Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2020 г. N Ф02-3858/20 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А19-30569/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 15.05.2020.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: С.И. Юдиным, Л.В. Капустиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелкановой А.С.
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2019 года по делу N А19-30569/2018 по иску Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, место нахождения: 664073, Иркутская область, город Иркутск, улица Канадзавы, 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" (ОГРН 1043800526582, ИНН 3801072147, место нахождения: 665821, Иркутская область, город Ангарск, микрорайон Старо-Байкальск, улица Осипенко, 5) третье лицо: Министерство финансов иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, место нахождения: 664027, Иркутская область, город Иркутск, улица Ленина, 1, А), областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" (ОГРН 1143850038309, ИНН 3801992708, место нахождения: 665821, Иркутская область, город Ангарск, улица Коминтерна, 41) о взыскании 125 070 руб.,
установил:
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" о взыскании неосновательного обогащения в размере 125 070 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2019 года в иске отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт.
Ссылается на то, что представил в качестве доказательства конкретизации граждан, в отношении которых ответчиком представлены недостоверные сведения, заключение эксперта N 4261 по результатам проведения судебной бухгалтерской экспертизы в рамках уголовного дела N 82873 в отношении сотрудников ООО "Автоколонна 1951", где указаны граждане пофамильно, номер строки в реестре. Пофамильный учет граждан указан в реестре учета реализованных единых социальных проездных билетов к ведению Иркутской области.
Ссылается на то, что суд отказал в ходатайстве об истребовании копий заключений почерковедческих экспертиз, тем самым ограничил истца в правах, поскольку министерство самостоятельно предпринимало попытки в получении документов и ему было отказано.
Также, по мнению заявителя, судом не дана оценка письменным пояснениям от 22.10.2019 и платежному поручению от 28.12.2015 о перечислении субсидии.
Министерство финансов Иркутской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает позицию апеллянта.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отношения между истцом и ответчиком урегулированы соглашением N 53-57-109/15-11 от 30.01.2015 о предоставлении субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к категории граждан, оказание мер с социальной поддержи которых относится к Российской Федерации и Иркутской области, предметом соглашения является предоставление в 2015 году ответчику субсидий из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области.
Согласно пункту 1.2 соглашения перевозка пассажиров осуществляется ответчиком в соответствии с маршрутом N 2 "мкр. Китой - 22 мкр." согласно схеме в количестве 156 рейсов.
Из пункта 2.1.1 соглашения следует, что ответчик обязан обеспечить реализацию (выдачу единых социальных проездных билетов либо электронных социальных проездных билетов, а также организовать раздельный учет реализованных (выданных) ими единых социальных проездных билетов либо организовать раздельный учёт электронных социальных проездных билетов либо в форме реестров учета электронных социальных проездных билетов гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, инвалидам 1 группы, детям-инвалидам для сопровождающих их лиц в соответствии с формами, утвержденными Положением (далее - соответственно - реестр учета реализованных 4 единых социальных проездных билетов, реестры учета электронных социальных проездных билетов).
Согласно пункту 3.3 соглашения в случае нарушения ответчиком условий, установленных при предоставлении субсидий, истец направляет им требование о возврате полученных субсидий.
Субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 банковских дней со дня получения соответствующего требования.
Для оказания транспортных услуг ответчиком вышеуказанным категориям граждан была организована выдача проездных билетов в соответствии с Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденного постановлением Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп.
В рамках указанного соглашения ответчик в октябре 2015 г. осуществлял перевозку отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки с выдачей ежемесячных единых опциальных проездных документов (ЕСПБ) стоимостью в размере 150 рублей, направив истцу соответствующие реестры для возмещения понесенных им расходов.
В связи с неисполнением истцом договорных обязательств ответчик обратился в суд с иском к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области о взыскании 5 721 870 руб. убытков, связанных с отказом в возмещении стоимости перевозки льготных пассажиров по единым социальным билетам за январь-декабрь 2015 г.
Вступившим в законную силу решением суда Иркутской области от 27.12.2017 по делу N А19-21560/2016 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Истец, ссылаясь на положения пункта 4.3 соглашения, а также на обстоятельства предоставления ему ложных сведений о приобретении в октябре 2015 года единого социально проездного билета 1891 гражданам Ангарского городского округа, установленные постановлением о прекращении уголовного дела N 82873 от 21.06.2018, обратился в суд с настоящим требованием о возврате субсидии за октябрь 2015 года в размере 125 070 руб.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из непредставления истцом доказательств в обоснование заявленных требований.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (статьи 16, 69) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (статья 13) указывают на обязательность вступивших в законную силу судебных актов для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Неисполнение судебных актов влечет за собой ответственность, установленную законом.
Вступивший в законную силу судебный акт приобретает такие свойства, как окончательный характер, неопровержимость и исполнимость (статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Апелляционный суд считает, что рассматриваемое требование истца направлено на преодоление вступившего в законную силу судебного акта, что является недопустимым.
В настоящем споре истец, мотивируя свой иск новыми доказательствами, фактически оспаривает сам факт оказания услуг и их объем, которые установлены судебным актом в рамках дела N А19-21560/2016. Однако такие действия направлены на преодоление преюдициального значения установленных вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу обстоятельств по спору между теми же лицами, по одному и тому же спорному периоду, что, в свою очередь, возможно лишь путем пересмотра указанных судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам или по новым обстоятельствам.
При таком положении вещей приведенные заявителем основания изменения стоимости оказанных услуг относятся к вновь открывшимся обстоятельствам, что предопределяет порядок рассмотрения этих оснований применительно к положениям главы 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Свойство неопровержимости вступившего в законную силу судебного акта означает, что вступившие в законную силу судебные акты могут быть изменены только в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, путем их обжалования в суды вышестоящих инстанций либо путем пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Буквальное содержание данной нормы закона допускает возможность исправления ошибки путем пересмотра судебного решения в связи с выявлением любых обстоятельств, являющихся существенными для дела, которые не были и не могли быть известны именно заявителю на момент рассмотрения дела.
Однако, судебный акт, которым установлен объем оказанных ответчиком в октябре 2015 года услуг, не отменен, в связи с чем определение иного объема и стоимости отказанных услуг в рамках самостоятельного спора, минуя установленный законом порядок, является нарушением процессуального законодательства.
В связи с чем иск не подлежит удовлетворению.
Более того, для взыскания убытков в силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер убытков, противоправность поведения причинителя убытков, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов.
Однако материалами дела не доказана противоправность действий ответчика. Так, обстоятельства, отраженные в постановлении о прекращении уголовного дела, не содержат выводов о противоправности действий перевозчика или его сотрудников. Описываемые результаты почерковедческой экспертизы о подделке подписей граждан сами по себе не могут свидетельствовать о противоправности таких действий именно ответчиком, с учетом возможности получения льготных билетов не лично самим гражданином-льготником.
Факт перевозки граждан-льготников, указанных в представленных реестрах, истцом не опровергнут.
Заключения экспертиз и объяснения граждан, полученных в рамках оперативных мероприятий, не могут быть приняты во внимание, поскольку результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые будучи полученными с соблюдением требований Закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, так, как это предписывается статьями 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Более того, экспертного заключения по результатам проведения почерковедческой экспертизы в деле нет, в связи с чем апелляционный суд лишен возможности проверить соответствующие доводы истца. Согласно ответу ГУ МВД России по Иркутской области от 08.04.2020 материалы уголовного дела уничтожены 10.10.2019.
Следовательно, основания для удовлетворения иска у суда первой инстанции отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене судебного акта суда первой инстанции, с учетом дополнительных выводов, изложенных в настоящем постановлении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2019 года по делу N А19-30569/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-30569/2018
Истец: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Ответчик: ООО "Автоколонна 1951"
Третье лицо: Министерство финансов Иркутской области, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району"
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2012/2021
17.03.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7798/19
17.11.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-30569/18
16.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3858/20
15.05.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7798/19
12.11.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-30569/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-30569/18