г. Тула |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А09-9788/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Универсальная строительная компания "Надежда" - Коленкина И.П. (доверенность от 28.12.2018), в отсутствие ответчика - Стекляннорадицкой сельской администрации Брянского района Брянской области, третьего лица - администрации Брянского района, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Стекляннорадицкой сельской администрации Брянского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.12.2019 по делу N А09-9788/2018 (судья Грахольская И.Э.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Универсальная строительная компания "Надежда" (г. Брянск, ОГРН 1103256003290, ИНН 3255512554) (далее - заявитель, общество, ООО УСК "Надежда") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к главе Стекляннорадицкой сельской администрации (Брянская область, Брянский район, д. Стеклянная Радица, ОГРН 10532233056810, ИНН 3245002410) (далее - ответчик) о признании недействительным распоряжения "Об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений" от 10.07.2018 N 6-р и о возложении на главу Стекляннорадицкой сельской администрации обязанности в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного акта по данному делу вынести распоряжение о сносе зеленых насаждений с целью выполнения всех необходимых работ по благоустройству территории для многоквартирных многоэтажных жилых домов поз. 9, 9а и 2а. в микрорайоне "Сосновый Бор" Брянского района Брянской области, а именно:
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623 (поз. 9) произвести вынужденный снос 32 деревьев;
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214 (поз. 9а) произвести вынужденный снос 5 деревьев;
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 (поз. 2а) произвести вынужденный снос 63 деревьев.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Брянского района (г. Брянск, ОГРН 1023202136605, ИНН 3207004800).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.11.2018 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.07.2019 указанные судебные акты и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.12.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Стекляннорадицкая сельская администрация Брянского района Брянской области просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что правовых оснований для признания недействительным оспариваемого распоряжения не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО УСК "Надежда" просит решение суда оставить без изменения.
Администрация Брянского района отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В суд апелляционной инстанции от Стекляннорадицкой сельской администрации Брянского района Брянской области поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное неблагоприятной эпидемиологической ситуацией.
Рассмотрев указанное ходатайство, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Согласно указанной норме отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом суда, а не его обязанностью.
Судом апелляционной инстанции явка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание обязательной не признана.
Согласно Обзору Президиума Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденному 21.04.2020, невозможность рассмотрения дела в связи с введением правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, может являться основанием для отложения судебного разбирательства в силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Вместе с тем вопрос о необходимости отложения разбирательства дела должен решаться арбитражным судом, в производстве которого находится дело, самостоятельно применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства (статья 61 АПК РФ).
Применительно к настоящему спору суд апелляционной инстанции учитывает, что позиция апеллянта изложена в жалобе. Дополнительных доводов, о необходимости приобщения дополнительных доказательств, Стекляннорадицкой сельской администрации Брянского района Брянской области не заявлено. Аргументы, свидетельствующие о невозможности рассмотрения жалобы по имеющимся в деле доказательствам, не приведены.
При этом сама по себе неблагоприятная эпидемиологическая ситуация не может являться основанием к отложению судебного заседания в силу следующего.
Режим нерабочих дней был установлен указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", продлен указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и прекратился после 08.05.2020.
Ограничительные меры, разработанные и реализованные в судах в соответствии с совместным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 "О приостановлении личного приема граждан в судах", продленные совместным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 29.04.2020 N 822, закончили свое действие после 11.05.2020.
Таким образом, на дату проведения настоящего судебного заседания какие-либо ограничения в работе Двадцатого арбитражного апелляционного суда отсутствуют.
Основания для отложения судебного разбирательства установлены статьей 158 АПК РФ, пунктами 3 и 4 которой предусмотрено право суда отложить судебное разбирательство в случае неявки представителя, если суд признание причину неявки уважительной.
Заявленное администрацией ходатайство об отложении судебного разбирательства не содержат доводов о наличии уважительных причин неявки ее представителей в судебное заседание, в них не указано, какие именно препятствия для осуществления процессуальных возможностей возникли при рассмотрении настоящего дела.
С учетом отсутствия уважительных причин неявки в судебное заседание, а также того, что правовая позиция администрации, изложенная в апелляционной жалобе, иных пояснениях, имеющихся в материалах дела, представляется достаточно ясной и не нуждается в дополнениях, апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отложения судебного разбирательства.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором аренды от 01.09.2016 и актом приема-передачи от 01.09.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 4 805 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1625.
Согласно договору аренды от 27.07.2016 и акту приема-передачи от 27.07.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 4 856 кв.м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1623.
Также в соответствии с договором аренды от 27.07.2016 и актом приема-передачи от 27.07.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 6 357 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1214.
ООО УСК "Надежда" на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 планирует строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома (поз. 2а); на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623 планирует осуществить мероприятия по благоустройству прилегающей территории к строящемуся многоквартирному многоэтажному жилому дому (поз. 9) (разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-637-2016), на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214 планирует осуществить мероприятия по благоустройству прилегающей территории к строящемуся многоквартирному многоэтажному жилому дому (поз. 9а) (разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-636-2016).
Письмом от 07.06.2017 N 233-Т (от 08.06.2017 вх. N 353) общество обратилось в адрес Стекляннорадицкой сельской администрации с просьбой создать комиссию по обследованию зеленых насаждений, попадающих в зону застройки (поз. 2а, 9, 9а), а также в зону выполнения по благоустройству прилегающих к ним территорий.
Указанное письмо оставлено администрацией без ответа.
Письмом от 03.10.2017 N 1283 общество направило в адрес администрации претензию с просьбой в срок до 18.10.2017 создать комиссию для обследования зеленых насаждений, оформить соответствующий акт обследования и разрешить вынужденный снос зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 32:02:0530302:1625, 32:02:0530302:1623, 32:02:0530302:1214 с учетом зон застройки и благоустройства многоквартирных жилых домов (поз. 2а, 9, 9а).
Направленная в адрес ответчика претензия отставлена без ответа, действия по созданию комиссии для обследования зеленых насаждений администрацией не совершались, соответствующий акт обследования зеленых насаждений не оформлялся, разрешение на вынужденный снос зеленых насаждений не выдавалось.
Общество, полагая, что бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении по существу вопросов, поставленных в письмах от 07.06.2017 N 233-Т, от 03.10.2017 N 1283, является незаконным и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального учреждения Стекляннорадицкая сельская администрация Брянского района Брянской области, выразившегося в не рассмотрении по существу вопросов, поставленных в письмах от 07.06.2017 N 233-Т, от 03.10.2017 N 1283.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2018 по делу N А09-1040/2018 признано незаконным бездействие муниципального учреждения Стекляннорадицкая сельская администрация Брянского района Брянской области, выразившееся в не рассмотрении по существу вопросов, поставленных в письмах ООО УСК "Надежда" от 07.06.2017 N 233-Т и от 03.10.2017 N 1283.
Также указанным решением суд обязал муниципальное учреждение Стекляннорадицкая сельская администрация Брянского района Брянской области в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного акта по данному делу рассмотреть по существу обращения ООО УСК "Надежда", изложенные в письме от 07.06.2017 N 233-Т и в письме от 03.10.2017 N 1283, и принять соответствующее решение.
В рамках исполнительного производства по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Брянской области по указанному делу, главой Стекляннорадицкой сельской администрации вынесено распоряжение "Об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений" от 10.07.2018 N 6-р, мотивированное наличием в Арбитражном суде Брянской области дела по спору об определении границ собственности.
Не согласившись с данным распоряжением, ООО УСК "Надежда" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является правильным ввиду следующего.
Решением Стекляннорадицкого сельского Совета народных депутатов от 21.11.2013 N 3-2-7 утверждено Положение "Об охране зеленых насаждений, расположенных на территории Стекляннорадицкого сельского поселения" (далее по тексту - Положение).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.1 Положения вынужденный снос и пересадку деревьев и кустарников, связанные с застройкой, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередачи и других сооружений, допускается производить только на основании распоряжения главы администрации.
В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8 ГрК РФ, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия Правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее по тексту - комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проектам генерального плана и Правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31 ГрК РФ, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Генеральный план и Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Судом установлено, что во исполнение указанных требований главой администрации Брянского района в адрес администрации Брянской области и в Брянскую городскую администрацию были направлены обращения с просьбой о согласовании проекта генерального плана Стекляннорадицкого сельского поселения от 03.10.2012 N 1-2278А.
В ответ на указанные обращения было направлено сообщение от 29.11.2012 N 97553, из содержание которого следует, что проект генерального плана Стекляннорадицкого сельского поселения согласован администрацией Брянской области.
Письмом от 30.10.2012 N 6/28-7576 Брянская городская администрация сообщила о согласовании проекта генерального плана Стекляннорадицкого сельского поселения.
Таким образом, как справедливо заключено судом первой инстанции, этапы процедуры подготовки проектов генерального плана и Правил землепользования и застройки, проектов вносимых изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки и их утверждения соблюдены: в Стекляннорадицком сельском поселении проведены публичные слушания по вопросу принятия проектов генерального плана и правил землепользования и застройки указанного поселения, что подтверждается соответствующими заключениями.
Все необходимые согласования получены, в частности, требования статьи 25 ГрК РФ при подготовке и утверждении оспариваемого генерального плана были выполнены.
Указанные генеральный план и Правила землепользования и застройки содержат всю необходимую информацию, предусмотренную статьями 23, 30 ГрК РФ, в том числе картографический материал.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные муниципальные правовые акты приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу статьи 12 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Законом Брянской области от 09.03.2005 N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" установлены границы Стекляннорадицкого сельского поселения.
В приложении к указанному закону имеется описание границы поселения.
Судом установлено, что в соответствии с договором аренды от 01.09.2016 и актом приема-передачи от 01.09.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 4 805 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1625.
Согласно договору аренды от 27.07.2016 и акту приема-передачи от 27.07.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 4 856 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1623.
Также в соответствии с договором аренды от 27.07.2016 и актом приема-передачи от 27.07.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 6 357 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1214.
Как отмечено выше, ООО УСК "Надежда" на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 планирует строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома (поз. 2а); на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623 планирует осуществить мероприятия по благоустройству прилегающей территории к строящемуся многоквартирному многоэтажному жилому дому (поз. 9) (разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-637-2016), на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214 планирует осуществить мероприятия по благоустройству прилегающей территории к строящемуся многоквартирному многоэтажному жилому дому (поз. 9а) (разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-636-2016).
Судом первой инстанции обоснованно установлено и не оспаривается сторонами, что каких-либо судебных спор относительно права собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 32:02:0530302:1625, 32:02:0530302:1623 и 32:02:0530302:1214, принадлежащих на праве собственности ООО "Актив" и ИП Долгий И.А. и находящихся в аренде у ООО УСК "Надежда", как на момент вынесения оспариваемого распоряжения, так при рассмотрении дела в суде первой инстанции не имелось.
В соответствии с постановлением администрации Брянского района от 04.08.2016 N 713 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1623, согласно пунктам 2.1, 2.2 которого основной вид разрешенного использования: для жилищного строительства, назначение объекта капитального строительства: многоквартирный 16 этажный жилой дом.
В соответствии с постановлением администрации Брянского района от 16.02.2016 N 113 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1214, согласно пунктам 2.1, 2.2 которого основной вид разрешенного использования: под жилищное строительство, назначение объекта капитального строительства: многоквартирный 16 этажный жилой дом.
Благоустройство и количество парковочных мест на указанных земельных участках обосновано технико-экономическими показателями по жилым домам (поз. 2а, 9, 9а) в микрорайоне Сосновый Бор Брянского района Брянской области.
Планы благоустройства территории земельных участков с кадастровыми номерами 32:02:0530302:1623 и 32:02:0530302:1214 и прилегающей к ним территории согласованы главным архитектором Брянского района.
На земельный участок с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 (поз. 2а) разработан проектный план благоустройства территории.
ООО УСК "Надежда" получило разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-637-2016 многоквартирного многоэтажного жилого дома (поз. 9) на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623, а также разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-636-2016 многоквартирного многоэтажного жилого дома (поз. 9а) на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Стекляннорадицкого сельского поселения Брянского района Брянской области, действующих и в настоящее время, территория микрорайона Сосновый Бор находится в зоне Ж1 (зона застройки многоэтажными многоквартирными и среднеэтажными многоквартирными жилыми домами).
Основным видом использования данного земельного участка является строительство многоэтажных жилых домов с количеством этажей 5 - 21.
Документами, имеющимися в материалах дела, подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 32:02:0530302:1625, 32:02:0530302:1623 и 32:02:0530302:1214 являются землями населенных пунктов и предназначены для жилищного строительства.
Данные земельные участки поставлены на кадастровый учет и не имеют пресечения с другими земельными участками.
Указанные обстоятельства подтверждаются также копиями выписок из ПЗЗ от 10.09.2018 N 399 и от 10.09.2018 N 398, а также распечаткой с публичной кадастровой карты.
В связи с застройкой указанных земельных участков многоэтажными домами, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередачи и других объектов инженерной инфраструктуры, а также в связи с благоустройством прилегающей территории возникла необходимость в вынужденном сносе зеленых насаждений, произрастающих на данных земельных участках.
В частности, с целью выполнения всех необходимых работ по благоустройству территории для многоквартирных многоэтажных жилых домов (поз. 9, 9а и 2а) необходимо осуществить вынужденный снос зеленых насаждений, а именно:
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623 (поз. 9) необходимо произвести вынужденный снос 32 деревьев;
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214 (поз. 9а) необходимо произвести вынужденный снос 5 деревьев;
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 (поз. 2а) необходимо произвести вынужденный снос 63 деревьев.
В подтверждение необходимости сноса указанного количества деревьев заявитель обратился в соответствии с договором на оказание услуг от 01.03.2019 к ООО "Автортитет" для проведения внесудебной экспертизы.
Заключение эксперта N 8-2019 представлено заявителем в материалы дела.
Выполнение работ по заявлению ООО УСК "Надежда" поручено штатным сотрудникам ООО "Авторитет": Васильевой И.И., Михалевой Е.Е. и Ильюхиной М.М.
Документы, подтверждающие квалификацию экспертов, приложены к указанному заключению.
Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
- определить соответствие испрашиваемых изменений в градостроительный план земельного участка от 02.03.2017 с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 тем характеристикам, которые подлежат воспроизведению в градплане и которые определены в соответствующих актах в отношении спорной территории, а именно в действовавших в спорный период правилах землепользования и застройки, проекте планировки и проекте межевания территории, а также имеющихся в отношении земельного участка строительным ограничениям;
- определить соответствие испрашиваемых изменений в градплан от 02.03.2017 сведениям, содержащимся в градостроительном плане, утвержденном постановлением администрации Брянского района от 05.11.2014 N 3089;
- отобразить графически минимальные отступы от границ земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 в целях определения мест допустимого размещения здания, за пределами которых запрещено строительство, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (выписка из ПЗиЗ от 10.09.2018 N 398); сопоставить полученные результаты с испрашиваемыми изменениями в градостроительный план.
Из представленного заключения N 8-2019 усматривается следующее.
По первому вопросу: исходя из проведенного анализа представленных документов, экспертами под "испрашиваемыми изменениями в градостроительный план земельного участка от 02.03.2017 с кадастровым номером 32:02:0530302:1625" понимается такая характеристика как "предельные параметры разрешенного строительства", которое, как полагают эксперты идентично характеристики, указанной в градплане, как место "допустимого размещения зданий".
Таким образом, по первому вопросу эксперты пришли к выводам о том, что испрашиваемое застройщиком в измененных (увеличенных) параметрах место допустимого размещения зданий соответствует сведениям градостроительного плана земельного участка от 05.11.2014.
Место допустимого размещения зданий, предусмотренное градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 от 02.03.2017, противоречит документам по планировке территории, утвержденных в установленном порядке администрацией Брянского района 14.03.2012; предоставленные документы проекта планировки указывают, что по итогам проведенных публичных слушаний и утвержденного проекта планировки территории микрорайона "Сосновый бор" использование территории, исключенной из места допустимого размещения зданий градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 от 02.03.2017, предусмотрено в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома, включающее, в том числе пожарные проезды, бесплатные гостевые автостоянки, детские площадки, размещение малых архитектурных форм, озеленение.
Границы зоны планируемого размещения объекта - жилого дома (поз. 2а) соответствует требованиям правил землепользования и застройки.
Предполагаемое использование земельного участка в целях строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома (поз. 2а) соответствует градостроительному зонированию.
В соответствии с требованиями статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане должна содержатся информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон.
В предоставленном градостроительном плане земельного участка от 05.11.2014 указаний на наличие таких зон не содержится.
В связи с чем, несоответствий испрашиваемых изменений в градостроительный план земельного участка от 02.03.2017 с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 строительным ограничениям экспертами не выявлено.
По второму вопросу об определении соответствия испрашиваемых изменений в градплан от 02.03.2017 сведениям, содержащимся в градостроительном плане, утвержденном постановлением администрации Брянского района от 05.11.2014 N 3089, установлено, что испрашиваемые изменения в градплан от 02.03.2017 соответствуют сведениям, содержащимся в градостроительном плане, утвержденном постановлением администрации Брянского района от 05.11.2014 N 3089.
По третьему вопросу установлено, что из предоставленной в распоряжение экспертов выписки из ПЗиЗ для жилых зданий с квартирами в первых этажах, жилых зданий со встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями учреждений образования и воспитания минимальные отступы стен зданий от границы земельного участка, совпадающей с красной линией, обозначающей границу территории общего пользования, имеют следующие значения:
- со стороны магистральных улиц - не менее 6 м;
- со стороны улиц и проездов общего пользования - не менее 3 м.
"Для всех прочих случаев, кроме перечисленных в предыдущих пунктах настоящей статьи, минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границы земельного участка со стороны соседнего земельного участка (или территорий, на которых земельные участки еще не сформированы), расположенного в территориальной зоне, для которой установлены градостроительные регламенты, имеют следующие значения:
- минимальные отступы стен зданий, строений, сооружений с окнами от границы земельного участка устанавливаются исходя из требований по обеспечению нормативной инсоляции и освещенности на границах соседнего земельного участка, но не менее 3 м.
Вопросы обеспечения нормативной инсоляции и освещенности решаются на стадии проектирования".
В Приложении N 4 графически отображены расстояния от границ проектируемого здания (поз. 2а), до границ земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1625, значения которых составляют более 3 м, что соответствует требованиям ПЗиЗ.
Таким образом, испрашиваемые застройщиком изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 в части увеличения места допустимого размещения зданий соответствуют указанным требованиям правил землепользования и застройки.
При этом судом также справедливо учтено, что в соответствии с решением Арбитражного суда Брянской области от 12.11 2018 по делу N А09-12741/2017 заявление ООО УСК "Надежда" к администрации Брянского района Брянской области о признании недействительным решения об отказе во внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1625, изложенного в письме от 08.08.2017 N 4-2520 А, удовлетворено.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд решение суда по делу N А09-12741/2017 оставил без изменения.
Апелляционной инстанцией в ходе рассмотрения жалобы по делу N А09-12741/2017 получено заключение эксперта ООО "Проф-проект" Грибачевой А.В. N 9/2019.
Из содержания данного заключения следует, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 возможно расположить многоэтажный многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями (поз. 24) с учетом разработанной проектной документацией.
В соответствии с приложением N 3 данного заключения отражены минимальные отступы от границ земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 в соответствии с правилами землепользования и застройки территории и определено место допустимого размещения зданий, за пределами которого запрещено строительство.
В соответствии с градостроительным планом RU32502313-357 от 03.10.2014 земельный участок с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 полностью входил в место допустимого размещения зданий без каких-либо ограничений, а в соответствии с градостроительным планом RU32502313-76 от 02.03.2017 на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 выделена зона зеленых насаждений, что значительно уменьшило место допустимого размещения зданий.
Следовательно, как верно отмечено судом, вносимые градостроительным планом RU32502313-76 от 02.03.2017 изменения состоят в исключении из места допустимого размещения зданий зоны зеленых насаждений.
Изменения, предлагаемые градостроительным планом RU32502313-76 от 02.03.2017, не соответствуют градостроительным нормам и правилам, так как исключенная из мест допустимого размещения зданий зона зеленых насаждений не относится к землям лесного фонда и согласно распоряжению Брянского областного совета народных депутатов от 30.08.1989 N 648/3-р земельный участок для строительства обувной фабрики отводился с правом вырубки леса.
Следовательно, внесение изменений, отраженных в градостроительном плане RU32502313-76 от 02.03.2017 земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1625, не допустимо.
Согласно абзацу 2 пункта 3.1. Положения вынужденный снос и пересадку деревьев и кустарников, связанные с застройкой, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередачи и других сооружений, допускается производить только на основании распоряжения главы администрации.
В силу пункта 4.1. Положения за вынужденный снос зеленых насаждений предусмотрены мероприятия по компенсационному озеленению.
Судом установлено, что ООО УСК "Надежда" готово произвести выплату восстановительной стоимости за вынужденный снос зеленых насаждений в размере, предусмотренном действующим законодательством, а также выполнить предусмотренные законом мероприятия по компенсационному озеленению.
В материалы дела представлен расчет сумм выплаты.
Необходимость вынужденного сноса деревьев с целью выполнения всех необходимых работ по благоустройству территории для многоквартирных многоэтажных жилых домов поз. 9, 9а и 2а., в микрорайоне "Сосновый Бор" Брянского района Брянской области на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623 (поз. 9) в количестве 32 деревьев, на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214 (поз. 9а) в количестве 5 деревьев, на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 (поз. 2а) в количестве 63 деревьев устанавливается проектной документацией, копия которой представлена заявителем в материалы дела.
Так, в соответствии с проектной документацией 25-425/2015-ГП (генеральный план) на листе 1 "Генеральный план. Общие данные" в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1623 (поз. 9) вынужденному сносу подлежат деревья в количестве 32 штуки.
Согласно проектной документации 26-425/2015-ГП (генеральный план) на листе 1 "Генеральный план. Общие данные" в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1214 (поз. 9а) вынужденному сносу подлежат деревья в количестве 5 штук.
Также в соответствии с проектной документацией 20-425/2014-ГП (генеральный план) на листе 1 "Генеральный план. Общие данные" в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 (поз. 2а) вынужденному сносу подлежат деревья в количестве 63 штуки.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у главы Стекляннорадицкой сельской администрации достаточных правовых оснований для отказа обществу в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений по мотиву оспаривания границ собственности, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленное обществом требование о признании недействительным распоряжения главы Стекляннорадицкой сельской администрации от 10.07.2018 N 6-р.
Поскольку убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, то она удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.12.2019 по делу N А09-9788/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Стекляннорадицкой сельской администрации Брянского района Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9788/2018
Истец: ООО Универсальная строительная компания "Надежда"
Ответчик: Глава Муниципального учреждения Стекляннорадицкая сельская администрация Брянского района Брянской области Яшелин Юрий Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1055/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9788/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-9788/18
22.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1844/19
14.02.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8832/18
15.11.2018 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9788/18