10 апреля 2020 г. |
Дело N А21-5759/2019 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Щуринова С.Ю., рассмотрев 10.04.2020 без вызова сторон кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Светловский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А21-5759/2019,
установил:
Открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", адрес: 236005, Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Светловский городской округ", адрес: 238340, Калининградская обл., г. Светлый, Советская ул., д. 12, ОГРН 1023902093478, ИНН 391300510 (далее - Администрация), о взыскании 106 382 руб. 25 коп. задолженности за электроэнергию потребленную в декабре 2018 года, 697 руб. 62 коп. пеней, начисленных за период с 19.01.2019 по 29.01.2019.
Определением суда от 24.04.2019 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019, принятым в виде резолютивной части, иск удовлетворен.
Суд первой инстанции по заявлению Администрации 23.09.2019 изготовил мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 решение от 23.09.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней от 11.02.2020 N 19/653 Администрация, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Как полагает податель жалобы, суды не учли, что предметом требования требования Общества является не задолженность за фактически потребленный энергоресурс, а энергетические потери, возникшие у Общества в связи передачей электрической энергии конечным потребителям; объем потерь в сетях истцом не доказан; поскольку договор между Обществом и Администрацией не заключался, оснований для применения к спорным правоотношениям пунктов 185 - 189 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), не имеется.
Податель жалобы указывает, что у Администрации как иного владельца сетей отсутствует установленная подпунктом "е(1)" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), обязанность по осуществлению снятия и проверки показаний индивидуальных приборов учета, установленных в жилых (нежилых) помещениях многоквартирных домов и в жилых домах, в связи с чем вывод судов о том, что Администрация обладает информацией об объеме потребленной электроэнергии и возможности проверки произведенного Обществом расчета, основан на неправильном применении пункта 186 Основных положений N 442 и является ошибочным.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетоврения.
Кассационная жалоба и определение о ее принятии к производству размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте арбитражного суда http://kad.arbitr.ru/.
Кассационная жалоба рассмотрена в установленном частью 2 статьи 288.2 АПК РФ порядке без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Обществом как гарантирующим поставщиком и Администрацией сложились фактические отношения по поставке электрической энергии в отношении являющихся муниципальной собственностью кабельных линий от ТП-98-4 к жилым поселкам.
Общество в декабре 2018 года поставило Администрации электрическую энергию на сумму 106 382 руб. 25 коп., что подтверждается счетом-фактурой от 31.12.2018 N 2/122018/01602 и ведомостью электропотребления за спорный период, в которой содержатся данные о количестве отпущенной через сети Администрации электроэнергии и об объеме электроэнергии, потребленной конечными потребителями.
Администрация обязательства по оплате поставленной электрической энергии надлежащим образом не исполнила.
Общество направило в адрес Администрации претензию от 29.01.2019 N ЯЭС/1999 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность за электрическую энергию в размере 106 382 руб. 25 коп. и пени в размере 697 руб. 62 коп.
Наличие задолженности и оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оценкой представленных доказательств.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики.
В пункте 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
В соответствии с абзацем третьим части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
При этом в соответствии с пунктом 4 Основных положений N 442 на иных владельцев объектов электросетевого хозяйства возложена обязанность приобретать электрическую электроэнергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и в этом случае владельцы сетей выступают как потребители.
Администрация статусом сетевой организации не обладает, однако в соответствии с приведенными нормами права является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 129 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Таким образом, обязанность возмещать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в находящихся в муниципальной собственности электрических сетях, возложена на Администрацию в силу закона.
Факт поставки Обществом в спорный период электрической энергии подтверждается материалами дела.
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь содержится в разделе 6 Правил N 861.
Согласно пункту 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета, а при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3 к названному документу.
Администрация в силу пункта 189 Основных положений N 442 обязана до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, передать Обществу (гарантирующему поставщику) способом, позволяющим подтвердить факт получения, информацию об объеме потребления электрической энергии, объеме оказанных услуг по передаче электрической энергии, объеме безучетного потребления электрической энергии, объеме электрической энергии (мощности), подлежащей покупке в целях компенсации фактических потерь электрической энергии, за этот расчетный период.
С учетом указанной обязанности суды пришли к правильному выводу, что Администрация обладает информацией об объеме потребленной электроэнергии и имеет возможность осуществить проверку произведенного гарантирующим поставщиком расчета.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Общество представило в обоснование расчета задолженности ведомость электропотребления (л.д. 14), из которой следует, что расчет потребленной электрической энергии произведен по прибору учета с применением соответствующего тарифа, в ведомости указаны начальные и конечные показания приборов учета, согласно которым определен объем электроэнергии, потребленной в декабре 2018 года, в расчете представлены сведения об объемах электроэнергии, переданной конечным потребителям, которые учтены при определении размера потерь в сетях Администрации.
В суд апелляционной инстанции с учетом доводов апелляционной жалобы Администрации Общество представило расшифровку объемов электроэнергии, отпущенной населению через электрические сети Администрации в декабре 2018 года.
При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций Администрация факт принадлежности объектов электросетевого хозяйства и факт потребления электроэнергии не оспаривала, представленный Обществом расчет задолженности и объемов потребленной электроэнергии документально не опровергла, доказательств иного объема потерь в принадлежащих ей электрических сетях или доказательств погашения задолженности не представила.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Общества о взыскании с Администрации задолженности за отпущенную электроэнергию.
В связи с допущенной Администрацией просрочкой исполнения обязательства перед Обществом по оплате электрической энергии, суды обоснованно взыскали с Администрации в пользу Общества предусмотренную статьей 37 Закона N 35-ФЗ неустойку за период с 19.01.2019 по 29.01.2019 в размере 697 руб. 62 коп.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела.
Доводы, изложенные в дополнении к кассационной жалобе, в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялись и предметом рассмотрения судов не являлись.
Податель жалобы представил в суд округа дополнительные доказательства: копию акта разграничения балансовой принадлежности от 13.05.2015 N 4, копии муниципальных контрактов от 13.12.2019 и от 09.02.2018, копии платежных поручений, копию счета-фактуры за декабрь 2018, которые не были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции возвращает Администрации приложенные к кассационной жалобе и дополнению к ней дополнительные доказательства, поскольку сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются в силу ограничений, установленных в статьях 286 и 287 АПК РФ.
В связи с тем, что все документы были представлены подателем жалобы в суд в электронном виде, фактический возврат документов подателю жалобы не производится.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права. Обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
Несогласие подателя кассационной жалобы с произведенной оценкой представленных в деле доказательств не свидетельствует о существенном нарушении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А21-5759/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Светловский городской округ" - без удовлетворения.
Судья
подпись
Копия верна
Судья
Специалист
С.Ю. Щуринова
С.Ю. Щуринова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5759/2019
Истец: ОАО "Янтарьэнергосбыт"
Ответчик: Администрация МО "Светловский городской округ"
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-715/20
10.04.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31533/19
10.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31533/19
23.09.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-5759/19