г. Пермь |
|
23 апреля 2020 г. |
Дело N А60-66940/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуляковой Г.Н.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу
ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 04 февраля 2020 года по делу N А60-66940/2019,
принятое судьей Ивановой С.О. в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части,
по исковому заявлению ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (ИНН 6612009106, ОГРН 1026600931774)
к Органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (ИНН 6612001428, ОГРН 1026600933721)
о взыскании финансовой санкции,
установил:
ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (далее - ответчик, страхователь, Комитет) о взыскании финансовых санкций в сумме 15 000 руб. за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за март 2019 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2020, принятым в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части, (мотивированное решение от 21.02.2020), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что принимая решение, суд неполно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права. Так, отмечает, что поскольку страхователь сведения по форме СЗВ-М (исходная) за март 2019 года представил несвоевременно, а именно 16.04.2019, постольку Комитет привлечен к ответственности в виде взыскания финансовой санкции в сумме 15 000 руб. обоснованно и правомерно.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Из представленных по делу доказательств, следует, что Управлением в отношении ответчика проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ), в ходе которой установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2019 года с типом "исх" в отношении 30 застрахованных лиц представлены ответчиком 16.04.2019 при законодательно установленном сроке - 15.04.2019.
16.04.2019 Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Рассмотрев материалы проверки, Управлением вынесено решение от 24.05.2019 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции ответчику выставлено требование от 17.06.2019 со сроком исполнения до 05.07.2019, которое в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения Комитета к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд исходил из того, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за март 2019 года.
Между тем, как установлено судами и не опровергнуто Управлением, 15.04.2019 в 8:48, то есть в законодательно установленный срок, страхователем в адрес Управления были направлены сведения по форме СЗВ-М (исх). Данные сведения были приняты Управлением 15.04.2019 в электронной форме без указания на выявленные ошибки, в подтверждение чего ответчиком представлены в материалы электронного дела соответствующие протоколы принятия и подтверждения принятия.
Однако, в указанной форме бухгалтером в графе "отчетный период" вместо цифры 3 (март) была проставлена цифра 4 (апрель).
16.04.2019 указанная ошибка была исправлена страхователем самостоятельно до момента ее обнаружения Управлением путем представления формы СЗМ-М с корректировкой отчетного периода, также принятой органом пенсионного фонда.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется, в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку самостоятельно, представив необходимые исправленные/скорректированные по указанию месяца, сведения, недостоверность которых не установлена.
При этом Управление могло и должно было выявить ошибку в момент приема документов, поскольку представление 15.04.2019 сведений за апрель 2019 невозможно ввиду неокончания отчетного периода.
Указанная ошибка, незамедлительно исправленная страхователем, не повлекла негативных последствий. Иного Управлением не доказано.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция также выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017 и от 30.10.2018 N N 307-КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Управления о взыскании финансовых санкций является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 февраля 2020 года по делу N А60-66940/2019, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
Г.Н. Гулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-66940/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ КАМЕНСКЕ-УРАЛЬСКОМ И КАМЕНСКОМ РАЙОНЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: "КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО"