г. Владивосток |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А51-10690/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-7783/2019
на решение от 16.08.2019
судьи Н.Н.Куприяновой
по делу N А51-10690/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Владивостокской таможни
(ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
к обществу с ограниченной ответственностью "Тесла" (ИНН 2508118550, ОГРН 1142508001030)
о взыскании в пользу Владивостокской таможни с общества с ограниченной ответственностью "Тесла" суммы утилизационного сбора в размере 3 553 500 руб.,
при участии:
от Владивостокской таможни - Путилова А.И. по доверенности от 18.12.2019, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, копия диплома к N 88311,
от общества с ограниченной ответственностью "Тесла" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - таможенный орган, таможня, заявитель) обратилась в арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тесла" (далее - общество, ООО "Тесла") утилизационного сбора в отношении товаров, ввезенных по декларациям на товары (далее - ДТ) N N10702020/231116/0033536, N 10702030/220616/00033470, N 10702030/090816/0045199 в общей сумме 3 553 500 рублей.
Решением от 16.08.2019 заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "Тесла" в доход бюджета Российской Федерации утилизационный сбор в сумме 3 090 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 16.08.2019, таможенный орган просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, настаивая на неверном применении судом первой инстанции коэффициента расчета утилизационного сбора.
В доводах жалобы таможня указывает на то, что обществу верно предъявлен расчет утилизационного сбора по ставке, действующей после 13.06.2018. Расчет утилизационного сбора соответствует законодательству об утилизационном сборе, ссылаясь в том числе на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 305-КГ17-12383 и Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2019 N 303-ЭС19-6355,
По убеждению таможни, в связи с тем, что общество не предоставило расчет утилизационного сбора, а также иные документы, установленные Постановлением Правительства N 81, таможенный орган самостоятельно произвел расчет подлежащего уплате утилизационного сбора. При этом применив базовую ставку и коэффициент на дату осуществления данного расчета на основании последней редакции постановления Правительства N 81 от 31.05.2018, вступившей в силу 13.06.2018.
ООО "Тесла", надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проводит судебное заседание в отсутствие нявившегося представителя ООО "Тесла".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В июне, августе и ноябре 2016 года ООО "Тесла" ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и поместило под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" следующие транспортные средства:
- по ДТ N 10702020/231116/0033536 "экскаватор полноповоротный гусеничный экскаватор бывш. в экспл., марка: KOMATSU, модель:PC28UU, VIN отсутствует, момент выпуска: 15.11.1991, кузов: отсутствует, шасси: 6582, с дизельн.,двиг.: 3678-07078, объем: 1232см3, цвет: голубой, мощн.: 23 л.с./16,92 квт,мест:1, рмм:25 75 кг", код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;
- по ДТ N 10702030/220616/00033470 - "трактор колесный для сельхоз.работ бывш.в эксплуатации,марка :YANMAR, модель: УM 1300D, VIN отсутствует, момент выпуска: 01.07.1985, кузов: отсутствует, шасси: уm1300d-04197, с дизельн.,двиг.: 2TR 13,объем 662смЗ, цвет: красный, мощн. 13 л.с./9,56 квт,, код ТН ВЭД ЕАЭС 8701905000;
- по ДТ N 10702030/090816/0045199 - "трактор колесный для сельхоз.работ, арка ISEKI модель: TU240F, VIN отсутствует, момент выпуска: 15.03.1985; кузов: отсутствует, шасси: TUL7F-01092, с дизельн., двиг.: ЕЗАЕ1-65112, объем: 1296 смЗ, цвет : синий, мощн.: 24 л.с./17,65 квт, мест:1,рмм:505 кг, раз: шир.1290", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701905000;
В целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора, в отношении общества была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров.
В ходе контрольных мероприятий, было установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства не осуществлялась.
Письмом от 27.03.2019 N 25-35/12375 таможенным органом в адрес ООО "Тесла" направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора в общей сумме 3 553 500 руб. до 22 апреля 2019 года.
В связи с неуплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, произведя перерасчет подлежащего уплате утилизационного сбора в соответствии с Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее - Правила N 81) и перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), действующим на момент декларирования спорного товара, взыскал с общества 3 090 000 рублей утилизационного сбора за товары по ДТ N N10702020/231116/0033536, N 10702030/220616/00033470, N 10702030/090816/0045199.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе таможенного органа, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу таможни - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Судебной коллегией установлено, что общество является плательщиком утилизационного сбора в связи с ввозом в Российскую Федерацию товаров, указанных в вышеназванной декларации. Факт ввоза товаров на территорию Российскую Федерацию и неуплаты утилизационного сбора обществом не оспариваются.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N АКПИ12-1278).
Поскольку при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, а целью введения такого платежа является стимулирование приобретения гражданами и организациями новых автотранспортных средств, ввоз ответчиком спецсредств непригодных к эксплуатации, физический износ которых составил 80%, фактически презюмирует возможность наступления вредных экологических последствий исходя из смысла законодателя, ставящего в прямую зависимость наступление возможного экологического вреда и время (срок) в течение которого транспортное средство эксплуатировалось.
Изложенное согласуется с позицией Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 19.10.2018 N Ф03-881/2018.
Из анализа положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуры (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Соответственно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска самоходной техники таможенным органом в свободное обращение. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Постановлением N 81 утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора;
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Разделом II Постановления N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 5 Правил N 81 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень). Таможенные органы в соответствии с пунктом 13 Правил N 81 осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов. В соответствии с примечанием 4 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Согласно разделу III Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры, классифицируемые кодом 8429 52 ТН ВЭД ЕАЭС, относятся к самоходным машинам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении экскаваторов (классифицируемых по коду 8429 52), с даты выпуска которых прошло более 3 лет установлены разделом III Перечня).
Так, в соответствии с разделом III "экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры" Перечня, с даты выпуска которых прошло более 3 лет и с мощностью силовой установки менее 170 л.с. применяется коэффициент 17.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении тракторов колесных (классифицируемых по коду 870390, с даты выпуска которых прошло более 3 лет) установлены разделом XIV Перечня. Для данной категории транспортных средств с мощностью силовой установки не более 30 л.с. с даты выпуска которых прошло более 3 лет применяется коэффициент - 1,8.
Согласно разделу II названного Перечня и примечания 6 к нему (в редакции, действующей на момент таможенного оформления) базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных на территории Российской Федерации, категории N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, составляет, вопреки доводам апелляционной жалобы, 150000 руб.
Исходя из базовой ставки и приведенных выше коэффициентов, сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении транспортных средств, задекларированных по ДТ N N10702020/231116/0033536 составляет 2 550 000 руб. (150 000 руб. *17), по ДТ N 10702030/220616/00033470 составляет 270 000 руб. (150 000 *1,8), по ДТ N 10702030/090816/0045199 составляет 270 000 руб. (150 000*1,8). Общая сумма утилизационного сбора составляет 3 090 000 руб.
Произведенный судом первой инстанции расчет суммы утилизационного сбора апелляционным судом проверен и, вопреки доводам апелляционной жалобы, признан верным.
Согласно положениям пункта 17 Постановления N 81, в редакции, действовавшей в спорный период, в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Как уже указывалось выше, таможенный орган письмом от 27.03.2019 информировал общество о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства.
Учитывая, что доказательств оплаты стоимости утилизационного сбора общество в материалы дела не представило, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что требование таможни является частично обоснованным и подлежащим удовлетворению в размере 3 090 000 руб.
Возражений в отношении расчета сбора обществом не представлено, доказательств уплаты обществом предъявленной к взысканию суммы утилизационного сбора материалы дела не содержат.
Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что размер утилизационного сбора должен определяться исходя из базовых ставок и коэффициентов, действующих на момент возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора, т.е. в момент ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию.
Доводы таможни со ссылкой на иную судебную практику, апелляционной коллегией не принимаются во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
При этом иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2019 по делу N А51-10690/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10690/2019
Истец: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ТЕСЛА"
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7783/19
10.10.2019 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7591/19
02.10.2019 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7105/19
16.08.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-10690/19