город Воронеж |
|
6 апреля 2020 г. |
Дело N А48-12463/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.01.2020 по делу N А48-12463/2019, рассмотренного в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Малиновский детский сад Краснозоренского района Орловской области о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) (далее - пенсионный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Малиновский детский сад Краснозоренского района Орловской области (далее - ответчик) о взыскании 3000 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за январь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2019 заявление Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) принято к производству в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.01.2020 по делу N А48-12463/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что сведения в отношении застрахованных лиц по форме "дополняющая" предоставлены страхователем впервые, следовательно, имело место дополнительное представление сведений, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц. В указанной связи полагает, что страхователем не соблюдены требования относительно возможности выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованных лиц до момента обнаружения ошибки территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, так как ранее сведения на вышеуказанных застрахованных лиц не предоставлялись. С учетом изложенного считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, так как пенсионным фондом установлено несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малиновский детский сад Краснозоренского района Орловской области зарегистрировано в управлении в качестве страхователя.
Государственным учреждением - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
МБДОУ Малиновский детский сад Краснозоренского района Орловской области в адрес Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) были направлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах (СЗВ -М "дополняющая") за январь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года. Указанные сведения были направлены и получены адресатом своевременно, что не оспаривается сторонами по делу.
01.02.2018, 02.08.2018, 05.10.2018, 01.11.2018, 15.02.2019 страхователь представил в пенсионный орган дополняющие сведения по форме СЗВ-М за январь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в отношении определенных застрахованных лиц.
Так, страхователь - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малиновский детский сад Краснозоренского района Орловской области предоставил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая), в том числе: за отчетный период январь 2018 г. на 1 застрахованное лицо (Сахарова В.А.), за отчетный период июль 2018 г. на 1 застрахованное лицо (Широпятова О.П.), за отчетный период сентябрь 2018 г. на 1 застрахованное лицо (Данилова Н.С.), за отчетный период октябрь 2018 г. на 1 застрахованное лицо (Данилова Н.С.), за отчетный период ноябрь 2018 г. на 1 застрахованное лицо (Данилова Н.С.), за отчетный период декабрь 2018 г. на 1 застрахованное лицо (Данилова Н.С.).
По результатам проверки дополнительно предоставленных МБДОУ Малиновский детский сад Краснозоренского района Орловской области сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года были составлены акты N N 067S18190001317, 067S18190001319, 067S18190001320, 067S18190001321, 067S18190001322, 067S18190001323 от 06.03.2018 о выявлении нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона NФЗ-27 (непредоставление сведений в срок), ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования) (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N27-ФЗ).
По результатам рассмотрения указанных актов ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области (межрайонное) были вынесены решения N N 067S19190002080, 067S19190002079, 067S19190002078, 067S19190002077, 067S19190002076, 067S19190002075 от 04.04.2019, которыми страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ, назначены штрафы в общем размере 3000,00 рублей.
В связи со вступлением указанных решений в законную силу, 16.05.2019 пенсионным органом были вынесены требования N N 067S0119002334, 067S0119002333, 067S0119002332, 067S0119002331, 067S0119002330, 067S0119002329 об уплате финансовых санкций со сроком исполнения до 16.05.2019.
Согласно ст.17 Закона N 27-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
С целью взыскания добровольно неуплаченных сумм штрафов Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с рассмотренным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление сведений в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была установлена самим страхователем и исправлена, в отчетность внесены изменения, что судом расценено как реализация права предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ на дополнение и уточнение страхователем переданных сведений.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, оценив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, арбитражный апелляционный суд считает выводы суда правильными и не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (статья 3 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; идентификационный номер налогоплательщика.
На основании статьи 8.1 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом N 27-ФЗ предусмотрено представление страхователем отдельных сведений персонифицированного учета в различные сроки. Состав представляемых сведений по каждому из сроков различен по своему содержанию (статьи 9, пункты 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Так, в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 39 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Пунктом 3 формы "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" установлено три типа формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период, "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период, "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Соответственно, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.
Из материалов дела усматривается, что решения N N 067S19190002080, 067S19190002079, 067S19190002078, 067S19190002077, 067S19190002076, 067S19190002075 от 04.04.2019 вынесены по результатам рассмотрения актов NN067S18190001317, 067S18190001319, 067S18190001320, 067S18190001321, 067S18190001322, 067S18190001323 от 06.03.2018, из которых следует, что проверка проводилась на основании СЗВ-М (дополняющая) за январь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
В дополняющих формах СЗВ-М январь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, направленных в орган пенсионного фонда 01.02.2018, 02.08.2018, 05.10.2018, 01.11.2018, 15.02.2019, МБДОУ Малиновский детский сад Краснозоренского района Орловской области представлены сведения о застрахованных лицах, в отношении которых в исходных формах за январь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, в пенсионный фонд представлены не были.
На основании изложенного, пенсионный фонд сделал вывод о несвоевременном представлении учреждением сведений по форме СЗВ-М за январь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года,.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем четвертым статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что первоначально предпринимателем сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года представлены в установленный законом срок. Дополняющие формы СЗВ -М за указанные периоды, содержащая сведения о застрахованных лицах, сведения о которых не представлялись в исходной форме, представлены страхователем в пенсионный фонд самостоятельно 01.02.2018, 02.08.2018, 05.10.2018, 01.11.2018, 15.02.2019.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что страхователь самостоятельно обнаружил ошибки в сведениях, предоставленных за январь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, и устранил их посредством направления дополняющих формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом, что не оспаривается последним.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ одновременно с законодательно установленной обязанностью страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, также предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные) законодательно не определен.
Указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено и пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, в котором предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Следовательно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Аналогичный подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N303-КГ18-5702.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, ответчик реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Вышеуказанная правовая позиция изложена в постановлении Верховного суда РФ от 19.07.2019 N 16-АД19-5.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам Управления, ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была предпринимателем установлена самостоятельно и исправлена, в отчетность внесены изменения. Действия МБДОУ Малиновский детский сад Краснозоренского района Орловской области расцениваются судом как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного ст. 15 Закона N 27-ФЗ.
Более того, дополнительные сведения были представлены пенсионному фонду до проведения проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и составления им актов N N 067S18190001317, 067S18190001319, 067S18190001320, 067S18190001321, 067S18190001322, 067S18190001323 от 06.03.2018, то есть какие-либо несоответствия или недостоверность представленной в отчетности информации, до момента передачи страхователем необходимых корректирующих сведений, пенсионным фондом не выявлялись, как не было выявлено и того, что представленные впоследствии дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
Довод апелляционной жалобы о том, что страхователь дополнительно в отношении застрахованных лиц представил сведения впервые, а, следовательно, включение их в дополняющую форму свидетельствует о несвоевременном их представлении, а не об исправлении ошибок, апелляционным судом отклоняется, поскольку абзацем 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено основание освобождения от ответственности вне зависимости от вида ошибки, которая устраняется и к какой в данном случае относится и неполнота сведений.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения к страхователю финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Иные доводы апелляционной жалобы о том, что суд области в своем решении указывает на отсутствие указания в акте проверки, в решении о привлечении к ответственности сведений в отношении какого застрахованного лица не представлены сведения в установленный срок, отклоняются апелляционным судом, ввиду того, что в оспариваемом решении не содержится таких выводов.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано судом области.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу, пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 09.01.2020 по делу N А48-12463/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.В. Малина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-12463/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВЕРХОВСКОМ РАЙОНЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КРАСНОЗОРЕНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2711/20
06.04.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-822/20
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-12463/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-12463/19