20 мая 2020 г. |
А43-33993/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.12.2019
по делу N А43-33993/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ждановский" (607684, Нижегородская обл., п. Ждановский, ул. Магистральная, д. 9; ОГРН 1105250003363, ИНН 5250052138) о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 14.06.2019 N Исх-414-04-14446/19,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ждановский" (далее - ООО "Ждановский", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 14.06.2019 N Исх-414-04-14446/19 решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) об отказе в исключении сведений из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР)по земельному участку с кадастровым номером 52:26:0010014:269 в части приведения государственного лесного реестра в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее- ЕГРН).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.12.2019 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Департамент в течение 10 дней после вступления настоящего решения в законную силу исключить из Государственного лесного реестра сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка ООО "Ждановский" с кадастровым номером 52:26:0010014:269. Кроме того, суд взыскал с Департамента в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы настаивает на том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, принятым на основании норм действующего лесного законодательства, поскольку согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:26:0000000:2103, категория земель - земли лесного фонда, площадь 2450000 кв.м, зарегистрировано право федеральной собственности в 2004 году. Право федеральной собственности в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано. Следовательно, в данном случае не соблюдено предусмотренное подпунктом 1 пункта 6 статьи 4.6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ" условие. Материалами лесоустройства (в частности, Планом лесонасаждений СПК "Ждановский" Межхозяйственного лесхоза "Кстовский" лесоустройство 1998 г.) подтверждается обоснованность отнесения участка к землям лесного фонда. Из представленных материалов следует, что до постановки на кадастровый учет земельного участка КН 52:26:0010014:269 и до регистрации на него нрава собственности ООО "Ждановский" в отношении спорного участка проведено лесоустройство, что свидетельствует об отнесении его к землям лесного фонда. Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010014:269 осуществлена с нарушением закона, а именно с нарушением процедуры согласования границ земельного участка. Также суд первой инстанции не принял во внимание, что результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010014:269 в настоящее время оспариваются в судебном порядке в Арбитражном суде Нижегородской области дело N А43-35159/2019. Также судом первой инстанции проигнорирована сложившаяся по аналогичным спорам судебная практика по делам NN А43-18638/2019, А43-25002/2019, А43-22266/2018, постановление АС Волго-Вятского округа по делу N А43-15490/2015.
ООО "Ждановский" в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что ООО "Ждановский" является собственником земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010014:269, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общая площадь 50 670 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир н.п. Афонино. Участок находится примерно в 1,35 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, Кстовского района, уч. 93/1, что подтверждается записью о регистрации от 10.04.2012 N 52-52-14/020/2012-194 и свидетельством о регистрации права от 10.04.2012 серия 52-АД N359188.
ООО "Ждановский" получило от администрации Афонинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области письмо от 22.05.2019 N 23/707, в котором содержалась информация Департамента о выявлении пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010023:163, 52:26:0010014:258, 52:26:0010014:267, 52:26:0010014:269 с землями лесного фонда.
На основании полученных сведений ООО "Ждановский", руководствуясь частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", частью 6 статьи 4.6 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", пунктом 3.9. Положения о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, обратилось в Департамент с заявлением об исключении из Государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН по земельным участкам с кадастровыми номерами 52:26:0010023:163, 52:26:0010014:258, 52:26:0010014:267, 52:26:0010014:269.
Письмом от 14.06.2019 N Исх-414-04-14446/19 Департамент отказался вносить изменения в ГЛР, указав, что в соответствии с данными ГЛР земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010023:163, 52:26:0010014:258, 52:26:0010014:267, 52:26:0010014:269 имеют пересечение с землями лесного фонда в кварталах NN1,2 Пригородного участкового лесничества Кстовского районного лесничества, учтенными в земельном участке с кадастровым номером 52:26:0000000:2103.
Ввиду отсутствия сведений в ЕГРН о координатах поворотных точек границ лесного участка с кадастровым номером 52:26:0000000:2103, расположенного по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, Кстовское районное лесничество, Пригородное участковое лесничество, квартала N 1 (выд. 1-38), квартала N 2, и несоблюдении одного из вышеуказанных условий внесение изменений в документированную информацию ГЛР не может быть выполнено на основании данного заявления.
Полагая, что такое решение Департамента в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010014:269 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Ждановский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и исходил из того, что Департамент не доказал законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ).
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом "ранее учтенные" не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (далее - Федеральный закон N N 280-ФЗ).
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений ГЛР и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ внесение в Единый ЕГРН сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями ГЛР (при их наличии) по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, для уточнения границ земельного участка.
В силу части 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Согласно части 6 статьи 4.6. Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед категорией земель, указанной в ГЛР и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании Закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.
Установлено по делу, что первоначально ООО "Ждановский" в порядке правопреемства в результате реорганизации ООО "СПК "Ждановский" приобрело право собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:240, который впоследствии был разделен на множество земельных участков, в результате чего образовались новые земельные участки, в том числе спорный земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:269.
Право собственности заявителя на земельный участок 52:26:0010014:269 зарегистрировано в установленном законом порядке до 01.01.2016 и не оспорено в установленном законом порядке, в связи с чем в силу части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ сведения ЕГРН имеют приоритет перед сведениями ГЛР; принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Из межевого плана на земельный участок следует, что отсутствуют разногласия по границам этого земельного участка, соответственно, в рассматриваемом случае необходимо привести сведения ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН. Данная обязанность в силу прямого указания Закона возложена на Департамент.
При этом отсутствие сведений в ЕГРН о координатах поворотных точек границ лесного участка с кадастровым номером 52:26:0000000:2103 не является препятствием для внесения изменений в документированную информацию ГЛР, наличие данных в ГЛР о пересечении с землями лесного фонда является достаточным основанием для приведения ГЛР в соответствие с ЕГРН.
Департамент указывает, что наличие пересечения земельных участков выявлено путем анализа сведений ГЛР (лесоустроительных планшетов) и сведений ЕГРН (публичной кадастровой карты).
Следовательно, из указанных фактических обстоятельств следует, что имеется только противоречие между сведениями ЕГРН и ГЛР в части пересечения земельного участка с землями лесного фонда; в ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:269 пересечений с землями лесного фонда не имеет. Доказательств внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка лесного фонда, налагающегося на границы земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010014:269, не имеется.
Представленные Департаментом в материалы дела сведения из публичной кадастровой карты и листы из проекта землеустройства указанные выводы не опровергают, так как наличие на земельных участках деревьев, кустарников однозначно не свидетельствуют об отнесении земельных участков к землям лесного фонда. При этом в ЕГРН отсутствуют сведения об описании местоположения земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103, что свидетельствует о том, что до настоящего момента времени сведения о координатах лесного участка в ЕГРН не внесены.
Согласно письму Управления Росреестра по Нижегородской области от 23.07.2019 N 07-13177-СБ119 ЕГРН не содержит сведений об описании местоположения земельных участков, относящихся к категории "земли лесного фонда", расположенных в Кстовском районе, а также о границах Кстовского лесничества.
При этом Департамент не предоставил бесспорных доказательств нахождения земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010014:269 в границах земель лесного фонда согласно сведениям ГЛР.
Поскольку установлен приоритет ЕГРН над сведениями в ГЛР, отсутствие координат поворотных точек границ лесного участка с кадастровым номером 52:26:0000000:2103 означает, что сведения в ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером 52:26:0010014:269 имеют приоритет над сведениями в ГЛР, и ГЛР подлежит приведению в соответствии со сведениями в ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером 52:26:0010014:269.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства. Однако земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103 характеристиками лесного участка не обладает, поскольку он не образован в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Представленное Департаментом заключение от 29.07.2019 N 2 (подготовлено ФГБУ "Рослесинфорг") с приложением обосновывающих материалов таксационного описания, плана лесоустройства лесонасаждений СПК "Ждановский", не является доказательством, подтверждающим факт наложения границ земельного участка Департамента на границы участка земель лесного фонда.
Так, заключение представлено в виде простой схемы, в нем отсутствуют сведения о примененных методах определения координат характерных точек, сведения о выполненных измерениях и расчетах, в нем отсутствуют исходные данные о лесном участке, каким образом и когда он образован, также отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ лесного участка.
Вывод о том, что заключение ФГБУ "Рослесинфорг", основанное на материалах лесоустройства, не является надлежащим доказательством, подтверждается судебной практикой, в том числе по делам N А41-94677/18, NА41-37522/19, NА41-37519/19, NА41-8450/19, NА41-38352/19.
План лесонасаждений СПК "Ждановский" 1998 года, на который ссылается Департамент, также не может служить основанием отнесения земельного участка землям лесного фонда.
При принятии решения необходимо руководствоваться сведениями ЕГРН и положениями пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ.
При этом земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:269 Общество использует по целевому назначению, в связи с чем отсутствуют правовые основания для применения к земельному участку заявителя части 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ.
Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:269 относится к категории земель населенных пунктов, в связи с чем в силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации расположенный на данном земельном участке лес не относится к землям лесного фонда.
Применение к спорным правоотношениям положений Лесного кодекса Российской Федерации от 22.01.1997, утратившего силу 01.01.2009, недопустимо. В настоящий момент вместо него действует Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 583-ФЗ.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей редакции леса, располагающиеся на землях сельскохозяйственного назначения, к лесному фонду не относятся.
В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 27.12.2018 N 583-ФЗ, внесшего изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, законодателем осуществлена легализация нахождения лесов на земельных участках сельскохозяйственного назначения, независимо от обстоятельств нахождения лесов на таких землях.
Указанное выше правовое регулирование допускает нахождение лесов в частной собственности на земельных участках населенных пунктов их освоение с сохранением целевого назначения таких земель.
Таким образом, заявленные ООО "Ждановский" требования являются законными и обоснованными.
Учитывая изложенное, у Департамента имелись все основания для внесения изменений в документированную информацию ГЛР в части исключения из ГЛР сведений о лесных участках, землях лесного фонда в кварталах N N 1, 2 Пригородного участкового лесничества Кстовского районного лесничества в части приведения в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости по земельному участку с кадастровым номером 52:26:0010014:269.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что Департамент при наличии зарегистрированного права собственности на земельный участок и внесенных сведений в отношении него в ЕГРН необоснованно отказал Обществу в исключении сведений из ГЛР по земельному участку с кадастровым номером 52:26:0010014:269 в части приведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
Аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС18-24409 от 06.02.2019 по делу N А41-106845/2017 и N 305-КГ18-20436 от 17.12.2018 по делу N А41-4643/2018, а также в постановлениях N А33-5415/2018, N А60-63449/2017, N А41-25052/2019, N А41-83329/2018.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, однако оно не соответствует действующему гражданскому, земельному и лесному законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Ждановский", что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление ООО "Ждановский".
В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом предмета спора и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные ООО "Ждановский" требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с Департамента в пользу заявителя понесенные ими судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Отдельно суд апелляционной инстанции отдельно отмечает, что Арбитражный суд Нижегородской области обоснованно отказал Департаменту в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А43-38194/2019 ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Департамента признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.12.2019 по делу N А43-33993/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.12.2019 по делу N А43-33993/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-33993/2019
Истец: ООО "Ждановский"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства по Нижегородской области
Третье лицо: Администрация Афонинского сельсовета КМР НО, Департамент Градостроительной деятельности и развития агломераций НО, Федеральное агенство лесного хозяйства