОЙ ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ И ТРАВМАТОЛОГИИ" ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ