Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2020 г. N Ф08-7256/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А63-10417/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.05.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (ИНН 2636045466, ОГРН 1052600297606)- Бондаренко Е.Н. (доверенность от 29.01.2020 N ЗД-2020), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (х. Нижнерусский Шпаковского района Ставропольского края, ОГРН 1112651035463, ИНН 2636803134), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Мирошникова Дмитрия Сергеевича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2019 по делу N А63-10417/2019,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2019 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (далее - заявитель, общество) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Изобильненском районе (далее - управление, административный орган) об оспаривании постановления от 16.05.2019 N 259 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения и соблюдение управлением процедуры привлечения к ответственности.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов общество ссылается на отсутствие события административного правонарушения в связи с тем, что: в материалах административного производства не представлены доказательства размещения в районах застройки домов г. Новоалександровска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включенных в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и в соответствующий реестр; обязанность регионального оператора осуществлять планово-регулярную систему очистки районов застройки домов от твердых отходов ни Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), ни соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Апанасенковского, Грачевского, ЕКрасногвардейского, Труновского, Туркменского, Шпаковского муниципальных районов, а также Изобильненского, Ипатовского, Новоалександровского, Петровского городских округов городского округа город Ставрополь Ставропольского края (далее - Соглашение) не предусмотрена.
Управление в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Мирошников Дмитрий Сергеевич - привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, отзыв на апелляционную жалобу и своего представителя в суд не направил.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заявителя и третьего лица, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы Мирошникова Д.С. административным органом 08.05.2019 возбуждено дело об административном правонарушении путем составления протокола за N 311, в котором действия общества квалифицированы по статье 6.3 КоАП РФ.
Постановлением от 16.05.2019 N 259 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждение.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в признании незаконным данного постановления, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Объектом данного правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со ст. 1 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
В силу п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять, в том числе требования санитарного законодательства.
Содержание территорий городских поселений, промышленных площадок в соответствии с частью 2 статьи 21 Закона N 52-ФЗ должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 6.4. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что предприятиям по уборке следует:
своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий;
составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения;
корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями;
обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков;
в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю.
Таким образом, на общество в силу вышеприведенных положений возложена обязанность на подведомственной ей территории непосредственно участвовать в организации и контроле за сбором и вывозом отходов.
Согласно информации, размещенной на сайте общества (ecocity26.ru), география обслуживания общества включает в себя и Новоалександровский городской округ, согласно графику вывоза ТКО в г. Новоалександровске из частного сектора вывоз ТКО осуществляется каждые две недели.
Представитель общества при составлении протокола дал пояснения, в которых указал, что фактически вывоз ТКО производится 1 раз в неделю, что подтверждается данными системы ГЛОНАСС, в подтверждение чего приобщил к материалам дела данные системы ГЛОНАСС.
В условиях договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2018 г. N 04_07_01545 и приложении к данному договору в графе "Периодичность вывоза ТКО**" указано - 4. Согласно разъяснениям, отсылающим к "**" - 4 обозначает цифру по дням недели, что также подтверждает, что ООО "Эко-Сити" осуществляет сбор и вывоз ТКО с территории Новоалександровского городского округа с нарушением требований, установленных действующим законодательством и в частности санитарными правилами СанПиН 42-128-4690-88 согласно которым в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, следует осуществлять вывоз ТКО не реже двух раз в неделю.
Таким образом, из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что обществом в Новоалександровском городском округе вывоз ТКО в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности осуществлялся только один раз в неделю.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля. Общество имело возможность для обеспечения исполнения требований санитарного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не приняло всех зависящих от нее мер по их соблюдению.
Таким образом, вывод управления о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, является обоснованным.
Административным органом соблюден установленный законом порядок привлечения к административной ответственности, что обществом не оспаривается.
Судом признаются необоснованными доводы общества о том, что оно не обязано осуществлять регулярную очистку территорий застройки от ТКО.
Так, СанПиН 42-128-4690-88 подлежат обязательному соблюдению в части не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенный Законом N 89-ФЗ как юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.6. Закона N 89-ФЗ Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
На основании соглашения по организации деятельности с ТКО от 02.06.2017 ООО "Эко-Сити" в статусе регионального оператора на территории Ставропольского края, в том числе и Новоалександровского городского округа, приступило к исполнению своих обязанностей с 01.01.2018.
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соблюдение требований санитарного законодательства при осуществлении деятельности по обращению с ТКО также установлены ст. 13 Закона N 89-ФЗ и п. 3 Правил N 1156.
Таким образом, общество обязано осуществлять деятельность по обращению с ТКО в установленной зоне деятельности с использованием спецтранспорта (мусоровоз) в соответствии с установленными требованиями, в том числе и требованиями, установленными в санитарных правилах.
Судом не принимается довод общества об отсутствие в материалах административного производства доказательств размещения в районах застройки домов г. Новоалександровска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включенных в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и в соответствующий реестр.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают дого-воры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собст-венниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу п. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с п. 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено в п. 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами по обращению с отходами, в том числе и на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
В силу п. 25 Правил N 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются места приема и передачи ТКО, а также периодичность вывоза ТКО.
Периодичность сбора и вывоза ТКО закреплена требованиями именно санитарного законодательства, в частности СанПиН 42-128-4690-88.
Пунктом 9 Правил N 1156 закреплено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах накопления ТКО.
Кроме того, согласно пп. 1, 6 п. 8 раздела III "Основные функции регионального оператора" постановления Правительства Ставропольского края от 07.08.2017 N 315-п "Об установлении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края" основными функциями регионального оператора являются заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, которые находятся в зоне деятельности регионального оператора, а также выявление мест сбора и накопления ТКО, в отношении которых информация в территориальной схеме обращения с отходами отсутствует.
В рассматриваемом случае общество заключило с потребителем-гражданином договор на оказание услуг по обращению с ТКО, место накопления которого указано в договоре, и берет за это соответствующую плату (квитанция имеется в деле), следовательно, приняло на себя обязательства, которые должны исполняться.
Таким образом, в силу требований действующего санитарного законодательства вывоз ТКО в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности должен осуществляться не реже двух раз в неделю, а не один раз в неделю, как следует из имеющихся в деле доказательств.
Общество, являясь по соглашению от 02.06.2017 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим свою деятельность на территории Ставропольского края, обязано организовать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в соответствии с сани-тарными правилами, т.е. вывоз ТКО в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности должен осуществляться не реже двух раз в неделю, а не один раз в неделю, как следует из имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2019 по делу N А63-10417/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10417/2019
Истец: ООО "ЭКО-СИТИ"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в Изобильненском районе
Третье лицо: Мирошников Дмитрий Сергеевич, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в Изобильненском районе
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7256/20
27.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-855/20
26.12.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10417/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10417/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10417/19
18.09.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10417/19