Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 августа 2020 г. N Ф04-1761/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
13 мая 2020 г. |
Дело N А67-5836/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Павлюк Т.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦСМ Клиника Больничная" (N 07АП-128/2020(2)) на решение Арбитражного суда Томской области от 28.11.2019 по делу N А67-5836/2019 (судья А.В. Кузьмин) по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области (634034, город Томск, улица Учебная, 39, корпус 1, ОГРН 1027000873789, ИНН 7017001421) к обществу с ограниченной ответственностью "ЦСМ Клиника Больничная" (634003, город Томск, улица Больничная, дом 11Г, ИНН 7017324969, ОГРН 1137017003859) о взыскании 5 105 316,27 рублей.
В судебном заседании приняли участие:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области: Тайдонова Н.Н. по доверенности от 03.02.2020 (по 31.12.2020).
от общества с ограниченной ответственностью "ЦСМ Клиника Больничная": Сагалитдинов Р.Р. по доверенности от 01.01.2020 (по 31.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Томской области (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЦСМ Клиника Больничная" (далее - ООО "ЦКБ", общество, ответчик) о взыскании 5 105 316,27 рублей, в том числе 4 401 387,67 рублей средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 440 138,77 рублей штрафа, 263 789,83 рублей пени за период с 19.09.2018 по 24.05.2019.
Решением Арбитражного суда Томской области от 28.11.2019 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы 5 036 066 (пять миллионов тридцать шесть тысяч шестьдесят шесть) рублей 30 копеек, в том числе 4 341 685 рублей 99 копеек средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, 434 168 рублей 60 копеек штрафа, 260 211 рублей 71 копейку пени за период с 19.09.2018 по 24.05.2019. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней ответчик просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на ведение обществом правильного бухгалтерского учета, недоказанности использования средств ОМС на приобретение медицинского оборудования, избрания Фондом ненадлежащего способа защиты.
Фонд возражает против доводов ответчика согласно отзыву, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней с учетом к ним дополнений.
Общество обжалует решение суда первой инстанции только в части удовлетворенных требований Фонда. Фондом не заявлено каких-либо возражений по пересмотру решения суда первой инстанции только в обжалуемой обществом части.
На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом только в обжалуемой части, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнения к ним, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказов Фонда от 20.07.2018 N 262 и от 10.08.2018 N 283 проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС, полученных ООО "ЦКБ" на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование обществом средств ОМС в размере 4 401 387,67 рублей, а именно:
- средства ОМС в сумме 59 701,68 рублей направлены на оплату командировочных расходов без представления документов, подтверждающих целевой характер произведенных расходов;
- в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N326-ФЗ) средства ОМС в сумме 4 308 871,99 рублей направлены на приобретение основных средств, стоимость которых составила более ста тысяч рублей за единицу;
- средства ОМС в сумме 32 814 рублей направлены на оплату собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС (оплата лабораторных исследований пациентам, которым в указанный период медицинская помощь за счет средств ОМС не оказывалась).
По итогам проверки Фонд составил акт от 04.09.2018 N 21-2018, в котором предложил обществу предоставить план мероприятий по устранению нарушений, восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению, уплатить штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств.
Учитывая, что акт N 21-2018 проверки использования средств ОМС, соблюдения прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи в ООО "ЦКБ" от 04.09.2018 до настоящего времени не исполнен, содержащиеся в нем требования о возврате в бюджет Территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, не выполнены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
По смыслу положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование, как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая определяет, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
В соответствии с положениями части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с частью 2 статьи 34 указанного Закона территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 указанного Закона, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрена обязанность использования медицинскими организациями средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из системного толкования норм части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ следует, что средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Одним из оснований для направления обществу требования послужил вывод Фонда о том, что произведенные за счет средств территориальной программы ОМС расходы медицинской организации на приобретение основных средств - дорогостоящего оборудования по сделкам, оформленным путем дробления цены приобретенных медицинских изделий со всеми необходимыми приспособлениями и принадлежностями, входящими в стандартный комплект поставки, на цены отдельных комплектующих, каждая из которых не превышает 100 000 рублей, и (или) действия по постановке на бухгалтерский учет такого оборудования путем разделения его на отдельные комплектующие (договоры купли продажи 2015 года (общей стоимостью 200 000 рублей, том 1, листы дела 87-98), от 19.05.2016 N 116 (стоимостью 115 000 рублей, том 1, листы дела 99-110), от 18.03.2016 N N 28,29 (стоимостью 129 740 рублей, том 1, листы дела 111-141), договоры поставки от 28.04.2016 N 1600471 (общей стоимостью 390 400 рублей, том 1, листы дела 142-150, том 2, листы дела 1-26), от 30.11.2016 N 1601317 (общей стоимостью 602 000 рубля, том 2, листы дела 27-79), от 29.03.2016 N 14.16 (общей стоимостью 240 000 рублей, том 2, листы дела 80-100), от 14.07.2016 N 19009/14 (стоимостью 131 047,99 рублей, том 2, листы дела 101-116), от 17.03.2016 N 18-1/03-16 (общей стоимостью 160 000 рублей, том 2, листы дела 117-139), от 16.12.2016 N 1601413 (общей стоимостью 292 000 рубля, том 2, листы дела 140-150, том 3, листы дела 1-24), от 10.02.2017 N Г/00228-17 (стоимостью 158 684 рубля, том 3, листы дела 14-45), от 15.03.2017 N 15/03-17 (стоимостью 810 000 рублей, том 3, листы дела 46-119), от 15.03.2017 N 15/03 (общей стоимостью 330 000 рублей, том 3, листы дела 120-152), от 13.04.2017 N 1700507 (стоимостью 330 000 рублей, том 4, листы дела 1-33), от 03.03.2017 N N 79,80 (стоимостью 194 000 рубля, том 4, листы дела 34-61), от 10.03.2017 N 7/Т-2017 и N 8/Т-2017 (стоимостью 198 000 рублей, том 4, листы дела 62-94)) являются нецелевым использованием указанных средств, поскольку положениями части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрены включаемые в тариф ОМС и возмещаемые медицинским организациям за счет средств ОМС расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу, в то время как стоимость указанных основных средств, приобретенных обществом, свыше 100 000 рублей за единицу.
Рассматривая спор по указанному эпизоду, установив, что полученные в рамках территориальной программы ОМС Томской области средства были израсходованы медицинской организацией на приобретение основных средств - дорогостоящего оборудования по указанным выше договорам стоимостью каждой единицы свыше 100 000 рублей, руководствуясь положениями Федерального закона N 326-ФЗ, условиями территориальной программы ОМС Томской области и тарифного соглашения на оплату медицинской помощи в системе ОМС Томской области, суд первой инстанции поддержал позицию Фонда и удовлетворил заявленные им требования в названной части, признав нецелевым использованием обществом средств ОМС на приобретение упомянутого оборудования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф.
Как установлено судом, в отношении общества проведена плановая комплексная проверка целевого использования средств фонда обязательного медицинского страхования, направленных в медицинскую организацию, за период с 01.01.2015 по 31.12.2017. По результатам проверки выявлены нарушения в части расходов, не входящих в структуру тарифа в рамках Областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (пункт 30), утвержденной постановлением Администрации Томской области от 25.12.2014 N 520а, Областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2016 год (пункт 30), утвержденной постановлением Администрации Томской области от 25.12.2015 N 484а, Областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (пункт 31), утвержденной постановлением Администрации Томской области от 30.12.2015 N 424а: за счет средств обязательного медицинского страхования было приобретено оборудование стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, расходы на приобретение, которого не входят в структуру тарифа медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нецелевом расходовании обществом средств ОМС. Установив данный факт, судом удовлетворены исковые требования Фонда в указанной части.
Доводы подателя жалобы о том, что факт нецелевого расходования средств ОМС, равно как и расходование средств ОМС, документально не подтвержден, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам настоящего дела.
Ссылка общества на то, что судом не дана оценка пояснениям специалиста Иванова Е.Б., правильности ведения бухгалтерского учета, не соответствует действительности, поскольку суд сделал вывод о нецелевом расходовании средств ОМС на основе оценки всех доказательств в совокупности, в том числе, принимая во внимание показания указанного специалиста, иных материалов дела, что отражено в обжалуемом судебном акте (страница 19).
С учетом изложенного суд обоснованно согласился с выводами Фонда об отсутствии документального подтверждения факта целевого использования обществом средств ОМС.
Доводы жалобы, касающиеся недоказанности расходования средств ОМС, их целевого характера, отклоняются судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения суда в обжалуемой части. Вопросы достоверности, относимости, допустимости, достаточности и взаимной связи доказательств разрешаются судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела.
Достаточных и достоверных данных, подтверждающих несоблюдение судом первой инстанции требований статьи 71 АПК РФ и неправильное применение норм процессуального законодательства, в апелляционной жалобе не содержится.
В целом доводы ответчика не опровергают выводы суда, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены/изменения решения суда первой инстанции.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2019 Арбитражного суда Томской области по делуN А67-5836/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦСМ Клиника Больничная" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5836/2019
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Томской области
Ответчик: ООО "ЦСМ Клиника Больничная"
Третье лицо: Иванов Евгений Борисович
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1761/20
12.05.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-128/20
05.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1761/20
13.05.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-128/20
28.11.2019 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-5836/19