город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2020 г. |
дело N А32-56705/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей О.А. Ереминой, М.Г.Величко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.
при участии:
от заявителя - директор Аммосов Е.А. лично, паспорт; представитель Игнатьевич Д.В. по доверенности, паспорт;
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТК "Партнер Кубани" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.02.2020 по делу N А32-56705/2019
по заявлению ООО "ТК "Партнер Кубани"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу г. Ростов-на-Дону
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Партнер Кубани" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.07.2019 по делу N 07-10-19/677 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2020 суд признал незаконным и изменил постановление от 25.07.2019 N 07-10-19/677 о привлечении общества к административной ответственности в части назначения наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб., назначив наказание в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Заявитель обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение изменить, назначив наказание в виде предупреждение. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом не изучены все обстоятельства, которые способствовали бы замены административного штрафа на предупреждение. Также общество указывает, что вмененное ему административное правонарушение совершено впервые. Общество отмечает, что критерий повторности, закрепленный в пункте 2 части 1 статьи 4.3. и статьи 4.6. КоАП РФ, исходит из срока в один год. Иного подхода в этом вопросе закон не предусматривает. Тот факт, что постановление по первому правонарушению вступило в законную силу лишь 28.06.2018, следуя разъяснениям ВС РФ, не имеет правового значения.
В судебное заседание заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечило. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением установлено, что с 02.06.2019 по 16.06.2019 обществом внесена недостоверная информация в систему ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции, а именно:
Идентификатор накладной |
Номер накладной |
Дата накладной, (ТТН) |
Дата фиксации накладной |
Дата отгрузки |
Дата накладной (ТТН), указанная в первичных документах |
TTN -0295684678 |
ПКУТ-001131 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
TTN -0295684231 |
ПКУТ-001129 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
TTN -0295684228 |
ПКУТ-001127 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
TTN -0295684225 |
ПКУТ-001126 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
TTN -02 97491949 |
ПКУТ-001186 |
13.06.2019 |
14.06.2019 |
13.06.2019 |
14.06.2019 |
Кроме того в указанный выше период административным органом установлено внесение обществом недостоверных сведений в систему ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции, а именно:
Идентификатор накладной |
Номер накладной |
Дата накладной |
Дата фиксации накладной |
Дата отгрузки, зафиксированная в ЕГАИС |
Дата отгрузки, указанная в первичных документах |
TTN -0295684678 |
ПКУТ-001131 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
TTN -0295684228 |
ПКУТ-001127 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
06.06.2019 |
07.06.2019 |
TTN -0296123852 |
ПКУТ-001143 |
10.06.2019 |
10.06.2019 |
08.06.2019 |
10.06.2019 |
TTN -0296123222 |
ПКУТ-001142 |
10.06.2019 |
10.06.2019 |
08.06.2019 |
10.06.2019 |
TTN -0296123215 |
ПКУТ-001141 |
10.06.2019 |
10.06.2019 |
08.06.2019 |
10.06.2019 |
TTN -0296123234 |
ПКУТ-001344 |
10.06.2019 |
10.06.2019 |
08.06.2019 |
10.06.2019 |
TTN -029749I949 |
ПКУТ-001186 |
13.06.2019 |
14.06.2019 |
13.06.2019 |
14.06.2019 |
Учитывая вышеизложенное, административный орган пришел к выводу, что обществом нарушены положения ч. 4 ст. 14, Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п. 6, п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пункта 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении N 07-10-19/677 от 12.07.2019.
25.07.2019 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 07-10-19/67, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением, об изменении постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Правила функционирования ЕГАИС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил, организации представляют в единую информационную систему сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной; номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих сопровождающих оборот продукции, в единой информационной системе; сведения о контрагенте (контрагентах при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес).
В соответствии с пунктом 21 Правил, направление информации об объеме Производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с пунктом 24 Правил, при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае, если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя заявление с уточненными данным.
Порядок и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о продукции, об объеме производства и оборота продукции утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, - алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов".
Согласно пункта 5.1.1 Приложения N 5 о формах, порядке заполнения и сроках представления заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции, также согласно пункту 5.1.1 Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, до создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке.
В соответствии с Руководством пользователя Master UTM Pro, а именно п. 2.5 "Создание документа сведения об отгрузке" при заполнении формы "Сведения об отгрузке", открывается форма, которую необходимо заполнить.
Полями, обязательными для заполнения, являются, в том числе:
- номер накладной - согласно первичной документации;
- дата составления - поле редактируемое, автоматически подставляется текущая дата, когда был сформирован документ, для ввода информации воспользуйтесь календарем или вводом с клавиатуры в формате дд.мм.гггг.;
- дата отгрузки - поле редактируемое, автоматически подставляется текущая дата, когда был сформирован документ, укажите дату согласно первичной учетной документации.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтвержден факт допущения обществом нарушения положения ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п. 5.1.1 Приложение N 5 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Данные нарушения допущены организацией вследствие непринятия мер по контролю за своевременной и достоверной фиксацией в ЕГАИС сведений об обороте алкогольной продукции.
При этом, общество имело возможность соблюдения вышеуказанных положений, так как обладало первичными документами, однако не предприняло всех необходимых мер, в результате чего, заявителем недостоверно зафиксированы в ЕГАИС сведения об обороте алкогольной продукции.
Также, признается необоснованным довод заявителя о применении в отношении него положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Доказательства причинения вреда совершенным административным правонарушением или наличия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствуют.
Согласно сведениям ФНС России, содержащихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, общество с ограниченной ответственностью ТК "Партнер Кубани" имеет статус "Микропредприятие", дата включения в реестр - 01.08.2016.
В процессе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что ООО ТК "Партнер Кубани" ранее привлекалось к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, в соответствии с постановлением Управления N 07-10-18/499 от 28.06.2018, вступившим в законную силу 28.08.2018, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ N 4 от 26.12.2018, в силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 3.4 КоАП РФ.
Помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают. Следовательно, административное правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным административным правонарушением.
Аналогичная позиция отражена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
Кроме того, в рамках дела N А32-43806/2019 судами рассмотрены требования общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания" Партнер Кубани" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу об изменении постановления N 07-10-19/777 от 16.08.2019 о привлечении к административной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде предупреждения. В иске отказано. Указанными судебными актами подтверждена правомерность привлечения общества к административной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также установлена неоднократность привлечения к ответственности.
Судом проанализированы дополнительные пояснения заявителя, а также то, что ООО "ТК "Партнер Кубани" входит в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и является миркропредприятием, суд пришел к выводу, что взыскание с общества административного штрафа без уменьшения его размера в два раза может повлечь неблагоприятные последствия, как для самого заявителя, так и для его работников.
Судом первой инстанции изменено постановление в части назначенного обществу наказания в виде административного штрафа путем его снижения до 75 000 руб.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего дела, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения при вынесении постановления Управлением и обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, направленными на переоценку доказательств, исследованным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2020 по делу N А32-56705/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56705/2019
Истец: ООО "ТК"Партнер Кубани", ООО "Торговая компания "Партнер Кубани"
Ответчик: Межрегеональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу