г. Москва |
|
06 мая 2020 г. |
Дело N А41-86606/19 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Коновалова С.А.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ООО "Уралэнерготел" на решение Арбитражного суда Московской области от 24 января 2020 года по делу N А41-86606/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску ООО "Уралэнерготел" к ООО "Северный ветер" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Уралэнерготел" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Северный ветер" о взыскании убытков в размере 40 583 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 января 2020 года по делу N А41-86606/19 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как указывает истец, в период с 26.06.2019 по 28.06.2019 сотрудник истца гендиректор Бельский А.В. был отправлен в служебную командировку в г. Москва, для чего истцом были приобретены билеты Екатеринбург-Москва и Москва-Екатеринбург. Рейс Москва-Екатеринбург должен был состояться 28.06.2019 в 16-25 Nordwind Airlines (ООО "Северный ветер"), однако был отменен ответчиком без объяснения причин, стоимость поездки 4 539 руб., билет невозвратный.
Для вылета истцом был приобретен самый дешевый доступный билет Москва-Екатеринбург о ОАО АК "Уральские авиалинии" в 19-15 стоимостью 36 044 руб.
Таким образом, по мнению истца, в результате действий ответчика он понес убытки в общей сумме 40 583 руб.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение.
Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков. Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела, истец считает, что неправомерными действиями, связанными с отменой авиарейса, ответчиком причинены истцу убытки в размере 40 583 руб. в виде затрат на приобретенные авиабилеты (как на отмененный рейс, так и на состоявшийся рейс другой авиакомпании).
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Согласно статье 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специфики авиаперевозок, договор воздушной перевозки пассажира является договором присоединения.
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В силу ч. 1 ст. 103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира.
Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами.
В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 103 ВК РФ).
В соответствии с пунктами 76, 74 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186), перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
Заключая договор присоединения, коим является договор воздушной перевозки пассажира, пассажир (покупатель) автоматически соглашается с условиями тарифа и Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа ООО "Северный Ветер", которые являются неотъемлемой частью договора воздушной перевозки (пункт 6.2.3 Правил).
В силу пункта 7.1.8. Правил, перевозка, выполняемая по договору воздушной перевозки пассажира ООО "Северный Ветер", и другие предоставляемые ООО "Северный Ветер" услуги регулируются законодательству Российской Федерации; условиям, изложенным в билете; применяемым тарифам; условиям Правил.
Согласно пункту 7.1.17 Правил, ООО "Северный Ветер" обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является существенным условием, либо частью договора воздушной перевозки.
Пунктом 7.1.18 Правил установлено, что в случае изменения расписания движения воздушных судов ООО "Северный Ветер" должно принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
Для информирования пассажиров о произведенных изменениях ООО "Северный Ветер" использует контактные данные пассажиров, указанные ими при бронировании авиабилетов. ООО "Северный Ветер" не несет ответственности, если не смог связаться с пассажиром по указанным им контактным данным, обратившись хотя бы один раз по каждому из указанных телефонных номеров (адресов и пр.), в том числе в результате предоставления пассажиром некорректных контрактных данных. В указанных случаях ООО "Северный Ветер" не возмещает пассажиру убытки, причиненные таким не уведомлением (п. 7.1.20 Правил).
Из материалов дела усматривается, что пассажир Бельский А.В. был уведомлен об отмене рейса N 4-373 от 28.06.2019 по маршруту Москва-Екатеринбург заблаговременно, 14.06.2019 и 27.06.2019, на указанный им при покупке авиабилетов сотовый телефон, причем было осуществлено три телефонных звонка-уведомления. Пассажиру была предложена пересадка на другой рейс N 4-173 с датой вылета 28.06.2019, а также разъяснено право на возможность осуществить вынужденный возврат денежных средств за авиабилет по месту его приобретения в случае отказа от перевозки.
Доказательств обратного истцом не представлено.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 января 2020 года по делу N А41-86606/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-86606/2019
Истец: ООО "УРАЛЭНЕРГОТЕЛ"
Ответчик: ООО "СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР"