г. Москва |
|
23 апреля 2020 г. |
Дело N А40-315387/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Редметконцентрат"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-315387/19, принятое в порядке упрощенного производства (122-2479)
по заявлению ООО "Редметконцентрат"
к ИФНС России N 23 по г. Москве
о признании незаконным постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Редметконцентрат" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ИФНС России N 23 по г. Москве (административный орган, Инспекция) с требованием об оспаривании постановления от 22.11.2019 г. N20-16/787П/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением от 31.01.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, признать незаконным постановление и отменить его. Общество считает, что его действия не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.5 ст.15.25 КоАП РФ, так как фактически аванс не возвращался в Российскую Федерацию, так как услуги были оказаны нерезидентом с нарушением установленного контрактом срока.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России N 23 по г. Москве просила оставить решение суда - без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по г. Москве проведена проверка деятельности ООО "Редметконцентрат" по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В ходе проверки Инспекцией установлено, что 21.05.2015 г. между ООО "Редметконцентрат" и ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" (нерезидент), заключен Договор транспортного экспедирования N 21052015 г.
В уполномоченном банке (ПАО "Росбанк") по Договору открыт паспорт сделки от N 17070055/2272/0019/4/1 от 27.07.2017 г.
В ходе проверки представленных документов установлено, что нерезидент не оказал в установленный контрактом срок услуги, а ООО "Редметконцентрат" в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не обеспечило возврат в Российскую Федерацию 721 220 руб., уплаченных нерезиденту РФ - ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" в виде авансового платежа, за невыполненные работы, не оказанные услуги в сроки, предусмотренные внешнеторговым Договором от 21.05.2015 г.
19.11.2019 главным государственным налоговым инспектором ИФНС N 23 по г. Москве составлен протокол об административном правонарушении N 77232019119078701 о совершении ООО "Редметконцентрат" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с позицией налогового органа, Заявитель представил в адрес ИФНС N 23 по г. Москве возражения на протокол N 77232019119078701 от 19.11.2019, в которых сообщил об отсутствии правовых оснований квалификации действий Общества по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения протокола об административном правонарушении N 77232019119078701 от 19.11.2019, возражений Заявителя на указанный протокол, а также иных документов, исследованных в ходе осуществления проверочных действий, Заместителем начальника ИФНС N 23 по г. Москве было вынесено Постановление N 20-16/787П/2019 от 22.11.2019 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.5 ст.15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 52 288 рублей.
Не согласившись с постановлением, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, указал на доказанность события и состава административного правонарушения в действиях Общества.
Согласно п. 6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно посчитал, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 210 АПК РФ.
Частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 19 Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено названным Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Согласно пункту 1.1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 19 указанного Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию, в том числе:
1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей
Согласно пункту 1.2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, которые предусмотрены ст. 23 Закона N 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
На основании п. 1 ст. 20 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
В соответствии с п.2.24 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами или нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И) при списании резидентом, поставившим на учет договор, иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент должен представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.
Операция по списанию иностранной валюты или валюты Российской Федерации с расчетного счета резидента, поставившего на учет договор, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, не осуществляется, в случае если резидентом при представлении распоряжения о списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации не представлена информация об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
В случае изменения информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации резидент должен представить уполномоченному банку документы, подтверждающие изменение указанной информации, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты оформления таких документов в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом. Датой оформления документа, подтверждающего такие изменения, считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства установлено, что, исполняя условия Договора от 21.05.2015 г., ООО "Редметконцентрат" перечислило на счет ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" авансовые
платежи:
- 11.04.2019 г. на 502 220 руб. платежным документом от 11.04.2019 г. N 124 (Сведения о валютных операциях по платежному документу от 11.04.2019 г. N 124 на сумму 502 220 руб. представлены в уполномоченный банк 11.04.2019 г. (приняты банком 11.04.2019 г., без нарушения сроков представления). Сведения содержат ожидаемый срок репатриации валюты РФ в счет осуществленного ООО "Редметконцентрат" авансового платежа на сумму 502 220 руб. - 10.05.2019 г., что также отражено в Разделе II "Сведения о платежах" Ведомости банковского контроля по Контракту;
- 30.04.2019 г. на 219 000 руб. платежным документом от 30.04.2019 г. N 135 (Сведения о валютных операциях по платежному документу от 30.04.2019 г. N 135 на сумму 219 000 руб. представлены в уполномоченный банк 30.04.2019 г. (приняты банком 30.04.2019 г., без нарушения сроков представления). Сведения содержат ожидаемый срок репатриации валюты РФ в счет осуществленного ООО "Редметконцентрат" авансового платежа на сумму 219 000 руб. - 10.05.2019 г., что также отражено в Разделе II "Сведения о платежах" Ведомости банковского контроля по Контракту.
Таким образом, учитывая условия Договора N 21052015 от 21.05.2015 г. и все необходимые сроки для оформления документов, ООО "Редметконцентрат" самостоятельно определило ожидаемый срок репатриации валюты РФ на общую сумму уплаченных авансовых платежей 721 220 руб. - 10.05.2019 г., указав его в ведомости банковского контроля.
Таким образом, 11.05.2019 г. у ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" наступил срок исполнения обязательств по сдаче оказанных услуг на сумму 721 220 руб., а в связи с их невыполнением в ожидаемые сроки и согласно требованиям п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ у ООО "Редметконцентрат" возникла обязанность по возврату перечисленных авансовых платежей на сумму 721 220 руб.
Однако в указанный срок не были оказаны услуги по контракту, и не были возвращены авансовые платежи.
Изменения в ведомость банковского контроля не вносились.
Справка о подтверждающих документах и Акт оказанных услуг представлены в уполномоченный банк 11.10.2019 г. (приняты банком 15.10.2019 г.).
Таким образом, в нарушении требований пункта 2, части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ ООО "Редметконцентрат" не обеспечило возврат в Российскую Федерацию 721 220 руб., уплаченных нерезиденту РФ - ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" в виде авансовых платежей, за неоказанные услуги в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором N21052015 от 21.05.2015 г., до 10.05.2019 г.
Указанная обязанность фактически исполнена 03.10.2019 г. путем оказания услуг нерезидентом с нарушением установленного срока на 145 дней, что подтверждается соответствующими актами оказания услуг, дата подписания которых - 03.10.2019 г.
Таким образом, в действиях Общества имеется событие правонарушения, ответственность за которое установлена ч.5 ст.15.25 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих факт принятия организацией исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований Закона N 173-ФЗ, предотвращение и устранение выявленных нарушений не представлено.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушением которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом обязанностей, установленных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования, а также факты, препятствующих реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, не установлено.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством РФ, ООО "Редметконцентрат" должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обязано было обеспечить их выполнение - обеспечить своевременное оказание услуг нерезидентом РФ - ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР", либо обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за неоказанные в ожидаемые сроки услуги.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, так как ООО "Редметконцентрат", указав в Справках о валютных операциях от 11.04.2019 N 405 и от 30.04.2019 N 408 и ведомости банковского контроля, ожидаемый срок репатриации иностранной валюты - 10.05.2019, в нарушение п. 2.24 Инструкции N 181- от 16.08.2017 не представило в уполномоченный банк документы, подтверждающие изменение информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации в уполномоченный банк.
Учитывая данные обстоятельства, 11.05.2019 г. у ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" наступил срок исполнения обязательств по сдаче оказанных услуг на сумму 721 220 руб., а в связи с их невыполнением в ожидаемые сроки и согласно требованиям п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ у ООО "Редметконцентрат" возникла обязанность по возврату перечисленных авансовых платежей на сумму 721 220 руб.
Однако в указанный срок не были оказаны услуги по контракту, и не были возвращены авансовые платежи.
Соответствующие изменения об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации в ведомость банковского контроля не вносились.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 Инспекцией не допущено.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначен штраф в минимальном размере, что соотносится с характером деяния.
При названных обстоятельствах Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 52 288 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ч.4 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-315387/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: И.А. Чеботарева
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-315387/2019
Истец: ООО "РЕДМЕТКОНЦЕНТРАТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО Г. МОСКВЕ