город Москва |
|
20 апреля 2020 г. |
Дело N А40-323239/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Госинспекции по недвижимости
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2020
по делу N А40-323239/19, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ООО "Инвестстройпроект" (ОГРН 1027706020000)
к Госинспекции по недвижимости
о признании незаконным постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2020, принятым в порядке упрощенного производства, признано незаконными и отменено постановление Госинспекции по недвижимости от 03.12.2019 по делу N 2751-ЗУ/9060140-19 о привлечении ООО "Инвестстройпроект" к административной ответственности, предусмотрено ч. 1 ст. 6.11 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Госинспекция по недвижимости, не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 03.12.2019 уполномоченным должностным лицом Госинспекции по недвижимости вынесено постановление по делу N 2751-ЗУ/9060140-19, которым ООО "Инвестстройпроект" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.11 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 70.000 руб.
Не согласившись с вынесенным инспекцией постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения арбитражного суда по данному делу, исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности,
апелляционный суд установил, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом соблюдены.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено должностными лицами административного органа в рамках их полномочий.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела следует, что Госинспекцией по недвижимости проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: 117152, Москва, Балаклавский проспект, вл. 28Б, стр. 5, кадастровый номер 77:06:0005016:5114, площадью 91 кв.м., на котором размещается нежилое одноэтажное строение с кадастровым номером 77:06:0005016:1077 общей площадью 42,9 кв.м., 1975 года постройки, оформленное в собственность ООО "Инвестстройпроект" согласно записи в ЕГРН от 23.01.2008 N 77-77-03/083/2007-078. Земельно-правовыми отношениями указанный земельный участок не обременен.
По результатом данного обследования административным органом установлено, что указанный земельный участок используется обществом пропорционально оформленным имущественным правам (42, 9 кв.м. в здании общей площадью 42, 9 кв.м.), нарушены п. п 6, 7 ст. 4, п. 1.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве".
В соответствии с ч. 1 ст. 6.11 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, использование земельного участка, находящегося в собственности г. Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами г. Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.13 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50.000 до 100.000 руб.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) юридического лица, в пользовании которого находится земельный участок г. Москвы или земельный участок, собственность на который не разграничена, нарушающих установленные нормативными правовыми актами г. Москвы требования по оформлению необходимых документов для правомерного использования земельного участка.
Административный орган в оспариваемом постановлении указывает о нарушении обществом требований п. п. 6, 7 ст. 4 и п. 1.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве".
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" основания для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в ч. 6 настоящей статьи, а также оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы.
В силу п. 6 ст. 4 и п. 1.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" в качестве основания для занятия и использования земельного участка являются оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства г. Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим законом и иными правовыми актами г. Москвы.
ООО "Инвестстройпроект" является собственником нежилого одноэтажного строения, кадастровый номер 77:06:0005016:1077, общей площадью 42,9 кв.м. по адресу: Москва, Балаклавский проспект, вл. 28Б, стр. 5, которое расположено (по плану застройки площадью 42,9 кв.м.) на земельном участке, кадастровый номер 77:06:0005016:5114, площадь 91 кв.м. с теми же адресными ориентирами.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок оформления в соответствии с федеральным законодательством указанных в п. 6 ст. 4 и п. 1.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" документов, в том числе аренды (договоры аренды), установлен постановлением Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199- ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы".
В соответствии с установленным порядком (административным регламентом) общество для оформления земельно-имущественных отношений по аренде земельного участка, на котором находится принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости, в 2014 году обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
03.07.2014 по результатам рассмотрения заявления общества Департаментом городского имущества г. Москвы вынесено распоряжение N 8973 об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Москва, Балаклавский проспект, вл. 28Б, стр. 5 на кадастровой карте территорий с установленным видом разрешенного использования.
В дальнейшем, для оформления между Департаментом городского имущества г. Москвы и обществом договора аренды земельного участка, последним проведены мероприятия по проведению кадастровых работ данного земельного участка и постановке его в установленном порядке на кадастровый учет (дата постановки земельного участка на кадастровый учет 04.04.2018).
12.04.2018 заявитель в установленном административном регламентом порядке обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением по вопросу предоставления государственной услуги "предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении вышеуказанного земельного участка.
До настоящего времени вопрос по предоставлению указанного земельного участка в аренду собственнику (ООО "Инвестстройпроект") расположенного на нем здания (указанного строения) находится в соответствии с Административным регламентом в процессе документального оформления.
На момент вынесения обжалуемого постановления от 03.12.2019 оформление договора аренды продолжаются и не закончено, что подтверждается письмом- уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от 16.05.2018 N 33-5- 42279/18-(0)-1, из которого следует, что предоставление Департаментом государственной услуги по оформлению предоставления указанного земельного участка в аренду обществу приостановлено и после внесения соответствующих изменений в ЕГРН и получения Департаментом выписки из ЕГРН будет продолжена дальнейшая процедура оформления документов, о чем общество будет уведомлено дополнительно.
Из этого следует, что по независящим от волеизъявления и действий ООО "Инвестстройпроект" причинам оформление договора аренды земельного участка между Департаментом городского имущества г. Москвы и обществом не закончено.
На момент привлечения ООО "Инвестстройпроект" оспариваемым постановлением к административной ответственности, в действиях общества отсутствовали признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, поскольку общество, действуя надлежащим образом, приняло все от него зависящие необходимые меры для оформления земельно-правовых отношений относительно земельного участка, на котором расположено принадлежащее на праве собственности обществу нежилое строение.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у административного органа оснований для привлечения ООО "Инвестстройпроект" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.11 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение в силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах административным органом не доказано событие вмененного обществу административного правонарушения, вина заявителя в его совершении, и, как следствие, не доказано наличие состава административного правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2020 по делу N А40-323239/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья Т.Т. Маркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-323239/2019
Истец: ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ