г. Саратов |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А12-22234/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
|
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, А.В. Смирникова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета строительства Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. им. Скосырева, д. 7, каб. 247, ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2020 года по делу N А12-22234/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пересвет-ЮГ" (400075, г. Волгоград, ул. 51-й Гвардейской, д. 1А, оф. 2-14, ИНН 3443066310, ОГРН 1053477413813)
к Комитету строительства Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. им. Скосырева, д. 7, каб. 247, ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251)
о признании недействительным решения о предоставлении субсидии,
при участии в судебном заседании :
от ООО "Пересвет-ЮГ" - Ржавский С.Ю. по доверенности от 06.09.2018
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пересвет-ЮГ" (далее ООО "Пересвет-ЮГ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании решения Комитета строительства Волгоградской области (далее Комитет) от 21.06.2019 года N 36-06-08/4787 в части неправильного определения размера предоставляемой субсидии, выразившееся в его занижении с 20 180 308 руб. 80 коп. до 14 207 152 руб. 97 коп. и об обязании Комитет строительства Волгоградской области устранить допущенные нарушения изменив решение о предоставлении субсидии от 21.06.2019 года N 36-06-08/4787, изложив пункт 1 его резолютивной части в следующей редакции: "1. Предоставить из областного бюджета субсидию ООО "Пересвет-Юг" на финансовое обеспечение затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельных участков (электроснабжения, наружных сетей водоснабжения и бытовой канализации, тепловой сети и трансформаторной подстанции) объекта: "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда. (3 очередь, десятиэтажные жилые дома NN 5, 16, 15). 3 этап - жилой дом N 15" в размере 19 892 599 руб. 80 коп.".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2020 заявленные требования удовлетворены. Решение Комитета строительства Волгоградской области о предоставлении субсидии от 21.06.2019 года N 36-06-08/4787 в части определения размера предоставляемой субсидии, выразившегося в его занижении с 20 180 308 руб. 80 коп. до 14 207 152 руб. 97 коп. признано недействительным. Суд обязал Комитет строительства Волгоградской области устранить допущенные нарушения, изменив решение о предоставлении субсидии от 21.06.2019 года N 36-06-08/4787, изложив пункт 1 его резолютивной части в следующей редакции: "1. Предоставить из областного бюджета субсидию ООО "Пересвет-Юг" на финансовое обеспечение затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельных участков (электроснабжения, наружных сетей водоснабжения и бытовой канализации, тепловой сети и трансформаторной подстанции) объекта: "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда. (3 очередь, десятиэтажные жилые дома NN 5, 16, 15). 3 этап - жилой дом N 15" в размере 19 892 599 руб. 80 коп.".
Комитет строительства Волгоградской области не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд не вправе подменять собой орган исполнительной власти и не вправе обязывать Комитет внести изменения в свое решение. Субсидии испрашивались в отношении всего жилого комплекса, однако в реестр проблемных домов включено только 11 домов. Дальнейшее присоединение к возведенным сетям жилых домов, не являющихся проблемными, подтверждается проектной документацией.
В судебное заседание явился представитель ООО "Пересвет-ЮГ".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается отчетом о публикации.
Представитель ООО "Пересвет-ЮГ" возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2020 года по делу N А12-22234/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Пересвет-Юг" обратилось в Комитет строительства Волгоградской области с заявкой от 30.05.2019 N 1-8/0141 на предоставление субсидии.
07.06.2019 года комиссией по рассмотрению вопросов предоставления субсидий дано заключение N 4/2018, в соответствии с которым, заявка ООО "Пересвет-Юг" и представленные документы на субсидию в размере 20 180 308 руб. 80 коп. признана соответствующей требованиям, предусмотренным порядком предоставления субсидий.
21.06.2019 года Комитетом строительства Волгоградской области принято решение о предоставлении субсидии от N 36-06-08/4787, с учетом особого мнения члена комиссии, предоставить из областного бюджета субсидию ООО "Пересвет-Юг" на финансовое обеспечение затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей многоэтажной жилой застройки в размере 14 207 152 руб. 97 коп.
Не согласившись с решением Комитета в части определения размера предоставленной субсидии, Общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, с учетом результатов судебной экспертизы, пришел к выводу о неправомерном снижении размера предоставляемой субсидий до 14 207 152 руб. 97 коп.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 09.04.2018 N 153-п (далее Постановление N 153-п) "О предоставлении субсидии юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат на подключение (технологическое присоединение) МКД, включенных в региональный перечень проблемных домов, для завершения строительства которых органом исполнительной власти Волгоградской области заключено соглашение о намерении завершить строительство таких домов, к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) возмещение затрат на завершение строительства многоквартирных домов, включенных в региональный перечень проблемных домов.
Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат для завершения строительства на подключение (технологическое присоединение) многоквартирных домов, включенных в региональный перечень проблемных домов (далее Порядок).
Разделом 2 Порядка установлены условия и порядок предоставления субсидии.
Пунктом 2.6 Порядка указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно п. 1.4. Порядка (в редакции действующей на момент подачи 30.05.2019 заявки) субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения следующих видов затрат (части затрат):
1) выполнение работ по проектированию в границах земельного участка, правообладателем которого является юридическое лицо, внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов;
2) выполнение работ по строительству (реконструкции) в границах земельного участка, правообладателем которого является юридическое лицо, внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов, а также приобретение для этих целей материалов и оборудования (включая доставку и монтаж);
3) плата за подключение (технологическое присоединение) внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов к существующим сетям электро-, и (или) тепло-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения.
В целях настоящего Порядка под внешними сетями инженерно-технического обеспечения проблемных домов понимаются:
а) сети электро-, и (или) тепло-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения, предназначенные для подключения проблемных домов к существующим сетям электро-, и (или) тепло-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения;
б) котельные, предназначенные для обеспечения проблемных домов тепловой энергией, и сети электро-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения, предназначенные для подключения таких котельных к существующим сетям электро-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения.
Согласно п. 2.3 Порядка (в редакции, действующей на момент подачи 30.05.2019 заявки) для заключения Соглашения юридическое лицо не позднее 01 декабря текущего финансового года представляет в Комитет:
1) заявку на предоставление субсидии по форме, установленной приказом Комитета (далее именуется - заявка);
2) справку-расчет субсидии по форме, установленной Комитетом;
3) заверенные руководителем юридического лица (арбитражным управляющим) копии: а) договора специального банковского счета (представляется юридическим лицом, находящимся в процедуре банкротства); б) проектной документации и (или) разделов (подразделов) проектной документации, содержащих сведения о сетях инженерно-технического обеспечения проблемного дома, затраты на которые подлежат финансовому обеспечению (представляется в случае получения субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в подпункте 2 пункта 1.4 настоящего Порядка); в) сметы на строительство (реконструкцию) сетей инженерно-технического обеспечения проблемного дома (представляется в случае получения субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в подпункте 2 пункта 1.4 настоящего Порядка); г) договоров (в случае выполнения работ с привлечением третьих лиц), содержащих согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам, на проведение органами государственного финансового контроля и Комитетом проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии: на выполнение работ по проектированию внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов (представляется в случае получения субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в подпункте 1 пункта 1.4 настоящего Порядка); на выполнение работ по строительству (реконструкции) внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов (представляется в случае получения субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в подпункте 2 пункта 1.4 настоящего Порядка); на подключение (технологическое присоединение) внешних сетей инженерно-технического обеспечения проблемных домов к существующим сетям электро-, и (или) тепло-, и (или) газо-, и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения (представляется в случае получения субсидии на финансовое обеспечение затрат, указанных в подпункте 3 пункта 1.4 настоящего Порядка); 4) заверенную судом копию судебного акта о введении в отношении юридического лица процедуры банкротства (представляется юридическим лицом, находящимся в процедуре банкротства).
В случае подачи документов через представителя по доверенности к заявке прилагается доверенность.
Юридическое лицо несет ответственность за достоверность и полноту представляемых сведений и документов, предусмотренных настоящим Порядком.
Заявки с документами, указанными в настоящем пункте, регистрируются в день приема в порядке очередности поступления в Комитет.
Материалами дела установлено, что 07.06.2018 Инспекцией государственного строительного надзора Волгоградской области, Комитетом строительства Волгоградской области, Комитетом по управлению государственном имуществом Волгоградской области, ООО "Пересвет-ЮГ", Волгоградским областным фондом жилья и ипотеки, ООО "Орион" и арбитражным управляющим ООО "Орион" Лукьяновым В.Ф. подписано соглашение о завершении строительства и ввода в эксплуатацию 13 многоквартирных домов жилого комплекса "Парк Европейский", расположенных по ул. 64-й Армии, 139 и 141 в Кировском районе Волгограда, сведения о котором содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее Соглашение).
ООО "Пересвет-ЮГ" приняло на себя обязательства по завершению строительства и ввода в эксплуатацию 13 многоквартирных домов жилого комплекса "Парк Европейский", расположенных по ул. 64-й Армии, 139 и 141 в Кировском районе Волгограда в соответствии с условиями соглашения о завершении строительства и вводе в эксплуатацию жилого комплекса "Парк Европейский".
В соответствии с пунктом 2.2. соглашения его стороны договорились о реализации ряда мероприятий, в том числе, предоставление инвестору (ООО "Пересвет-Юг"), в соответствии с Постановлением администрации Волгоградской области от 09.04.2018 года N 153-п, субсидии на финансовое обеспечение затрат на подключение (технологическое присоединение) многоквартирных домов жилого комплекса к сетям инженерно-технического обеспечения, в пределах лимитов, доведенных до Комитета строительства Волгоградской области на соответствующий период.
Согласно пункту 3.4 соглашения Комитет строительства Волгоградской области обязан, в соответствии с Постановлением администрации Волгоградской области от 09.04.2018 года N 153-п осуществить мероприятия, необходимые для предоставления Инвестору субсидии, предусмотренной пунктом 2.2. данного соглашения.
Таким образом, в соответствии с соглашением уполномоченный орган обязан предоставить субсидии на обеспечение затрат на подключение МКД, сведения о которых содержаться в реестре пострадавших граждан. Целью субсидии является фиксирование затрат на подключение проблемных домов к инженерным сетям.
Условия соглашения от 07.06.2018 года предусматривают финансирование подключения проблемных домов к инженерным сетям за счет средств субсидии из регионального бюджета.
На основании данного соглашения от 07.06.2018, а также в соответствии с требованиями пункта 2.1. Постановления N 153-п, ООО "Пересвет-ЮГ" обратилось в Комитет строительства Волгоградской области с заявкой от 30.05.2019 N 1-8/0141 на предоставление субсидии в размере 20 180 308 руб. 80 коп.
К заявке на получение субсидии приложены документы:
1) справка-расчет субсидии, согласно которой перечень предполагаемых затрат ООО "Пересвет-ЮГ" составит 20 180 308 руб. 80 коп., а именно на следующие мероприятия: электроснабжение 0,4 кВт; трансформаторная подстанция 2 БКТП 1250/10-0,4; наружные сети водоснабжения; наружные сети бытовой канализации; тепловая сеть;
2) договор генподряда N 31/08-2018/01-15 от 31.08.2018 на выполнение работ по строительству;
3) локальный сметный расчет по каждому объекту мероприятия указанного в справке-расчете;
4) проектная документация на объект застройки;
5)соглашение о завершении строительства;
6) разрешение на строительство;
7) справки о состоянии расчетов по налогам и сборам.
Таким образом, заявка была подана с приложением пакета необходимых документов и расчетом субсидии в размере 20 180 308 руб. 80 коп.
Согласно п. 2.6 Порядка (в редакции, действующей на момент подачи 30.05.2019 заявки) основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: несоответствие юридического лица требованиям, установленным настоящим Порядком; представление юридическим лицом документов, предусмотренных настоящим Порядком, обязанность по представлению которых лежит на юридическом лице, не в полном объеме; наличие в представленных юридическим лицом документах недостоверных сведений; несоответствие представленных документов, обязанность по представлению которых лежит на юридическом лице, установленным требованиям; отсутствие лимитов бюджетных обязательств, доведенных Комитету в текущем финансовом году на цели, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка; представление документов, предусмотренных настоящим Порядком, неуполномоченным лицом.
Материалами дела установлено, что 07.06.2019 года комиссией по рассмотрению вопросов предоставления субсидий дано заключение N 4/2018, в соответствии с которым, заявка ООО "Пересвет-Юг" и представленные документы на субсидию признана соответствующей требованиям, предусмотренным порядком предоставления субсидий.
21.06.2019 года Комитетом строительства Волгоградской области принято решение о предоставлении субсидии от N 36-06-08/4787, с учетом особого мнения члена комиссии, предоставить из областного бюджета субсидию ООО "Пересвет-Юг" на финансовое обеспечение затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей многоэтажной жилой застройки в размере 14 207 152 руб. 97 коп.
В свою очередь, как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемое решение Комитета не содержит оснований, по которым заявка ООО "Пересвет-Юг" на предоставление субсидий была удовлетворена не в полном объеме. Каких- либо доводов о несогласии с расчетами Общества, Комитетом не приведено.
Из пояснений Комитета следует, что возражая в части предоставления субсидий в заявленном Обществом размере Комитетом установлено, что в состав заявки истцом включены также иные дома, не являющиеся проблемными. По мнению Комитета строительства Волгоградской области, предоставление субсидии на строительство инженерных сетей в заявленном Обществом размере неправомерно, поскольку к этим сетям в будущем возможно присоединение других домов, которые отсутствуют в перечне проблемных многоквартирных домов, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан.
В реестре проблемных домов значатся дома: N N 5,6,7,15,16,21,22,23,24,25,28.
В заявке на предоставление субсидии указаны, в том числе, дома: N N 9,10,14,19,20, не являющиеся проблемными домами.
В целях объективной оценки доводов и возражений сторон, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.09.2019 по настоящему делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Инженерно-технический центр "Волга", эксперту Куликовой Л.В.
Перед экспертом судом поставлены следующие вопросы:
1.Изменятся ли проектные технические параметры, характеристики, конструктивные элементы наружных сетей водоснабжения объекта "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома N N 5,16,15). 3 этап - жилой дом N 15", в случае исключения из проектной документации, представленной ООО "Пересвет-Юг" для получения субсидии, перспективы технологического присоединения к наружным сетям водоснабжения жилых домов N N 9,10,14,19,20?
2. Если изменятся, каким будет размер затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей водоснабжения объекта "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г.Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома N N 5,16,15). 3 этап - жилой дом N 15", исходя из проектной документации, представленной ООО "Пересвет-Юг" для получения субсидии, без учета присоединения к данным сетям водоснабжения жилых домов N N 9,10,14,19,20 в ценах на 4 квартал 2018 года, в т.ч. НДС 20%?
3. Изменятся ли проектные технические параметры, характеристики, конструктивные элементы наружных сетей теплоснабжения объекта "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64- ой Армии, 141 в Кировском районе г.Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома N N 5,16,15). 3 этап - жилой дом N 15", в случае исключения из проектной документации, представленной ООО "Пересвет-Юг" для получения субсидии, перспективы технологического присоединения к наружным сетям теплоснабжения жилых домов N N 9,19,20?
4. Если изменятся, каким будет размер затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей теплоснабжения объекта "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г.Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома N N 5, 16, 15). 3 этап - жилой дом N 15", исходя из проектной документации, представленной ООО "Пересвет-Юг" для получения субсидии, без учета присоединения к данным сетям теплоснабжения жилых домов N N 9,19,20 в ценах на 4 квартал 2018 года, в т.ч. НДС 20%?
Из заключения эксперта N 3128/19 от 07.12.2019 следует, что при исключении из проектной документации, предоставленной ООО "Пересвет - Юг" для получения субсидии, перспективы технологического присоединения к наружным сетям водоснабжения жилых домов NN 9, 10, 14, 19, 20 из схемы водопроводных сетей изменятся проектные технические параметры, характеристики, конструктивные элементы наружных сетей водоснабжения объекта "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома NN 5,16,15, 3 этап-жилой дом N 15).
Размер затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей водоснабжения объекта "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома N N 5,16,15, 3 этап-жилой дом N 15), исходя из проектной документации, представленной Обществом для получения субсидии, без присоединения к данным сетям водоснабжения жилых домов NN 9,10,14,19,20 в ценах на 4 кв. 2018 г., в т.ч. НДС 20% составит 4 219 890 руб.
В заключении указано, что при исключении вышеуказанных объемов работ
на наружные сети водоснабжения, размер затрат снизится на 244309 руб.
При исключении из проектной документации, предоставленной ООО "Пересвет - Юг" для получения субсидии, перспективы технологического присоединения к наружным сетям теплоснабжения жилых домов N N 9, 19, 20 из схемы тепловой сети изменятся проектные технические параметры, характеристики, конструктивные элементы наружных сетей теплоснабжения объекта "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома NN 5,16,15, 3 этап - жилой дом N 15).
Размер затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей теплоснабжения объекта "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда (3 очередь, десятиэтажные дома N N 5,16,15, 3 этап-жилой дом N 15), исходя из проектной документации, представленной Обществом для получения субсидии, без присоединения к данным сетям теплоснабжения жилых домов NN 9,19,20 в ценах на 4 кв. 2018 г., в т.ч. НДС 20% составит 5 448 000 руб.
В заключении указано, что при исключении вышеуказанных объемов работ
на наружные сети теплоснабжения, размер затрат снизится на 35554 руб.
Заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу (часть 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В силу положений статьи 16 указанного Закона, эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
В заключении, должны быть отражены объекты исследований, содержание и результаты исследований (пункты 6, 7 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), оценка результатов исследований, выводы и их обоснование (пункт 8 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представленное заключение эксперта отвечает требованиям, предъявляемым к составлению такого роду документам, содержит сведения об эксперте, с указанием образования, стажа работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации о даче заведомо ложного заключения. Данное заключение содержит исследовательскую часть с указанием примененных методов исследования, является полным, ясным, содержит оценку результатов исследований, однозначные выводы и их обоснование.
Оценив экспертное заключение на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что оно является полным и ясным, оснований для иного толкования выводов эксперта отсутствуют, оснований не доверять выводам эксперта, обладающего специальными познаниями и давшего подписку об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда апелляционной инстанции не имеется, выводы эксперта достоверны и не содержат противоречий. Экспертное заключение по содержанию и составу соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида (статья 86 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что заключение эксперта отвечает требованиям о допустимости доказательств, соответствует Федеральному закону от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статье 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является полным, ясным, содержит оценку результатов исследований, однозначные выводы и их обоснование, не содержат противоречий, а потому является надлежащим доказательством по делу.
Стороны возражений на заключение эксперта не заявили, ходатайства о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлены.
Таким образом, снижение ответчиком размера субсидии до 14 207 152 руб. 97 коп. не соответствует расчету, произведенному экспертом с учетом исключения перспективы технологического присоединения к наружным сетям водоснабжения и теплоснабжения жилых домов N N 9, 10, 14, 19, 20, не являющихся проблемными.
Истец в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции уточнил заявленные требования, исключив возможные затраты, указанные экспертом из суммы заявленного размера субсидии.
Суд первой инстанции с учетом принятых уточнений, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Комитет указывает на возможность Общества в будущем произвести технологическое присоединение к проблемным домам N N 5,15 и 16, также домов NN 9,10,14,19,20, поскольку к заявке приложена проектная документация на строительство сетей водо- и теплоснабжения объекта "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда. (3 очередь, десятиэтажные жилые дома NN 5,16,15).".
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции.
ООО "Пересвет-Юг" осуществляет завершение строительства 13 многоквартирных домов жилого комплекса "Парк Европейский", расположенных по ул. 64-й Армии, 139 и 141 в Кировском районе Волгограда на основании соглашения от 07 июня 2018 года о завершении строительства и вводе в эксплуатацию жилого комплекса "Парк Европейский", расположенного по ул. 64-й Армии, 139 и 141 в Кировском районе Волгограда, сведения о котором содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Соглашение от 07 июня 2018 года).
По условиям Соглашения от 07 июня 2018 года Инвестор (ООО "Пересвет-Юг") обязуется принять жилой комплекс для завершения строительства.
ООО "Пересвет-Юг" не являлось его застройщиком на протяжении всего периода строительства, а приняло его от предыдущего застройщика ООО "Орион" находящего в процедуре банкротства.
Завершение строительства производится по документам, полученным от прежнего застройщика, в том числе, проектной документации, техническим условиям на присоединение к сетям, без внесения изменений в спроектированные и согласованные сети.
Спорная проектная документация, вопреки доводам апеллянта не предусматривает возможность подключения домов N N 9, 10, 14, 19, 20; в проектной документации отсутствуют какие-либо точки подключения указанных домов к сетям водоснабжения и теплоснабжения. Согласно проекту лишь предусмотрена возможность в будущем обеспечения пожаротушения данных домов.
В отношении сетей тепло- и водоснабжения домов ЖК "Парк Европейский" (в т.ч. дома N 15) ООО "ВолгоСтройТеплоСервис-Плюс" по заказу прежнего застройщика ООО "Орион" была разработана проектная документация. Именно ООО "Орион" в соответствующих сетевых организациях были получены технические условия на присоединение к централизованным системам тепло- и водоснабжения.
Проектная документация на сеть водоснабжения предусматривала строительство закольцованной линии водопровода диаметром из полиэтиленовых труб диаметром 110 мм - 225 мм.
Проектное решение сети теплоснабжения предполагало строительство трубопровода теплоснабжения от существующего участка сети до дома N 15 с возможностью также технологического присоединения домов N N 5 и 16.
Строительство отдельных параллельных сетей для "проблемных" и "непроблемных" домов приведет к существенному удорожанию строительства сетей, в т.ч. для проблемных домов, поскольку потребует дополнительные расходы на получение новых технических условий от сетевых организаций, а также разработку нового проекта, либо фундаментальную переработку старого, и станет еще более обременительным для бюджета. Указанное не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, закрепленному в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
В рассматриваемом случае, апелляционный суд учитывает, что целью заключения Соглашения от 07 июня 2018 года о завершении строительства и привлечения нового застройщика ООО "Пересвет-Юг", является скорейшее завершение строительства проблемного жилого комплекса "Парк Европейский" застройщика ООО "Орион", находящегося в процедуре банкротства, т.е. удовлетворения требований обманутых дольщиков.
Заключение между ООО "Пересвет-Юг" и ООО "Астра-Проект" договора на выполнение комплекса работ необходимых для разработки проектной и рабочей документации от 01.11.2018 г. N 839, не влияет на существо спора, поскольку переработка проектной документации занимает продолжительное время и приведет к существенному затягиванию сроков завершения строительства всех "проблемных" домов, следовательно, к нарушению прав обманутых дольщиков.
Размер предоставляемой субсидии Комитетом, в нарушение порядка предоставления субсидии, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 09 апреля 2018 года N 153-п, определен простой пропорцией, без учета всех обстоятельств.
Кроме того, в региональный перечень проблемных домов, ведущемся Инспекцией государственного строительного надзора Волгоградской области и размещенный на ее официальном сайте (https://uqsn.volqoqrad.ru/other/perechen-mkd/), также включены дома N N 9 и 10, достройка которых также была предусмотрена Соглашением от 07 июня 2018 года.
Апелляционный суд считает необоснованными доводы жалобы относительно неправомерности обжалуемого решения в части обязания Комитета устранить допущенные нарушения, изменив решение о предоставлении субсидии от 21.06.2019 года N 36-06-08/4787, изложив пункт 1 его резолютивной части в следующей редакции: "1. Предоставить из областного бюджета субсидию ООО "Пересвет-Юг" на финансовое обеспечение затрат на выполнение работ по строительству внешних сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельных участков (электроснабжения, наружных сетей водоснабжения и бытовой канализации, тепловой сети и трансформаторной подстанции) объекта: "Многоэтажная жилая застройка на земельных участках по ул. 64-ой Армии, 141 в Кировском районе г. Волгограда. (3 очередь, десятиэтажные жилые дома NN 5, 16, 15). 3 этап - жилой дом N 15" в размере 19 892 599 руб. 80 коп.
Материалами дела установлено, что заявка на предоставление субсидии и представленные документы соответствовали требованиям действующего законодательства, спор возник в части размера субсидии.
В соответствии с правилами части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В силу положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения при признании ненормативного правового акта недействительным должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, признав недействительным ненормативный правовой акт и необходимость устранения нарушений прав заявителя, суд в резолютивной части решения обоснованно указал на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, определив действия, которые приведут к восстановлению нарушенных прав.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы Комитета строительства Волгоградской области не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2020 года по делу N А12-22234/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22234/2019
Истец: ООО "ПЕРЕСВЕТ-ЮГ"
Ответчик: КОМИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ