Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2020 г. N Ф07-7871/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
13 мая 2020 г. |
Дело N А44-7678/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Новгородский водоканал" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 января 2020 года по делу N А44-7678/2019,
установил:
муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Новгородский водоканал" (адрес: 173003, Великий Новгород, улица Германа, дом 33; ОГРН 1025300798522, ИНН 5321058347; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к открытому акционерному обществу "Институт Новгородгражданпроект" (адрес: 173003, Великий Новгород, улица Новолучанская, дом 10; ОГРН 1025300792153, ИНН 5321030180; далее - Общество, Институт) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 23 352 руб. 59 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 060 руб. 90 коп. за период с 06.06.2017 по 30.09.2019 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 27 января 2020 года по делу N А44-7678/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Предприятие не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Взимание платы за рассмотрение и согласование проектной документации на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения Предприятия не ограничено действующим законодательством и осуществляется в рамках обычной хозяйственной деятельности хозяйствующего объекта. Отсутствие между сторонами заключенного договора на оказание услуг не может служить основанием для отказа в оплате оказанных услуг.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, просили рассмотреть жалобу без участия представителей, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.05.2017 между Институтом (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью "Трест-2" (далее - ООО "Трест-2", заказчик) заключен договор на выполнение проектных работ N 820, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательство по выполнению проектных работ на строительство объекта "Школа на 1 350 мест по адресу: Великий Новгород, ул. Белорусская, квартал 147 города" (далее - "Школа") в соответствии с техническим заданием к названному договору.
Как следует из представленного договора и не оспорено сторонами в ходе судебного разбирательства, ООО "Трест-2" являлось застройщиком возводимого объекта капитального строительства, а заказчиком- муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства". (далее - МКУ "УКС")
На территории Великого Новгород, в том числе в районе строившегося объекта капитального строительства "Школа", Предприятие является организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение с использованием находящихся у него в законном владении сетей водоснабжение и водоотведение.
На основании пункта 3 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу: технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), регулируются отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее- технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Согласно пункту 5 Правил N 83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В установленном порядке, администрация Великого Новгорода получила от Предприятия технические условия на водоснабжение и водоотведение объекта капитального строительства - "Школа", с установлением в них Предприятием обязательства по последующему представлению ему проекта водоснабжения и водоотведения на согласование в 3-х экземплярах.
В порядке определенном пунктом 3 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, названные технические условия переданы Институту в целях исполнения им обязательств по выполнению проектных работ (включая сети водоснабжения и водоотведения) по договору N 820 от 02.05.2017.
Поскольку техническими условиями определена необходимость представления Предприятию проекта водоснабжения и водоотведения по объекту "Школа", Институтом письмом от 28.04.2017 N 6/645 направлены чертежи рабочей документации, сметная документация, письмом от 28.07.2017 N 403 направлен сводный план инженерных сетей, письмом от 20.06.2018 N6/645 направлен раздел проектной документации "наружные сети водопровода и канализации" с внесенными изменениями, письмом от 20.06.2018 N 6/646 направлен раздел рабочей документации с внесенными изменениями.
Предприятием осуществлено согласование представленной Институтом документации по объекту "Школа" и выставлены для оплаты: счет N 385 от 03.05.2017 на сумму 4 087 руб. 76 коп. (по письму от 28.04.2017 N 6/645), счет N 1485 от 13.09.2017 на сумму 4 087 руб. 76 коп. (по письму от 28.07.2017 N403).
Также, 22.12.2017 между Институтом (исполнитель) и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее - Управление, заказчик) заключен государственный контракт N 17181881047320053210383119/473, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательство по разработке технической документации, состоящей из проектной, рабочей, сметной документации и результатов инженерных изысканий по объекту: "Реконструкция административного здания УМВД России по Новгородской области, г. Великий Новгород" (далее - "Административное здание") в соответствии с техническим заданием к названному договору.
Как следует из представленного договора и не оспорено сторонами в ходе судебного разбирательства, Управление являлось государственным заказчиком реконструкции объекта капитального строительства.
В установленном порядке, Управление получило от Предприятия технические условия на водоснабжение и водоотведение объекта капитального строительства - "Административное здание", с установлением в них Предприятием обязательства по последующему представлению ему проекта водоснабжения и водоотведения на согласование в 3-х экземплярах.
В порядке определенном пунктом 3 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, названные технические условия переданы Институту в целях исполнения им обязательств по выполнению проектных работ (включая сети водоснабжения и водоотведения) по государственному контракту от 22.12.2017.
Поскольку техническими условиями определена необходимость представления Предприятию проекта водоснабжения и водоотведения по объекту "Административное здание", Институтом письмом от 11.10.2018 N 6/1005 в адрес Предприятия направлена проектная документация.
Предприятием осуществлено согласование документации представленной Институтом по объекту "Административное здание" и выставлен для оплаты счет N 861 от 23.10.2018 на сумму 4 452 руб. 66 коп.
Также, 24.10.2018 между Институтом (исполнитель) и МКУ "УКС" (заказчик) заключен муниципальный контракт N 0350300011818000206, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательство по разработке проектно- сметной документации на объекты: "Строительство участка автомобильной дороги ул. Ворошилова от ул. Советской Армии до ул. Спасателей в Великом Новгороде" (далее - "Участок автомобильной дороги до ул. Спасателей") и "Строительство участка автомобильной дороги ул. Ворошилова от ул. Советской Армии до ул. Большой Московской в Великом Новгороде" (далее - "Участок автомобильной дороги до ул. Большой Московской") в соответствии с техническим заданием к названному договору.
Как следует из представленного договора и не оспорено сторонами в ходе судебного разбирательства, МКУ "УКС" являлось муниципальным заказчиком строительства объектов капитального строительства.
В установленном порядке, МКУ "УКС" получило от Предприятия технические условия на водоснабжение и водоотведение объектов капитального строительства - ТУ N 2269 от 17.04.2018 и N 2168 от 16.04.2018. (пункт 1.5 приложения 1 к муниципальному контракту).
В порядке определенном пунктом 3 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, названные технические условия переданы Институту в целях исполнения им обязательств по выполнению проектных работ (включая сети водоснабжения и водоотведения) по муниципальному контракту от 24.10.2018.
Институтом в адрес Предприятия письмом от 04.02.2019 направлена проектная документация объекта "Участок автомобильной дороги до ул. Спасателей".
Предприятием осуществлено согласование документации представленной Институтом по объекту "Участок автомобильной дороги до ул. Спасателей" и выставлен для оплаты счет N 73 от 18.02.2019 на сумму 10 724 руб. 41 коп.
Поскольку выставленные истцом счета N 385 от 03.05.2017 на сумму 4 087 руб. 76 коп. N 1485 от 13.09.2017 на сумму 4 087 руб. 76 коп., N 861 от 23.10.2018 на сумму 4 452 руб. 66 коп. и N 73 от 18.02.2019 на сумму 10 724 руб. 41 коп., а всего на общую сумму 23 352 руб. 59 коп. ответчиком не оплачены, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1109 ГК РФ, статьей 48 Градостроительного кодекса Российской федерации, пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно придя к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика платы за согласование разработанной проектной документации.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил N 83 выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Как правильно указал суд первой инстанции, законодательство возлагает на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязанность предоставить технические условия или отказать в их выдаче, но не обусловливать их дополнительными требованиями, противоречащими Правилам N 83, последующее требование Предприятия об оплате "согласования" проектной документации, на этапе до заключения между заинтересованными лицами договора на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, является незаконным.
Следовательно, ни законом, ни договором не предусмотрена обязанность проектной организации проходить какую-либо процедуру согласования разработанной документации с Истцом.
Все положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Ссылки ответчика на решение УФАС по Новгородской области от 21.10.2013 об отказе в возбуждении дела (том 1 стр. 113), а также на вынесенные судебные приказы по аналогичным делам несостоятельны, поскольку в рамках дела УФАС по Новгородской области в 2013 году устанавливалось наличие нарушений антимонопольного законодательства, в данном решении антимонопольный орган руководствовался судебной практикой по делу N А13-12017/2010, предметом которого было взимание платы за выдачу технических условий на перенос газопровода, которое действительно не ограничено законодательством и осуществляется в рамках обычной хозяйственной деятельности. Вынесение судебных приказов по аналогичным делам обусловлено отсутствием спора, а также наличием подписанных договоров и актов.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 января 2020 года по делу N А44-7678/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Новгородский водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-7678/2019
Истец: МУП Великого Новгорода "Новгородский водоканал"
Ответчик: ОАО "Институт Новгородгражданпроект"