г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А56-113036/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещено.
от ответчика: Барабанова Ю.В. (доверенность от 01.01.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5824/2020) Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2020 по делу N А56-113036/2019 (судья Нетосов С.В.), принятое по иску Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга к ООО "Неаполис" об обязании демонтировать инженерное и техническое оборудование,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Неаполис" (далее - Общество, ответчик) с требованием об обязании демонтировать дополнительное инженерное и техническое оборудование с лицевых и дворовых фасадов, а так же кровель многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Наличная д. 17, Лит. А.
В фототаблице, приложенной к акту обследования лицевых и дворовых фасадов, кровель многоквартирных домов, расположенных на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга б/н от 04.09.2019, представлены фотографии обследования фасадов дома, расположенного по указанному адресу. Согласно акту на фасадах выявлены факты размещения элементов благоустройства, а именно 1-й антенны, 1-й камеры видеонаблюдения и наружных блоков систем кондиционирования в количестве 4-х шт.
Решением от 15.01.2019 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой об его отмене, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению Администрации, на Общество, как управляющую организацию спорных домов, возложена обязанность по надлежащему содержанию фасадов домов, которая Обществом не исполнена.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга 04.09.2019 и 15.10.2019 произведен осмотр многоквартирных домов, расположенных на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга, по результатам осмотра составлен акт обследования лицевых и дворовых фасадов, кровель многоквартирных домов, расположенных на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга, в котором отражено самовольное размещение на части домов дополнительного инженерного и технического оборудования.
Истец направил в адрес ответчика претензию с требованием о демонтаже элементов благоустройства, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Согласно Положению об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), к основным задачам Администрации относится организация в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - постановление N 961), содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района. Администрация, как представитель собственника помещений в данном доме, полагает действия ответчика незаконными, связанные с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и изменением фасада дома, размещением дополнительного инженерного и технического оборудования на фасаде здания, без согласия собственников помещений и без полученного в установленном законом порядке разрешения на их установку.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, установленном судом.
В силу положений пункта 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Перечень общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме, содержится в части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 4 статьи 36 и пункта 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", по соглашению сособственников общего имущества (собственников помещений в здании) допускается передача отдельных частей здания в пользование.
Вместе с тем доказательства наличия в собственности Санкт-Петербурга помещений в многоквартирных домах, в отношении которых заявлены исковые требования, в материалах дела отсутствуют.
Как указано в пункте 2.4 приложения N 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила благоустройства), инженерное и техническое оборудование фасадов зданий, сооружений (включая наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, вентиляционные трубопроводы, вентиляционные решетки, декоративные решетки, роллеты, жалюзи, антенны (не являющиеся сооружением), видеокамеры наружного наблюдения, водосточные трубы, маркизы, защитные решетки) являются элементами благоустройства.
Пунктом 8.4.2 Приложения N 5 названным к Правилам предусмотрено, что смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства относится к мероприятиям по содержанию фасадов, являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Согласно пункту 14.1 Правил благоустройства размещение элементов благоустройства (элементов внешнего благоустройства), согласованное Комитетом по градостроительству и архитектуре в соответствии с законодательством в области благоустройства, действовавшим до утверждения Правил, не подлежит повторному согласованию, если в отношении элементов благоустройства (элементов внешнего благоустройства) осуществлена приемка в случаях, предусмотренных указанным законодательством.
На основании п. 3.10.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098, в сфере благоустройства Администрация наделена полномочиями организовывать в соответствии с Правилами благоустройства содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц.
Согласно п. 1.9 Приложения N 5 к Правилам благоустройства в случае самовольной установки (размещения) элементов благоустройства их выявление, демонтаж, хранение, возврат правообладателю осуществляются в соответствии с разделом 27 Приложения N 5 к Правилам благоустройства.
Пунктом 27.7 Приложения N 5 к Правилам благоустройства предусмотрено, что деятельность по демонтажу, хранению, возврату правообладателю элементов обеспечивается администрациями районов Санкт-Петербурга, которые согласно п. 27.8.16 в случае отказа правообладателя элемента от демонтажа либо в случае отсутствия правообладателя элемента с помощью уполномоченной на демонтаж организации осуществляет демонтаж элемента с составлением акта.
В силу п. 27.8.15 Приложения N 5 к Правилам благоустройства уполномоченной на демонтаж организацией может быть учреждение (предприятие), подведомственное администрации района Санкт-Петербурга, или организация, определяемая по результатам размещения государственного заказа.
Администрацией не представлено доказательств принадлежности спорного имущества ответчику, который не является уполномоченной на демонтаж организацией. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, в связи с чем суд пришел к правильному выводу, признав требования не подлежащими удовлетворении.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2020 по делу N А56-113036/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-113036/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ООО "НЕАПОЛИС"