Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 сентября 2020 г. N Ф01-12515/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А29-14543/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Усинск"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.02.2020 по делу N А29-14543/2019,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Усинские торговые ряды" (ОГРН 1091106000039, ИНН 1106024892)
к администрации муниципального образования городского округа "Усинск"
о признании недействительным постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Усинские торговые ряды" (далее - заявитель, ООО "УТР", Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - ответчик, Администрация) от 10.06.2019 N 734 "Об отмене постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 28.05.2019 N 642 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена", обязании ответчика провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 11:15:0102017:2643, площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: Республика Коми, городской округ "Усинск", г. Усинск, ул. 60 лет Октября.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.02.2020 постановление Администрации от 10.06.2019 N 734 "Об отмене постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 28.05.2019 N 642 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена" признано недействительным, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в установленные законом сроки и порядке.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указала на невозможность предоставления земельного участка в аренду в связи с включением его в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского округа "Усинск".
По мнению ответчика, предоставление земельного участка в аренду по результатам аукциона нарушит права заинтересованных лиц на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов.
Кроме того, Администрация считает, что Обществом нарушен срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления от 10.06.2019 N 734.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергло доводы жалобы, указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.04.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.04.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок, ранее предоставлявшийся ООО "УТР" по договору аренды от 01.04.2009 N 2337/9 на основании постановления главы Администрации от 03.03.2009 N 279 "О предоставлении ООО "Мини-рынок" земельного участка", относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена (л. д. 134).
Письмом от 08.06.2018 N 269 Комитет по управлению муниципальным имуществом МОГО "Усинск" уведомил ООО "УТР" о прекращении договора аренды земельного участка с 20.09.2018 (л. д. 28-29).
05.07.2018 на территории МОГО "Усинск" прошли публичные слушания, в том числе по вопросу изменения разрешенного вида использования указанного земельного участка (предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка) (л. д. 30-32).
По результатам публичных слушаний принято решено рекомендовать руководителю администрации МОГО "Усинск" предоставить ООО "УТР" разрешение на условно разрешенный вид использования "Рынок" в границах земельного участка.
26.07.2018 Администрация вынесла постановлением N 906 "О предоставлении ООО "УТР" разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка" (л. д. 34-35).
06.12.2018 постановлением Администрации N 1430 образован земельный участок площадью 3000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. 60 лет Октября. Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - рынки. Утверждена схема расположения земельного участка (л. д. 36-37).
24.12.2018 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера: 11:15:0102017:2643 (л. д. 38-39).
09.01.2019 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 11:15:0102017:2643.
Письмом от 08.02.2019 N 430 Комитет по управлению муниципальным имуществом МОГО "Усинск" по поручению Администрации сообщил Обществу о подготовке аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (л. д. 40-41).
28.05.2019 Администрация вынесла постановление N 642 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена", которым утвержден порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка: - кадастровый номер 11:15:0102017:2643; - вид разрешенного использования: рынки; - площадь: 3000 кв. м; - категория земель: земли населенных пунктов; - местоположение земельного участка: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Усинск", г. Усинск, ул. 60 лет Октября; - срок договора аренды земельного участка - 10 лет (л. д. 80).
10.06.2019 Администрация вынесла постановление N 734 "Об отмене постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 28.05.2019 N 642 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена" (л. д. 81).
Постановление от 10.06.2019 N 734 направлено заявителю с письмом от 24.07.2019 N 4464, в котором со ссылкой на статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что земельный участок с кадастровым номером 11:15:0102017:2643, ранее испрашиваемый заявителем в аренду, учтен в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского округа "Усинск", утвержденной постановлением Администрации от 06.06.2016 N 990 (л. д. 104).
Не согласившись с постановлением от 10.06.2019 N 734, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания постановления от 10.06.2019 N 734 недействительным, удовлетворил заявленные требования, возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в установленные законом сроки и порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, 10.06.2019 Администрация вынесла постановление N 734 "Об отмене постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 28.05.2019 N 642 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена". Доказательства опубликования постановления в общедоступных источниках в материалы дела не представлены.
Оспариваемое постановление направлено заявителю с письмом от 24.07.2019 N 4464.
Таким образом, об оспариваемом постановлении Общество узнало не ранее 24.07.2019, с этого момента заявитель обладал информацией о нарушении своих прав и законных интересов.
С заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 10.06.2019 N 734 ООО "УТР" обратилось 23.10.2019, то есть с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из данной нормы ЗК РФ следует, что не может быть предметом аукциона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на нем расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 11:15:0102017:2643 учтен в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского округа "Усинск", утвержденной постановлением Администрации от 06.06.2016 N 990, в связи с тем, что на нем расположены нестационарные торговые объекты - торговые павильоны.
Таким образом, исходя из исключения, сформулированного в подпункте 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, спорный земельный участок, может быть предметом аукциона.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данной нормой федеральный законодатель установил возможность использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления в случае размещения нестационарных торговых объектов, что не исключает предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании договора аренды, заключенного на торгах в форме аукциона.
Таким образом, довод Администрации о невозможности предоставления земельного участка в аренду в связи с включением его в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского округа "Усинск" нормативно не обоснован.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 11:15:0102017:2643 в силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ может быть предметом аукциона на право заключения договора аренды, у Администрации отсутствовали правовые основания для отмены постановления от 28.05.2019 N 642 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена".
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, признав недействительным постановление от 10.06.2019 N 734.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия; принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку постановление от 10.06.2019 N 734 "Об отмене постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 28.05.2019 N 642 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена" признано недействительным, то постановление Администрации от 28.05.2019 N 642 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена" является действующим, следовательно, суд первой инстанции правомерно применил в качестве восстановительной меры возложение на Администрацию обязанности устранить допущенные нарушения путем проведения отмененной процедуры аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в установленные законом сроки и порядке.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.02.2020 по делу N А29-14543/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Усинск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14543/2019
Истец: ООО "Усинские торговый ряды"
Ответчик: Администрация Муниципального Образования Городского Округа "Усинск"