г. Челябинск |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А07-32846/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2020 по делу N А07-32846/2019.
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - истец, пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Башкортостан Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева (далее - ответчик, учреждение, ГБПОУ РБ БХК им. Р. Нуреева) о взыскании ущерба в размере 39128 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Зинова Лидия Петровна, Рахмангулова Зиля Минниахметовна, Мурсалимова Гульсасак Гафуровна, Ахметова Сания Габдрахмановна.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2020 (резолютивная часть решения объявлена 22.012020) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года были представлены ответчиком с нарушением установленного законом срока - 22.05.2018. В результате непредоставления работодателем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за период ноябрь 2017 года, в связи с необоснованным увеличением страховой пенсии, Зиновой Л.П., Рахмангуловой З.М., Ахметовой С.Г., Мурсалимовой Г.Г. как неработающим пенсионерам за период с 1 ноября 2017 года по 30 июня 2018 года была излишне выплачена пенсия в общей сумме 39 128 руб. Податель жалобы полагает, что предоставление обществом сведений о трудоустройстве Зиновой Л.П., Рахмангуловой З.М., Ахметовой С.Г., Мурсалимовой Г.Г. за последующие периоды при отсутствии сведений за ноябрь 2017 года не являлось основанием для прекращения выплаты пенсии с учетом индексации.
Кроме того апеллянт указывает, что Управление не имеет приказов о приеме или увольнении сотрудников, которые являются первичными учетными документами и из которых можно сделать вывод о работе или прекращении работы сотрудников.
Ответчик представил в материалы дела отзыв от 17.03.2020 N 018/136, в котором возражает по доводам апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления ГБПОУ РБ БХК им. Р. Нуреева сведений о застрахованных лицах по вопросам соблюдения положений Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ).
По результатам проведенной проверки Управлением установлено, что ГБПОУ РБ БХК им. Р. Нуреева в предусмотренный законодательством срок не представило сведения за ноябрь 2017 года по форме СЗВ-М, что повлекло выплату пенсионерам пенсии в завышенном размере с учетом индексации (увеличения) и корректировки, которая не может быть установлена работающим пенсионерам.
Излишне выплаченная сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам - работнику ГБПОУ РБ БХК им. Р. Нуреева Зиновой Л.П. за период с 01.11.2017 года по 30.06.2018 года составила 12946 руб., Рахмангуловой З.М. за период с 01.11.2017 года по 30.06.2018 года составила 5232 руб., Ахметовой С.Г. за период с 01.11.2017 года по 30.06.2018 года составила 13060,94 руб., Мурсалимовой Г.Г. за период с 01.11.2017 года по 30.06.2018 года составила 7888,38 руб.
22 мая 2018 года ответчик представил в Управление сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года в отношении всех работающих в ГБПОУ РБ БХК им. Р. Нуреева застрахованных лиц.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованиями о возмещении ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Отказывая в удовлетворении требований пенсионного фонда, суд пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между непредставлением ответчиком в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года и понесенными в связи с этим расходами пенсионного фонда в виде выплаты излишних сумм пенсии.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статья 1080 ГК РФ).
Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Закона N 400-ФЗ.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании указанной нормы Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчиком в установленный законом срок сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года не представлены.
Управлением за период с ноября 2017 года по июнь 2018 года, произведена индексация пенсии застрахованным лицам - пенсионерам Зиновой Л.П., Рахмангуловой З.М., Ахметовой С.Г., Мурсалимовой Г.Г.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Из материалов дела следует, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года в отношении Зиновой Л.П., Рахмангуловой З.М., Ахметовой С.Г., Мурсалимовой Г.Г. были представлены ответчиком в пенсионный фонд 22.05.2018, указанные сведения приняты пенсионным фондом. При этом сведения за декабрь 2017 года, январь - июнь 2018 года, в том числе на работников ГБПОУ РБ БХК им. Р. Нуреева Зинову Л.П., Рахмангулову З.М., Ахметову С.Г., Мурсалимову Г.Г. предоставлялись ответчиком в установленный законом срок.
Принимая во внимание сроки, предусмотренные частями 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, решение об индексации пенсий с учетом непредставления в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года должно быть вынесено пенсионным фондом в январе 2018, а выплаты соответствующих сумм пенсий с учетом индексации за период с ноября 2017 года должны быть произведены в феврале 2018 года.
Между тем, из материалов дела усматривается, что сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года в отношении работающих пенсионеров Зиновой Л.П., Рахмангуловой З.М., Ахметовой С.Г., Мурсалимовой Г.Г. были представлены ответчиком в пенсионный фонд с соблюдением установленного законом срока в январе 2018 года.
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, поскольку в январе 2018 года Управление располагало информацией о том, что Зинова Л.П., Рахмангулова З.М., Ахметова С.Г., Мурсалимова Г.Г. осуществляют трудовую деятельность, у пенсионного фонда уже в январе 2018 года имелась возможность выявить указанную ошибку, произвести корректировку начисленных пенсий за период с ноября 2017 года и не выплачивать излишние суммы пенсий, начисленные с учетом несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года.
В рассматриваемом случае, после представления ответчиком в январе 2018 года сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года оснований для выплаты индексации уже не имелось, однако пенсионным фондом после указанной даты было принято решение о выплате индексации сумм пенсии застрахованным лицам. Фактически пенсионный фонд имел возможность не производить выплату индексации с ноября 2017 года по июнь 2018 года, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил, однако указанной возможностью не воспользовался.
Само по себе отсутствие у Управления приказов о приеме или увольнении сотрудников не влияет на принятие пенсионным фондом решения о выплате индексации пенсии, в связи с чем, соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вина ответчика в причинении ущерба за отсутствует.
Аналогичная правовая позиции изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации N 307-ЭС18-22271 от 28.12.2018.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, пенсионным фондом в данном случае не доказана, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2020 по делу N А07-32846/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-32846/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН БАШКИРСКИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ РУДОЛЬФА НУРЕЕВА
Третье лицо: Ахметова Сания Габдрахмановна, Зинова Лидия Петровна, Мурсалимова Гульсасак Гафуровна, Рахмангулова Зиля Минниахметовна
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3192/20