г. Самара |
|
22 мая 2020 г. |
А65-23682/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" - представитель не явился, извещено,
от Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Казанского территориального органа - представителя Матуровой В.О. (доверенность от 17.10.2019 N 14/5162),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2019 года по делу N А65-23682/2019 (судья Галимзянова Л.И.),
по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Казанского территориального органа (ОГРН 1021602865239, ИНН 1654025044), г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" (ОГРН 1135260018222, ИНН 5260374864), Нижегородская область, г. Нижний Новгород,
с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, г. Москва, акционерного общества "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", закрытого акционерного общества "МПК", общества с ограниченной ответственностью "ФОРТ", общества с ограниченной ответственностью "Орбита", общества с ограниченной ответственностью "Винхолл+",
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 и статье 14.45 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Казанского территориального органа, г. Казань (административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга", г. Нижний Новгород (ответчик, общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ст. 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решении вопроса относительно изъятой продукции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, г. Москва, Акционерное общество "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", Закрытое акционерное общество "МПК", Общество с ограниченной ответственностью "ФОРТ", Общество с ограниченной ответственностью "Орбита", Общество с ограниченной ответственностью "Винхолл+" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2019 года заявление удовлетворено. Общество с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16, статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 (Двести тысяч) рублей. Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице, вменено в обязанность возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола изъятия алкогольной продукции N 000371 от 04.12.2018, за исключением алкогольной продукции, произведенной в Российской Федерации. На уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством, направлена изъятая по протоколу N 000371 от 04.12.2018 следующая алкогольная продукция:
- пиво "387 Особая варка" премиум, емкостью 0,45 л., крепостью 4,8 %, с датой розлива 28.10.2018, производства АО "Пивоварня Москва-Эфес", в количестве 1 единицы;
- пиво "Жигули Барное", емкостью 0,33 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 03.11.2018, производства ЗАО "Московская пивоваренная компания", в количестве 15 единиц;
- пиво "Жигули Оригинальное" емкостью 0,5 л., крепостью 4,5 %, с датой розлива 30.10.2018, производства ЗАО "Завод Трехсосенский", в количестве 10 единиц.
В апелляционной жалобе ООО "Лабиринт-Волга" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2019 года по делу N А65-23682/2019 в части привлечения ООО "Лабиринт-Волга" к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления административного органа о привлечении ООО "Лабиринт-Волга" к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ отказать. Податель жалобы указывает на отсутствие в его действиях состава правонарушения, предусмотренного по ст. 14.45 КоАП РФ.
В отзыве административный орган просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2019 года по делу N А65-23682/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв третьего лица, ООО "ФОРТ", на апелляционную жалобу, в котором третье лицо апелляционную жалобу Общества поддержало, просило ее удовлетворить по изложенным в ней доводам.
В судебное заседание апелляционного суда представители заявителя и третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Представитель административного органа в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание заявителя и третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.11.2018 в государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль" на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан uslugi.tatarstan.ru размещена заявка N 2559450 о том, что по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, д. N138А, (ООО "Лабиринт-Волга", ИНН 5260374864, КПП 165145001) в магазине "Красное и Белое" осуществляется торговля алкогольной продукции (пиво) без сопроводительной документации.
Принимая во внимание, что информация, указанная в заявке N 2559450, размещенной в государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль" на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан uslugi.tatarstan.ru, содержит достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, ст.14.45 КоАП РФ, а также для выяснения всех обстоятельств дела, сотрудниками заявителя осуществлен выезд на указанный объект.
В ходе проведенного в рамках административного расследования осмотра торгового объекта установлено, что в реализации находилась алкогольная продукция 100 наименований (пива и пивных напитков), которая была выставлена на витринах магазина (стеллажи), а также на витринах холодильного оборудования и имела ценники для потребителей. Информация о том, что алкогольная продукция не предназначена для продажи, отсутствовала.
При сверке алкогольной продукции с отчетом об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Лабиринт-Волга" выявлено 32 наименования пива и пивных напитков, которые отсутствуют в данном отчете, а именно: даты розлива не совпадают в графе "Дата розлива" вышеуказанного отчета с фактически представленной алкогольной продукцией в торговом объекте.
На реализуемую алкогольную продукцию общество предоставило сопроводительные документы (ТТН), декларации о соответствии которые, по мнению административного органа, не являются сопроводительными документами, удостоверяющими легальность производства и оборота данной продукции, так как данные сопроводительные документы, согласно отчету об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются сопроводительными документами на алкогольную продукцию с иными датами розлива.
Данные события отражены в протоколе осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) N 024288 от 04.12.2018.
Осмотр проводился с применением видеосъемки и фотосъемки.
Протоколом изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и (или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении от 04.12.2018 N 000371, алкогольная продукция, на которую не представлены сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота данной продукции, информация, о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), изъяты:
1) пиво "Кельцкое Дедицтви" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 31.10.2018, по цене 59,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 15 ж/б.; с указанием страны производства (Чехия) и наименования импортера;
2) пиво "Кельцкое Дедицтви" премиум емкостью 0,5 л., крепостью 4,8 %, с датой розлива 26.09.2018, по цене 59,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 16 ж/б., с указанием страны производства (Чехия) и наименования импортера;
3) пиво "387 Особая варка" премиум емкостью 0,45 л., крепостью 4,8 %, с датой розлива 28.10.2018, производства АО "Пивоварня Москва-Эфес", по цене 32,69 рублей за 1 бут., в количестве 1 бут.;
4) пиво "Жигули Барное" емкостью 0,33 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 03.11.2018, производства ЗАО "Московская пивоваренная компания", по цене 26,89 рублей за 1 бут., в количестве 15 бут.;
5) пиво "Жигули Оригинальное" емкостью 0,5 л., крепостью 4,5 %, с датой розлива 30.10.2018, производства ЗАО "Завод Трехсосенский", по цене 41,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 10 ж/б.;
6) пиво "Паулайнер Мюнхенское" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 07.05.2018, по цене 89,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 3ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
7) пиво "Мартенс экстра пилснер" емкостью 0,5 л., крепостью 7,0 %, с датой розлива 24.05.2018, по цене 69,99 рублей за 1 ж/б. в количестве 8 ж/б. с указанием страны производства (Бельгия) и наименования импортера;
8) пиво "Мартенс премиум" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 02.06.2018, по цене 59,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 5 ж/б. с указанием страны производства (Бельгия) и наименования импортера;
9) пиво "Будвайзер Будвар" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 03.07.2018, производства Чехия, по цене 94,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 5 ж/б. с указанием страны производства (Чехия) и наименования импортера;
10) пиво "Францисканер хефе вайсбир" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 31.07.2018, по цене 96,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 7 ж.б.; с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
11) пиво "Жупеле" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,2 %, с датой розлива 15.08.2018, по цене 59,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 11 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
12) пиво "Мартенс голдлагер" емкостью 0,5 л., крепостью 4,6 %, с датой розлива 04.10.2018, по цене 59,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 11 ж/б. с указанием страны производства (Бельгия) и наименования импортера;
13) сидр газированный "lacovert" емкостью 0,75 л., крепостью 5.5 %, с датой розлива 15.10.2018, по цене 154,99 рублей за 1 бут, в количестве 8 бут. с указанием страны производства (Литва) и наименования импортера;
14) пиво "Шпатен Мюнхен дункель" емкостью 0,5 л., крепостью 5,1 %, с датой розлива 03.04.2018, по цене 96,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 4 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
15) пиво "Леффе Брюн" емкостью 0,33 л., крепостью 6,5 %, с датой розлива 23.02.2018, по цене 94,90 рублей за 1 бут., в количестве 11 бут. с указанием страны производства (Бельгия) и наименования импортера;
16) пиво "Леффе Блонд" емкостью 0,33 л., крепостью 6,6 %, с датой розлива 03.05.2018, по цене 99,90 рублей за 1 бут., в количестве 5 бут. с указанием страны производства (Бельгия) и наименования импортера;
17) пивной напиток "Корона экстра" емкостью 0,355 л., крепостью 4,5 %, с датой розлива 20.08.2018, по цене 72,89 рублей за 1 бут., в количестве 8 бут. с указанием страны производства (Мексика) и наименования импортера;
18) пиво "Боддингтонс паб эль" емкостью 0,5 л., крепостью 4,6 %, с датой розлива 16.08.2018, по цене 94,99 рублей за 1 бут., в количестве 6 бут. с указанием страны производства (Великобритания) и наименования импортера;
19) пиво "Шпатен Мюнхен" емкостью 0,5 л., крепостью 5,2 %, с датой розлива 03.09.2018, по цене 96,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 8 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
20) пиво "Санвальд темное пшеничное" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 17.09.2018, по цене 74,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 6 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
21) пиво "Кельцкое Дедицтви" премиум емкостью 0,5 л., крепостью 4,8 %, с датой розлива 09.10.2018, по цене 59,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 10 ж/б. с указанием страны производства (Чехия) и наименования импортера;
22) пиво "Еггер цвикль" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 23.07.2018, по цене 64,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 7 ж/б. с указанием страны производства (Австрия) и наименования импортера;
23) пиво "Микленбургер" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,1 %, с датой розлива 20.09.2018, цене 69,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 9 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
24) пиво "Фельдшлесхен пилснер" емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 21.09.2018, по цене 59,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 10 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
25) пиво "Фельдшлесхен" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 06.10.2018, по цене 59,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 8 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
26) пиво "Еггер марцен" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 12.08.2018, по цене 64,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 7 ж/б. с указанием страны производства (Австрия) и наименования импортера;
27) пиво "Микленбургер" темное емкостью 0,5 л., крепостью 5,4 %, с датой розлива 27.07.2018, по цене 69,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 9 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
28) пиво "Гиннесс драфт" темное емкостью 0,44 л., крепостью 4,2 %, с датой розлива 26.06.2018, по цене 126,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 9 ж/б. с указанием страны производства (Ирландия) и наименования импортера;
29) пиво "Микленбургер пилснер" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 15.05.2018, по цене 69,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 1 ж/б с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
30) пиво "Паулайнер хефе вайсбир натюртюб" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,5 %, с датой розлива 14.06.2018, по цене 89,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 9 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
31) пиво "Фельдшлесхен урбок" темное емкостью 0,5 л., крепостью 7,2 %, с датой розлива 17.10.2018, по цене 59,99 рублей за 1 ж/б, в количестве 5 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера;
32) пиво "Санвальд" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 17.09.2018, по цене 74,99 рублей за 1 ж/б., в количестве 7 ж/б. с указанием страны производства (Германия) и наименования импортера.
По факту нахождения в обороте алкогольной продукции, на которую не представлены сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота данной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), а также без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 000578 от 11.03.2019 о совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 и статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, рассматривая требование о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП пришел к выводу о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ в отношении продукции Российского производства.
В отношении другой изъятой алкогольной продукции, с указанием иных стран производства (не на территории Российской Федерации), суд пришел к выводу об отсутствии события, состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Суд первой инстанции указал, что факт совершения обществом правонарушения в виде реализации алкогольной продукции с указанием иных стран производства (не на территории Российской Федерации) без сопроводительных документов, административным органом не доказан.
Суд первой инстанции также привлек Общество к административной ответственности по ст.14.45 КоАП РФ
Общество не согласно с привлечением его к административной ответственности по ст.14.45 КоАП РФ в связи с чем, обжалует решение суда первой инстанции в данной части.
Принимая судебный акт в обжалуемой его части, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Диспозиция статьи 14.45 КоАП РФ состоит в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Данная норма корреспондирует пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184- ФЗ), которым прямо предусмотрена обязанность заявителя в области обязательного подтверждения соответствия указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренная статьей 14.45 КоАП РФ, заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, именно, без указания в сопроводительной документации сведений об имеющемся сертификате соответствия или декларации о соответствии, а не в наличии или в отсутствии у продавца сведений об обязательном подтверждении соответствия.
Следовательно, для определения признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, необходимо установить: нахождение продукции на реализации; отнесение этой продукции к числу товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; отсутствие в сопроводительной документации на продукцию сведений о сертификате соответствия или о декларации о соответствии.
Согласно Федеральному закону N 184-ФЗ подтверждение соответствия -это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
В силу статьи 20 Федерального закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 23 Федерального закона N 184-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствий и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
Согласно статье 12 указанного Закона предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации, и перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, устанавливаются техническими регламентами, а до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно пояснениям сторон и материалам дела, привлечение Общества к административной ответственности по ст.14.45 КоАП РФ произведено судом первой инстанции в отношении продукции импортного производства.
Судом установлено, что во всех представленных обществом товарно-транспортных накладных на указанную изъятую алкогольную продукцию отсутствуют сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Довод ответчика о том, что такие сведения содержатся в транспортном разделе товарно-транспортных накладных материалами дела не подтверждается. В разделе "сведения о грузе" в столбце "с грузом следуют документы" содержатся следующие сведения: "счет- фактура, ТТН, справка А и Б, качеств. удостоверение". Таким образом, сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии в представленных обществом товарно-транспортных накладных не содержатся.
Возражая на требования заявителя в указанной части, ответчик указал на то, что в ходе проверки представлены документы, необходимые для реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, а именно, товарно-транспортные накладные с приложением деклараций о соответствии.
Однако, вопреки доводам ответчика, по смыслу пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров и диспозиции статьи 14.45 КоАП РФ законодатель, в настоящем случае, требует от продавца при поступлении обращения потребителя представить не сами декларации о соответствии, а товарно-сопроводительную документацию на товары, в которой будут отражены данные декларации.
При этом, соответствующие сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии (регистрационный номер, срок действия, наименование выдавшего лица, зарегистрировавший декларацию орган) необходимо отражать в "сопроводительной документации", которая не идентична бланку декларации о соответствии и (или) бланку сертификата соответствия.
Таким образом, при реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в сопроводительной документации должны быть указаны сведения о декларации о соответствии.
Соответственно в сопроводительных документах на товар в силу положений статьи 28 Федерального закона N 184-ФЗ должны быть отражены сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В ходе административного расследования и рассмотрения дела в суде обществом соответствующая сопроводительная документация с указанием в ней информации о декларации о соответствии, представлена не была.
Сам факт наличия либо отсутствия декларации о соответствии не имеет в данном случае правового значения, поскольку противоправные действия общества заключаются в реализации продукции без указания в сопроводительной документации сведений о декларации о соответствии. Наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии не свидетельствует о выполнении требований, предъявляемых к порядку реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ.
Аналогичные выводы изложены в Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2018 N 10АП-20807/17.
Довод ответчика о том, что в протоколе об административном правонарушении от 11.03.2019 N 000578 отсутствует квалификация совершенного обществом правонарушения по ст. 14.45 КоАП РФ, противоречит тексту указанного протокола, в котором квалификация правонарушения по ст. 14.45 КоАП РФ административным органом отражена.
Поскольку факт правонарушений, совершенных ответчиком, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, что свидетельствует о виновности ответчика, доказаны материалами административного дела, и не опровергнуты лицом, привлекаемым к административной ответственности, привлечение Общества судом первой инстанции к административной ответственности, предусмотренной ст.14.45 КоАП РФ является правомерным.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, не истек, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу. В силу пп.1 п. 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.
Конфискация изъятых из оборота предметов административного правонарушения в силу ст.3.7 КоАП РФ, ст.25 Закона N 171-ФЗ не может быть применена в данном случае. Изъятые из незаконного оборота предметы административного правонарушения подлежат уничтожению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. (далее по тексту - Обзор практики ВС РФ от 19.09.2018 г.)
Так, в силу пункта 2 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
В пункте 3 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 даны разъяснения, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно. Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции указал, что изъятая у общества алкогольная продукция, произведенная в Российской Федерации, находившаяся в незаконном обороте, подлежит направлению на уничтожение.
Вместе с тем, поскольку административным органом не доказан факт нахождения алкогольной продукции импортного производства в незаконном обороте, и в материалах дела отсутствуют доказательства с очевидностью свидетельствующие о нахождении указанной алкогольной продукции в незаконном обороте, при наличии в материалах дела сертификатов о соответствии, суд указал, что изъятая при проверке алкогольная продукция с указанием иных стран производства (не на территории Российской Федерации), подлежит возврату обществу.
Выводы арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе Общества не имеется.
Доводы жалобы подлежат отклонению.
Как указано выше, согласно пояснениям сторон и материалам дела, привлечение Общества к административной ответственности по ст.14.45 КоАП РФ произведено судом первой инстанции в отношении продукции импортного производства. В отношении данной продукции Общество к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ не привлекалось, в связи с чем является несостоятельным довод жалобы о неправомерном привлечении за отсутствие сведений в отсутствующих товаросопроводительных документах.
Довод жалобы Общества о том, что действия Общества не квалифицировались по ст.14.45 КоАП РФ были предметом подробного рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2019 года по делу N А65-23682/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23682/2019
Истец: Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, г.Казань
Ответчик: ООО "Лабиринт-Волга", г. Казань, ООО "Лабиринт-Волга", г. Нижний Новгород, ООО "Лабиринт-Волга", маг. "Красное Белое"
Третье лицо: АО "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", ЗАО "МОСКОВСКАЯ ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ", ООО "ВИНХОЛЛ+", ООО "ОРБИТА", ООО "ФОРТ", ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА