город Омск |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А46-24500/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3546/2020) общества с ограниченной ответственностью "Генераторы ледяной воды" на решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2020 по делу N А46-24500/2019 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению Казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" (ИНН 5503080121, ОГРН 1025500755554, 644043, г. Омск, ул. Красногвардейская, д.42) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН 7703516539, ОГРН 1025500755939, 644010, г.Омск, пр. Маркса, д.12 А), при участии в деле в качестве третьего лица, - общества с ограниченной ответственностью "Генераторы ледяной воды" (ОГРН 1112209002685, ИНН 2209039973, 658210, Алтайский кр., г. Рубцовск, Алейский переулок, д.98), о признании недействительными решений Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по контролю в сфере закупок на территории Омской области N РНП-55-239/2019 от 12.12.2019 и N РНП-55-240/2019 от 12.12.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Генераторы ледяной воды" - Ожигов Дмитрий Анатольевич (по доверенности от 17.02.2020 сроком действия 3 года);
от Казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" - Курбацкая Наиля Нагимуллаевна (по доверенности N 21 от 29.01.2020 сроком действия по 31.12.2020);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Зефиров Александр Николаевич (по доверенности N 15-03/АЗ от 27.01.2020 сроком действия по 31.12.2020).
установил:
казенное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - заявитель, Учреждение, КУ Омской области "Омскоблстройзаказчик", заказчик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС по Омской области) о признании недействительными решений Комиссии Управления по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) от 12.12.2019 N РНП-55-239/2019, от 12.12.2019 N РНП-55-240/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Генераторы ледяной воды" (далее - Общество, ООО "Генераторы ледяной воды", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2020 по делу N А46-24500/2019 требования Учреждения удовлетворены, признаны недействительными в полном объеме решения от 12.12.2019 N РНП-55-239/2019 и N РНП55-240/2019 по результатам рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике, вынесенные 12.12.2019 Комиссией.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Генераторы ледяной воды" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что судом первой инстанции не учтены положения статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); указывает на то, что датой истечения тридцатидневного срока, предусмотренного частью 12 статьи 95 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), является 23.11.2019, при этом 23.11.2019 (суббота) является нерабочим днем, соответственно, датой истечения тридцатидневного срока является 25.11.2019.
По расчетам Общества десятидневный срок для вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе истекает 04.12.2019, то есть позднее, чем сведения о расторжении контракта были размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС).
ООО "Генераторы ледяной воды" полагает, что Учреждение не выполнило требования статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ о сроках размещения информации, что повлекло правомерный отказ во включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
От Учреждения поступил отзыв на жалобу, согласно которому заявитель просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что 23.10.2019 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС, 22.11.2019 - является датой уведомления Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренный десятидневный срок течет в период с 23.11.2019 по 02.12.2019, соответственно, с 03.12.2019 контракт полагает расторгнутым, нарушения сроков со стороны заказчика не допущено.
В представленном суду отзыве УФАС по Омской области поддерживает доводы апелляционной жалобы, полагает, что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС 23.10.2019, следовательно, датой истечения тридцатидневного срока является 22.11.2019, соответственно, дата надлежащего уведомления 23.11.2019, предусмотренный десятидневный срок течет в период с 24.11.2019 по 03.12.2019, соответственно, с 04.12.2019 контракт полагает расторгнутым. Между тем, информация о расторжении контрактов размещена 03.12.2019.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Генераторы ледяной воды" поддержал доводы и требования, изложенные в своей апелляционной жалобе.
Представитель УФАС по Омской области поддержал позицию подателя жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Учреждения оспаривал доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся представителей, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Учреждением и ООО "Генераторы ледяной воды" заключен государственный контракт от 03.06.2019 N 11-2019/Ф, на поставку, монтаж, пуско-наладочные работы модульного фельдшерско-акушерского пункта в с. Чебаклы Большереченского муниципального района Омской области и государственный контракт от 03.06.2019 N 10-2019/Ф, на поставку, монтаж, пуско-наладочные работы модульного фельдшерско-акушерского пункта для с. Старокарасук Большереченского муниципального района Омской области (далее - контракты).
Согласно пункту 4.1 контрактов срок поставки товара, монтажа и выполнения пуско-наладочных работ определен с даты заключения контрактов (03.06.2019) и до 30.09.2019.
В связи с неисполнением заключенных контрактов заказчиком в адрес ООО "Генераторы ледяной воды" направлялись письма и претензии от 28.08.2019 N 02-1696, от 04.09.2019 N 02-1765, от 23.09.2019 N 02-1905, от 03.10.2019 N 02-2025, от 18.10.2019 N 02-2187 с требованием проинформировать о ходе исполнения обязательств в рамках контрактов, которые оставлены Общество без ответа (том 1 л. д. 29-35).
В связи с неисполнением ООО "Генераторы ледяной воды" контрактов заказчиком принято решение от 22.10.2019 N 02-2247 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.06.2019 N 11-2019/Ф (том 1 л. д. 20-21), а также решение от 22.10.2019 N 02-2242 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.06.2019 N 10-2019/Ф (том 1 л. д. 22-23).
Указанные решения опубликованы 23.10.2019 на общероссийском сайте www.zakupki.gov.ru. (том 1, л. д. 24).
Указанные решения направлены ООО "Генераторы ледяной воды" посредством компании экспресс-доставки документов "СДЭК" - по адресу: г. Рубцовск, пер. Алейский, д. 98, получены Обществом 06.11.2019 (том 1 л. д. 25-26).
Решения направлены ООО "Генераторы ледяной воды" на адрес электронной почты Общества glvtender676@gmail.com, указанному в Контрактах (том 1 л. д. 27).
Кроме того, решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов направлены Обществу посредством АО "Почта России" почтовым отправлением с трек-номеров 64009935502203, которое получено ООО "Генераторы ледяной воды" 13.11.2019 (том 1 л. д. 28).
Поскольку контракты расторгнуты заказчиком в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением Обществом своих обязательств, Учреждение, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, обратилось в Управление с заявлениями (вх. от 05.12.2019 N 12208, вх. от 05.12.2019 N 12209) о включении сведений об ООО "Генераторы ледяной воды" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственных контрактов заключенных по результатам осуществления закупок в форме электронных аукционов:
- от 03.06.2019 N 11-2019/Ф (государственный контракт на поставку, монтаж, пусконаладочные работы модульного фельдшерско-акушерского пункта в с. Чебаклы Большереченского муниципального района Омской области);
- от 03.06.2019 N 10-2019/Ф (государственный контракт на поставку, монтаж, пусконаладочные работы модульного фельдшерско-акушерского пункта для с. Старокарасук Большереченского муниципального района Омской области).
Решениями Комиссии N РНП-55-239/2019, N РНП-55-240/2019 от 12.12.2019 отказано во внесении ООО "Генераторы ледяной воды" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с формальным нарушением заявителем процессуальных требований, связанных с порядком расторжения контракта, а именно, несоблюдением императивных требований части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в части соблюдения срока расторжения контракта.
Считая, что данные решения Комиссии не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Учреждения в сфере его экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением.
28.02.2020 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано третьим лицом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируется Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) осуществляется Федеральной антимонопольной службой (пункт 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062).
Как следует из решений Комиссии от 12.12.2019 N РНП-55-239/2019, N РНП-55-240/2019 основаниями для отказа во включении сведений об ООО "Генераторы ледяной воды" в реестр недобросовестных поставщиков послужили формальные нарушения заявителем процессуальных требований, связанных с порядком расторжения контракта, а именно, несоблюдением императивных требований части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в части соблюдения срока расторжения контрактов.
Статьей 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 5.1.2, 9.7 контрактов предусмотрено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований названной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Таким образом, по общему правило датой надлежащего уведомления является дата, когда заказчик узнал об уведомлении подрядчика любым способом. Если таких сведений не имеется, то датой надлежащего уведомления предусматривается истечение 30-ти дневного срока с момента публикации решения об одностороннем отказе.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением ООО "Генераторы ледяной воды" контрактов заказчиком приняты решения от 22.10.2019 N 02-2247, N 02-2242 об одностороннем отказе от их исполнения, которые опубликованы 23.10.2019 на общероссийском сайте www.zakupki.gov.ru. (том 1, л. д. 24).
Материалами дела подтверждается, что указанные решения направлены ООО "Генераторы ледяной воды" посредством компании экспресс-доставки документов "СДЭК" - по адресу: г. Рубцовск, пер. Алейский, д. 98, получены Обществом 06.11.2019 (том 1 л. д. 25-26).
Решения также были направлены ООО "Генераторы ледяной воды" на адрес электронной почты Общества glvtender676@gmail.com, указанному в контрактах (том 1 л. д. 27).
Кроме того, решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов направлены Обществу посредством АО "Почта России" почтовым отправлением с трек-номеров 64009935502203, которое получено ООО "Генераторы ледяной воды" 13.11.2019 (том 1 л. д. 28). Уведомление о получении почтового отправления вернулось заказчику 20.11.2019.
Таким образом, позиция ООО "Генераторы ледяной воды", а также УФАС по Омской области о необходимости исчисления тридцатидневного срока с момента размещения сведений в ЕИС, является несостоятельной, поскольку избранные заказчиком способы уведомления Общества, позволяют определить дату получения отказа от договора и свидетельствуют о том, что ООО "Генераторы ледяной воды" располагало информацией о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контрактов ранее 24.11.2019, а именно представленное в материалы дела уведомление о вручении почтового отправления с трек-номеров 64009935502203 (вручено бухгалтеру Общества по доверенности от 09.01.2019 N 776) подтверждает получение заказчиком уведомления о вручении конверта Обществу 20.11.2019.
Соответственно, в силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Общества является, как минимум, 20.11.2019. С учетом предусмотренного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока, истечение которого приходится на субботу 30.11.2019, датой расторжения контракта является 02.12.2019.
С учетом того, что сведения о расторжении контракта были размещены заказчиком в ЕИС 03.12.2019, то есть после истечения установленных Законом о контрактной системе сроков, то процедура расторжения контрактов Учреждением не нарушена, в связи с чем, решения Комиссии от 12.12.2019 N РНП-55-239/2019, N РНП-55-240/2019, правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Ссылка антимонопольного органа на то, что к заявлению заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков не были приложены доказательства направления уведомления в адрес подрядчика тремя способами, не может свидетельствовать о законности оспариваемых решений, поскольку их принятие без надлежащего выяснения спорного вопросы не может рассматриваться как полное и надлежащее выяснение подлежащих доказыванию вопросов.
Вынесение судом первое инстанции решения с неверным применением норм права и оценкой обстоятельств, не привело к принятию неправильного судебного акта.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ относится на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Генераторы ледяной воды" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2020 по делу N А46-24500/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-24500/2019
Истец: КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ОМСКОБЛСТРОЙЗАКАЗЧИК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ГЕНЕРАТОРЫ ЛЕДЯНОЙ ВОДЫ"