Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2020 г. N Ф04-2924/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А70-22995/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4088/2020) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.03.2020 по делу N А70-22995/2019 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (ОГРН 1137232028680, ИНН 7203292922, место нахождения: 625034, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Камчатская, д. 185д, офис 218) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области об оспаривании решения от 18.10.2019 N 1760-о об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:8784, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Камчатская, 191а, ул. Камчатская, 39, корп.4, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - заявитель, общество, ООО "Феникс") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) об оспаривании решения от 18.10.2019 N 1760-о об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:8784, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Камчатская, 191а, ул. Камчатская, 39, корп. 4, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.03.2020 по делу N А70-22995/2019 заявление удовлетворено. Признано недействительным решение от 18.10.2019 N1760-о департамента об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:8784, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Камчатская, 191а, ул. Камчатская, 39, корп. 4. На департамент возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя путем подготовки и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:8784, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Камчатская, 191а, ул. Камчатская, 39, корп. 4, площадью 58 735 кв. м. С заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы в сумме 3000 руб., понесенные в связи с уплатой государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу решения, административный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что при рассмотрении заявления ООО "Феникс" установлено, что согласно проекту межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 7 "Гилевский", утвержденному постановлением Администрации города Тюмени от 29.09.2017 N 116 в редакции постановления Главы города Тюмени от 19.03.2019 N 40-пг, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0222001:8784 частично расположен в границах проектируемых земельных участков :ЗУ25, :ЗУ27, предназначенных для размещения объектов местного значения. Ввиду того, что на месте испрашиваемого обществом земельного участка проектом межевания территории предусмотрено размещение объектов местного значения, предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов не представляется возможным в силу пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В письменном отзыве на жалобу ООО "Феникс" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От ООО "Феникс" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Феникс" является собственником нежилых строений (Литер А, А1, A3, А4, А5, А8, A11, А14, А15, А17, А18, А19) расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Камчатская, д. 39, корп. 4, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 16.07.2013, а также нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Камчатская, д. 191а, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 10.11.2014.
Решением департамента от 02.03.2016 N 974-з обществу предварительно согласовано предоставление земельного участка в собственность за плату под нежилые строения (лит. А6, А14) по адресу: г. Тюмень, ул. Камчатская, 191а, ул. Камчатская, 39, корп. 4. Указанным решением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в масштабе 1:3000, площадью 60 982 кв. м под нежилые строения; предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью, определенной в результате установления границ, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане в собственность за плату обществу.
Пунктом 3 поименованного решения заявителю рекомендовано провести работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка; обратиться в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет; предоставить в департамент межевой план и кадастровый паспорт земельного участка; обратиться в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
05.07.2017 земельный участок площадью 61 000 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера 72:23:0222001:8784.
После проведения кадастрового учета земельного участка департаментом установлено, что при образовании указанного выше земельного участка не вырезана одна опора ЛЭП, в связи с чем ООО "Феникс" рекомендовано подготовить документы для исправления ошибки. По результатам рассмотрения представленных обществом необходимых документов и внесения соответствующих изменений площадь земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:8784 составила 60 968 кв. м.
В марте 2018 года ООО "Феникс" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Решением департамента от 30.03.2018 N 927-3 обществу отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что размер площади земельного участка, занятой зданиями, составляет менее 10% от всей площади земельного участка.
Общество направило в департамент для согласования межевой план земельного участка в целях соответствия площади земельного участка площади, занятой зданиями. Межевой план согласован департаментом, в результате чего площадь земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:8784 составила 58 735 кв. м.
Впоследствии, как указано обществом, ООО "Феникс" проведены работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, выполнены требования департамента.
17.09.2019 ООО "Феникс" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Рассмотрев заявление общества, заинтересованное лицо решением от 18.10.2019 N 1760-О отказало в предоставлении земельного участка по следующим основаниям:
1) размер площади земельного участка, занятой зданиями, составляет менее 10% от всей площади земельного участка;
2) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования частично входит в границы земельного участка, предназначенного для размещения объекта местного значения, и с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта;
3) объект недвижимости, фактически расположенный на испрашиваемом земельном участке, не соответствует описанию объекта недвижимости, на который зарегистрировано право. В ходе обследования установлено, что у нежилого здания с кадастровым номером 72:23:0222001:2128 частично отсутствуют оконные и дверные блоки.
Считая решение не основанным на законе, ООО "Феникс" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем не согласился административный орган, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
При рассмотрении настоящей жалобы департамента суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее. Как следует из материалов дела, оспариваемое решение принято административным органом по трем основаниям, приведенным выше, признанным судом первой инстанции необоснованными.
Вместе с тем в апелляционной жалобе заинтересованным лицом приводятся доводы, направленные на обоснование только того обстоятельства, что в соответствии с документами территориального планирования спорный земельный участок частично входит в границы земельного участка, предназначенного для размещения объекта местного значения, и с заявлением обратилось лицо, не обладающее полномочиями на строительство соответствующего объекта.
С учетом содержания апелляционной жалобы и положений части 5 статьи 268 АПК РФ, устанавливающих пределы разбирательства по апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет решение суда первой инстанции по настоящему делу в части выводов и обстоятельств, относящихся к приведенному выше основанию принятия оспариваемого решения.
В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 ЗК РФ, и включает в себя следующие процедуры:
- подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подачу гражданином или юридическим лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.17 ЗК РФ.
Частью 1 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в частности, основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Кодекса оснований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Совокупностью взаимосвязанных положений приведенной выше части статьи 39.16 ЗК РФ и пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, а также пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливается специфический правовой режим земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Согласно положениям статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: 1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий; 3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; 4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов); 5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; 6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации города Тюмени от 29.09.2017 N 116 утвержден проект межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 7 "Гилевский".
В проекте межевания территории определено местоположение образуемых и изменяемых земельных участков, а также установлены границы образуемых земельных участков; границы образуемых земельных участков, предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд; границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к имуществу общего пользования; границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования; границы изменяемых земельных участков; границы существующих земельных участков, предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд. Проектом межевания территории образование частей образуемых, изменяемых земельных участков не предусмотрено.
Согласно указанному проекту межевания земельный участок с кадастровым номером 72:23:0222001:8784, о правопритязаниях на который заявлено обществом, частично расположен в границах проектируемых земельных участков :ЗУ25, :ЗУ27 публичной собственности общего пользования, предназначенных для размещения объектов местного значения (автомобильная дорога местного значения). При этом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об оспаривании обществом проекта межевания в данной части, равно как и о признании указанного нормативного правового акта недействительным.
Отказ уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка собственнику недвижимого объекта, расположенного на этом участке, подлежит признанию судом правомерным, если спорный земельный участок входит в границы планируемого размещения объектов транспорта, а также автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения. Указанный подход изложен в пункте 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017.
Учитывая, что материалами дела подтверждается факт частичного расположения испрашиваемого ООО "Феникс" земельного участка в границах проектируемых земельных участков для размещения объектов местного значения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа департамента в предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:8784.
При этом коллегия апелляционного суда отмечает, что обстоятельства образования спорного земельного участка исследовались в рамках рассмотрения арбитражными судами дела N А70-9070/2017, в котором ООО "Феникс" было привлечено к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Согласно вступившему в законную силу итоговому судебному акту по указанному делу обществом проведены работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, который поставлен на кадастровый учет. Суды пришли к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0222001:8784 образован в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом в рамках дела N А70-9070/2017 не исследовалось соотношение земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:8784 с содержанием поименованного выше проекта межевания, в связи с чем сам по себе вывод, отраженный в судебном акте по делу N А70-9070/2017, не исключает того вывода, к которому по результатам рассмотрения жалобы департамента в настоящем деле пришел суд апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о законности решения от 18.10.2019 N 1760-о ввиду нахождения на месте испрашиваемого ООО "Феникс" земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории объектов местного значения, что с учетом положений пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ препятствует удовлетворению заявления общества.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.03.2020 по делу N А70-22995/2019 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, апелляционная жалоба удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются ввиду освобождения департамента от обязанности по уплате таковой, за рассмотрение дела в суде первой инстанции относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.03.2020 по делу N А70-22995/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Феникс" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22995/2019
Истец: ООО "Феникс"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ