Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2020 г. N Ф04-3298/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А45-31625/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е. В. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в онлайн-заседании в режиме ВЕБ-конференции апелляционные жалобы Департамента по тарифам Новосибирской области (N 07АП-346/2020) и общества с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик Ремонтно-строительная компания Восток" (N 07АП-346/2020(2)) на решение от 20.11.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-31625/2019 (судья Абаимова Т.В.) по заявлению акционерного общества "Региональные электрические сети", г. Новосибирск, к Департаменту по тарифам Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании недействительным решения от 25.07.2019, вынесенного по результатам рассмотрения заявления ООО "СЗ РСК Восток" о рассмотрении спора, связанного с применением АО "РЭС" платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, установленной приказом Департамента по тарифам от 20.04.2011 N 44-ТП.
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик Ремонтно-строительная компания Восток", г. Новосибирск.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Филиппова А. Е. по дов. от 15.04.2019,
от заинтересованного лица: Ветчинова Ю. С. по дов. от 09.01.2020,
от третьего лица: Мезенцева О. А. по дов. от 01.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - АО "РЭС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 25.07.2019, вынесенного по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик Ремонтно-строительная компания Восток" о рассмотрении спора, связанного с применением АО "РЭС" платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, установленной приказом Департамента от 20.04.2011 N 44-ТП.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик Ремонтно-строительная компания Восток" (далее - ООО "СЗ РСК Восток", третье лицо).
Решением от 20.11.2019 Арбитражного суда Новосибирской области требования удовлетворены.
Департамент и ООО "СЗ РСК Восток" обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение суда первой инстанции отменить.
Департамент в апелляционной жалобе ссылается на то, что судом сделан не соответствующий фактическим обстоятельствам и положениям пунктов 28, 29, 30, 30.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, вывод о том, что по состоянию на 29.02.2012 была техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя с максимальной мощностью 2,4 кВт от ПС 110 кВ Новая; вывод суда о том, что "необходимость установки дополнительных ячеек на существующей подстаниии, имеющей достаточный резерв мощности, не является подтверждением несоблюдения критериев, установленных в пункте 28 Правил N 861, основан на неправильном применении судом норм материального права; неправильным является вывод суда о том, что мероприятия по установке ячеек в ЗТП-127и и ЗТП-196и были включены в инвестииионную программу АО "РЭС" на 2012-2017 годы, утвержденную приказом Минпромторга НСО N 64 от 13.03.2012, в составе инвестиционного проекта "Реконструкция эл.сетей 10-0,4 кВ на территории области.
ООО "СЗ РСК Восток" в своей жалобе приводит аналогичные доводы.
АО "РЭС" в отзыве на апелляционные жалобы с их доводами не согласилось, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании 11.02.2020 представители Департамента и третьего лица доводы жалоб поддержали; представитель общества - возражал против удовлетворения жалоб.
Рассмотрение дела было отложено на 23.03.2020.
От апеллянтов поступили пояснения (возражения) на отзыв АО "РЭС" на апелляционные жалобы.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена в составе суда, сформирован состав: председательствующий Кривошеина С. В., судьи Бородулина И. И., Павлюк Т. В.
Судебное разбирательство по делу было перенесено на 15.04.2020, на 21.05.2020 на основании постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808, от 08.04.2020 N 821.
В порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда, сформирован состав: председательствующий Кривошеина С. В., судьи Павлюк Т. В., Хайкина С. Н.
Поступивший 20.05.2020 от заявителя дополнительный отзыв на апелляционную жалобу апелляционный суд не принимает во внимание в отсутствие доказательств получения его иными лицами, участвующими в деле, к дню судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, пояснений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "РЭС" является территориальной сетевой организацией на территории Новосибирской области (приказ ФСТ РФ от 18.04.2005 N 140-э, приказ от 22.10.2013 N 23-э).
Электрические сети АО "РЭС" имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ООО "РСК Восток".
16.12.2011 в АО "РЭС" поступила заявка (вх. N 70952) ООО "РСК Восток" (в настоящее время - ООО "СЗ РСК Восток") об осуществлении технологического присоединения жилого комплекса со встроенными помещениями административно-торгового назначения (с канализационной насосной станцией) и строительных механизмов, расположенных по адресу: Новосибирская область, г.Искитим, ул. Советская, 283.
29.02.2012 АО "РЭС" выданы технические условия N РЭлС-04-19и/71408 (далее - технические условия), в которых определен перечень мероприятий по технологическому присоединению, выполняемых сетевой организацией и заявителем, в том числе указаны точки присоединения: для жилого комплекса проектируемая ЛЭП-10 кВ от секции Т1 РУ-10 кВ ЗТП-127и (яч. N9) и проектируемая ЛЭП-10 кВ от секции Т1 РУ-10 кВ ЗТП-196и (яч. N7); для строймеханизмов: проектируемая ЛЭП-0,4 кВ от секции Т1 РУ-0,4 кВ ЗТП-127и (ф.15).
Согласно пунктам 10.3, 10.4 технических условий сетевая организация осуществляет для электроснабжения жилого комплекса строительство ЛЭП-10 кВ от секции Т1 РУ-10 ЗТП-127и (яч. N 9) и от секции Т1 РУ-10 кВ ЗТП-196и (яч. N 7) до границ участка заявителя; технологическое присоединение яч 9 и яч.7 к шинам РУ-10 кВ ЗТП-127и и ЗТП 196и соответственно.
Для осуществления технологического присоединения строймеханизмов сетевой организации необходимо осуществить строительство ЛЭП-0,4 кВ от секции Т1 РУ-0,4 кВ ЗТП-127и (ф.15) до границ участка заявителя; технологическое присоединение ЛЭП-0,4 кВ к ЛЭП-0,4 кВ, построенной заявителем в пределах границ участка (пункты 10.1, 10.2 технических условий).
Заявитель осуществляет мероприятия по технологическому присоединению, в том числе по строительству объектов электросетевого хозяйства, в пределах границ участка (п. И1-11.9. технических условий N РЭлС-04-19и/71408 от 29.02.2012).
Между АО "РЭС" (сетевая организация) и ООО РСК "Восток" заключен договор N 71408/5313485 от 28.04.2012 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого комплекса со встроенными помещениями административно-торгового назначения (с канализационно-насосной станцией), планируемого к строительству по ул. Советская, 283, г. Искитим, Новосибирская область, и строймеханизмов, устанавливаемых для его строительства (далее - Договор).
В Договоре сторонами согласованы следующие характеристики технологического присоединения объекта: максимальная мощность - 282,4 кВт, класс напряжения электрических сетей - 10 кВ, категория по надежности электроснабжения - II, технологическое присоединение осуществляется поэтапно (5 этапов); а также следующие характеристики для строймеханизмов: максимальная мощность - 84 кВт, класс напряжения электрических сетей - 0,4 кВ, категория по надежности электроснабжения - III.
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 20.04.2011 N 44-ТП, в редакции Приказа от 29.12.2011 N 724-ТП (далее - Приказ N 44-ТП).
Основанием для обращения ООО "СЗ РСК Восток" в Департамент с заявлением от 30.04.2019 о рассмотрении спора, явилось несогласие с установлением АО "РЭС" в Договоре на момент его заключения размера платы за технологическое присоединение, исходя из ставок платы, установленных Приказом N 44-ТП.
25.07.2019 Департамент по результатам рассмотрения спора между ООО "СЗ РСК Восток" и АО "РЭС" принял решение, которым удовлетворены требования ООО "СЗ РСК Восток" о признании неправомерным определения АО "РЭС" в Договоре размера платы за технологическое присоединение, исходя из ставок платы, установленных Приказом N 44-ТП, в решении указано на обязанность АО "РЭС" устранить допущенные нарушения действующего законодательства посредством определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "СЗ РСК Восток" максимальной мощностью 282,4 кВт в Договоре по индивидуальному проекту.
АО "РЭС", посчитав, что решение от 25.07.2019 принято незаконно, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения данным лицом Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил N 861 установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с абзацем 4 пункта 17 Правила N 861, размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, каковым является Департамент.
Департаментом по тарифам Новосибирской области принят приказ об установлении размера платы за технологическое присоединение от 20.04.2011 N 44-ТП (в редакции Приказа от 29.12.2011 N 724-ТП).
На основании Правил урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок), утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.01.2009 N 14, с учетом изменений (далее - Правила N 14) Департамент как орган регулирования рассматривает споры, связанные с применением платы за технологическое присоединение.
Принимая оспариваемое решение, Департамент пришел к выводу о том, что предусмотренный подпунктом "а" пункта 28 Правил N 861 критерий наличия технической возможности технологического присоединения объектов ООО "СЗ РСК Восток" на момент подготовки АО "РЭС" технических условий (29.02.2012) не соблюдался; инвестиционной программой АО "РЭС" на 2011 год установка указанных ячеек не была предусмотрена, она не была утверждена, что, в силу пунктов 29, 30 Правил N 861, означало необходимость осуществления технологического присоединения и определения размера платы по Договору по индивидуальному проекту.
Аналогичные доводы приведены Департаментом в пояснениях в суде первой инстанции, в апелляционной жалобе. ООО "СЗ РСК Восток" позицию Департамента поддерживает.
Данные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом (пункт 30 Правил N 861).
Критериями наличия технической возможности технологического присоединения, согласно пункта 28 Правил N 861 (в редакции, действующей на дату составления технических условий), являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
При этом включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы), расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении. При определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации. При этом одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на передачу электрической энергии и при установлении платы за технологическое присоединение.
Суд, проанализировав вышеуказанное, правильно указал, что действующим законодательством предусмотрены два варианта компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению: путем включения их в состав платы за технологическое присоединение либо путем их включения в тариф на услуги по передаче электрической энергии. Расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение, а расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры, включая расширение распределительных устройств, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.
Проанализировав положения пункта 8 Технических условий, из которого следует, что технологическое присоединение жилого комплекса и строймеханизмов ООО "РСК Восток" предусматривалось по распределительной сети от ПС 110 кВ Новая, установив, что объем свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности, по состоянию на 29.02.2012 (с учетом фактически присоединенной и перспективной нагрузки) составлял 0,92 МВт, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по состоянию на 29.02.2012 имелась техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя с максимальной мощностью 2,4 кВт от ПС 110 кВ Новая, ограничения на максимальную мощность отсутствовали, что подтверждается общедоступной информацией, размещенной на сайте АО "РЭС" по состоянию на 01.01.2012 и на 01.04.2012.
Данное обстоятельство подтверждено также заключением Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 3-31-13/6251 от 25.08.2017, выданным ООО "РСК Восток" на основании пункта 31 Правил N 861 в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 названных Правил.
При этом суд правомерно учел, что доказательств того, что в результате подключения энергопринимающих устройств ООО "РСК Восток" условия электроснабжения для других потребителей ухудшатся, с точки зрения качества или надежности, в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд правильно указал, что необходимость установки дополнительных ячеек на существующей подстанции, имеющей достаточный резерв мощности, не является подтверждением несоблюдения критериев, установленных в пункте 28 Правил N 861.
Так, проанализировав положения раздела 2 РД-153-34.3-20.409-99 "Руководящие указания об определении понятий и отнесении видов работ и мероприятий в электрических сетях отрасли "Электроэнергетика" к новому строительству, расширению, реконструкции и техническому перевооружению", утвержденных РАО "ЕЭС России" 13.12.1999 (дано понятие расширения в электрических сетях - это строительство отдельных частей электросетевых объектов на территории действующих объектов электрических сетей или примыкающих к ним площадок, не предусмотренных первоначальным проектом, в целях создания дополнительных мощностей, вызванного ростом нагрузок, в том числе расширение распределительных устройств путем строительства новых ячеек для подключения дополнительных объектов), пункта 35 ГОСТ 24291-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403 (дано понятие ячейки (электрической) подстанции - это часть электрической подстанции (распределительного устройства), содержащая всю или часть коммутационной и/или иной аппаратуры одного присоединения), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обустройство дополнительной ячейки на действующей подстанции не относится к мероприятиям "последней мили", поскольку предполагает расширение существующего объекта электросетевого хозяйства, а не строительство нового.
Суд правомерно указал, что в данном случае АО "РЭС" для удовлетворения заявки ООО "РСК Восток" потребовалось устройство двух дополнительных ячеек на территории существующей подстанции, что свидетельствует о расширении распределительных устройств, а не строительстве нового объекта электросетевого хозяйства.
Учитывая положения части 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ, пункта 17 Правил N 861, пунктов 7, 32, 87 Основ ценообразования, пунктов 9, 10, 12, 28 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.11.2010 N 365-э/5, суд пришел к верному выводу о том, что расходы общества на выполнение мероприятий, связанных с установкой (строительством) ячеек в трансформаторных подстанциях, не подлежат включению в плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, поскольку такие расходы относятся к мероприятиям на существующих объектах электросетевого хозяйства, то есть связанных с развитием (усилением) существующей инфраструктуры, поэтому должны быть включены в инвестиционную программу; при этом финансирование затрат на проведение работ в соответствии с целями инвестиционной программы должно осуществляться через тариф на услуги по передаче электрической энергии, фактическое отсутствие данных затрат в инвестиционной программе не изменяет статуса этих затрат как инвестиционной составляющей, поскольку в таком случае сетевая организация в произвольном порядке может изменять состав расходов, перенося их в состав платы за технологическое присоединение либо в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что не соответствовало бы указанным нормам, нарушало права потребителей электрической энергии.
Судом установлено, что мероприятия по установке ячеек в ЗТП-127и и ЗТП-196н были включены в инвестиционную программу АО "РЭС" на 2012-2017 годы, утвержденную Приказом Минпромторг НСО N 64 от 13.03.2012, в составе инвестиционного проекта "Реконструкции эл.сетей 1 0-0,4 кВ на территории области".
Департамент и третье лицо в судах первой и апелляционной инстанций указывают на то, что из содержания инвестиционной программы АО "РЭС" на 2012-2017 годы в составе инвестиционного проекта "Реконструкция эл. сетей 10-0,4 кВ на территории области" не усматриваются мероприятия по установке указанных ячеек, а также на то, что на момент выдачи технических условий указанная инвестиционная программа еще не была утверждена.
Суд первой инстанции указанные доводы правомерно отклонил со ссылкой на то, что из пункта 29 Правил N 861 следует, что объекты на момент выдачи технических условий не обязательно должны быть уже включены в инвестиционную программу, а могут лишь подлежать включению, а также учел данные справки АО "РЭС" от 21.05.2019 N РЭС-04/4696, согласно которой мероприятия по установке спорных ячеек в 2012 году были учтены (к выполнению в 2013 году) в составе инвестиционного проекта "Реконструкция эл. сетей 10-0,4 кВ на территории области" (п. 2.2. - последняя строка Мероприятий (Перечня инвестиционных проектов), учел содержание представленного в материалы дела договора подряда NР-56-184 от 10.04.2013 на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для нужд ОАО "РЭС", актов выполненных работ от 25.10.2013, подписанных с ЗАО "УЭС САС", из которых следует, что работы выполнялись в 2013 году в составе инвестиционного проекта "Реконструкции эл.сетей 10-0,4 кВ на территории области".
Кроме того, судом первой инстанции правомерно обращено внимание на фактически противоречивую позицию Департамента, заявляющего в суде о необходимости установления в данном случае платы по индивидуальному проекту и отсутствии оснований для применения его приказа от 20.04.2011 N 44-ТП, в то время как в 2011-2012 годах Департамент отказывал АО "РЭС" (в лице ОАО "СИБЭКО" (правопреемник ОАО "Новосибирскэнерго"), действующего в интересах АО "РЭС" на основании агентского договора) в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту на все обращения (65 заявлений), ссылаясь на то, что установления платы по индивидуальному проекту не требуется, при установлении платы за технологическое присоединение в соответствии с его приказом от 20.04.2011 N 44-ТП, Департаментом учтена инвестиционная программа, сформированная ЗАО "РЭС" без указания конкретных точек присоединения энергопринимающих устройств заявителей, на территории Новосибирской области существует техническая возможность технологического присоединения для всех заявителей, обращающихся с целью технологического присоединения в 2011 году, договор о технологическом присоединении с которыми заключается после вступления в силу приказа Департамента от 20.04.2011 N 44-ТП. Аналогичным образом Департаментом письмом от 02.02.2012 N 6215 отказано АО "РЭС" по его заявлению об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении объекта ЗАО "МЖК СПАРТА", необходимость осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства которого требовала выполнения мероприятий по монтажу ячейки.
Кроме того, Департамент письмом N 329.10/5 от 14.07.2011 направил заявителю разъяснения по установлению индивидуальной платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО "РЭС" (в настоящее время - АО "РЭС") во время действия Приказа N 44-ТП, содержащее вышеуказанные разъяснения, поэтому АО "РЭС" на момент подачи заявки ООО "РСК Восток" в 2011 г. не имело возможность установить плату по индивидуальному проекту.
При этом Приказом N 44-ТП были утверждены ставки за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям АО "РЭС" -организационные мероприятия и мероприятия, связанные со строительством "последней мили".
Согласно пункту 5 Приказа N 44-ТП в случае если заявитель при технологическом присоединении запрашивает вторую или первую категорию надежности электроснабжения, что требует технологического присоединения к двум независимым источникам энергоснабжения, то размер платы за технологическое присоединение определяется как сумма затрат за технологическое присоединение к первому независимому и второму независимому источникам энергоснабжения, рассчитываемых в соответствии с приложением к Приказу.
Плата, установленная Приказом N 44-ТП, действовала с 03.05.2011 по 30.06.2012 (пункт 2 Приказа N 44-ТП).
Учитывая вышеизложенное, расчет платы за технологическое присоединение жилого комплекса и строймеханизмов обоснованно произведен заявителем в соответствии с действующим на момент заключения Договора (пункт 1 статьи 424 ГК РФ) Приказом Департамента N 44-ТП, в расчете платы учтены организационные мероприятия и мероприятия, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства до границ участка заявителя, а также заявленная категория надежности электроснабжения и уровень заявленного напряжения.
Относительно доводов Департамента и ООО "СЗ РСВ "Восток" об обращении АО "РЭС" в администрацию города Искитима Новосибирской области с целью согласования неотделимых улучшений объектов электросетевого хозяйства, находящихся в аренде у АО "РЭС" по Договору аренды N 5963/2 от 01.11.2011, а также за согласованием вопроса по возмещению расходов, произведенных на неотделимые улучшения арендованного имущества - установка ячейки 10кВ в РУ-10кВ в ТП-127и, суд правомерно указал, что данное обстоятельство не свидетельствует о несоблюдении критериев, перечисленных в пункте 28 Правил N 861, с учетом установленных по делу обстоятельств, при этом доказательства получения АО "РЭС" от администрации денежных средств в счет возмещения расходов за установку ячейки материалы дела не содержат, заявитель же данный факт отрицает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения.
Излишне уплаченная третьим лицом государственная пошлина в размере 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета (статьи 104, 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.11.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-31625/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Департамента по тарифам Новосибирской области и общества с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик Ремонтно-строительная компания Восток"- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик Ремонтно-строительная компания Восток" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 17.12.2019 N 1590.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-31625/2019
Истец: АО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Ответчик: Департамент по тарифам Новосибирской области
Третье лицо: ООО "Специализированный Застройщик Ремонтно-строительная компания Восток"