1. Общие положения
1.1. Экспертный совет Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Экспертный совет) является органом консультативного обеспечения деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
1.2. В своей деятельности Экспертный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также настоящим Положением.
1.3. При осуществлении своих задач Экспертный совет взаимодействует по вопросам, входящим в компетенцию Экспертного совета, с руководством МЧС России, структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, включая территориальные и подведомственные учреждения, в том числе научно-исследовательские учреждения (далее - организации МЧС России), федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями.
1.4. Экспертный совет осуществляет научно-правовую, экспертную и информационно-консультационную поддержку деятельности МЧС России при подготовке и принятии решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Поддержка деятельности МЧС России осуществляется только по запросу министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - министра) или лица, временно исполняющего его обязанности.
1.5. Деятельность Экспертного совета осуществляется на основе: соблюдения законности; свободного доступа к информации, необходимой для проведения экспертной и информационно-консультативной работы; равенства при постановке вопросов, внесении предложений в процессе экспертной и информационно-консультативной работы; независимости позиции от частных мнений, мешающих объективности анализа; самостоятельности в принятии конкретных решений в пределах предоставленных полномочий.
1.6. Экспертный совет действует на общественных началах в рамках предоставленных ему настоящим Положением прав.
2. Основные задачи Экспертного совета
2.1. Основными задачами Экспертного совета являются:
осуществление экспертной поддержки управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах в случае чрезвычайной сложности при подготовке и принятии решений на ведение работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций или спасению людей и защите территорий, когда штатных ресурсов МЧС России недостаточно и требуются дополнительные консультации;
осуществление экспертной поддержки прогноза развития чрезвычайных ситуаций, а также анализ мер по их предотвращению;
проведение независимой экспертизы документов, определяющих государственную политику в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах;
дополнительная научная экспертиза проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в случае возникновения конфликта интересов;
консультации по вопросам стратегического планирования безопасной жизнедеятельности.
3. Состав Экспертного совета
3.1. В состав Экспертного совета входят: председатель Экспертного совета; заместители председателя Экспертного совета; члены Экспертного совета.
Состав Экспертного совета утверждается приказом МЧС России по представлению председателя Экспертного совета.
3.2. Экспертный совет формируется из представителей общественных и научных организаций, а также ученых и специалистов по направлениям их профессиональной и научной деятельности, определенных МЧС России.
Подбор кандидатов в состав Экспертного совета осуществляется на основе всеобщего признания их профессионализма, компетентности и высоких специальных знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Подбор кандидатов в состав Экспертного совета осуществляется путем гласного отбора и согласия на добровольное участие в работе Экспертного совета.
В состав Экспертного совета могут быть включены сотрудники МЧС России и подведомственных ему организаций, но не более 10% от его количественного состава.
4. Режимы функционирования Экспертного совета
4.1. В своей работе Экспертный совет предполагает два основных режима функционирования: повседневная деятельность; режим запроса на экспертную оценку.
4.2. В режиме повседневной деятельности Экспертный совет: проводит заседания Экспертного совета; проводит анализ материалов, полученных в рамках работ по прогнозированию и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.3. В режиме запроса на экспертную оценку Экспертный совет:
осуществляет сбор Экспертного совета;
заслушивает или изучает материалы, представляемые на экспертную оценку;
проводит экспертную оценку обстановки, прогноз возможного развития чрезвычайных ситуаций и подготовку рекомендаций или экспертных заключений на проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или уменьшению их воздействия на население и объекты экономики;
при необходимости совместно с МЧС России направляет в зону прогнозируемой чрезвычайной ситуации экспертов (с их добровольного согласия) для выявления на месте причин ухудшения обстановки и выработки предложений по ее нормализации. При этом все расходы, связанные с доставкой, обеспечением безопасности и пребыванием экспертов в зоне прогнозируемой чрезвычайной ситуации, обеспечиваются МЧС России в установленном порядке.
5. Права и обязанности Экспертного совета
5.1. С целью выполнения своих задач Экспертный совет имеет право:
создавать экспертные группы для подготовки материалов на заседание Экспертного совета;
приглашать для участия в заседаниях Экспертного совета руководство МЧС России, руководителей и специалистов структурных подразделений центрального аппарата и организаций МЧС России, а также других заинтересованных лиц;
получать от руководителей структурных подразделений центрального аппарата и организаций МЧС России материалы и документы, связанные с подготовкой проекта (включая отзывы и заключения, полученные в ходе его согласования и обсуждения), необходимые для проведения экспертизы;
предпринимать в пределах своих полномочий иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и необходимые для осуществления экспертной и информационно-консультативной работы;
вносить в установленном порядке предложения по предметам своей деятельности министру.
5.2. Председатель Экспертного совета:
определяет приоритетные направления деятельности Экспертного совета, руководит работой Экспертного совета, утверждает планы работы, проводит заседания, распределяет обязанности и поручения между членами Экспертного совета, осуществляет общий контроль за выполнением планов заседаний, исполнением решений Экспертного совета;
создает необходимые условия для коллективного обсуждения и решения вопросов, внесенных на рассмотрение Экспертного совета;
вносит предложения руководству МЧС России по составу Экспертного совета;
В отсутствие председателя Экспертного совета его обязанности возлагаются на одного из его заместителей.
5.3. Члены Экспертного совета:
осуществляют всесторонний, полный, объективный анализ представленного на экспертизу материала. Обеспечивают полноту и обоснованность выводов проводимой экспертизы;
соблюдают установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования по организации и проведению экспертизы, руководствуются в своей деятельности настоящим Положением;
обеспечивают конфиденциальность сведений, связанных с проведением экспертизы.
5.4. Члены Экспертного совета имеют право:
участвовать в мероприятиях, проводимых Экспертным советом, подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;
вносить предложения, замечания и поправки к проектам планов работы Экспертного совета, по повестке дня и порядку ведения его заседаний;
знакомиться с документами, касающимися рассматриваемых проблем, высказывать свое мнение по существу обсуждаемых вопросов, замечания и предложения по проектам принимаемых решений и протоколам заседаний Экспертного совета;
использовать документированную информацию, аналитические материалы и иные наработки, полученные в результате экспертной деятельности в своей научно-практической работе, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
5.5. Ответственный секретарь и секретарь Экспертного совета, входящие в состав Экспертного совета, назначаются из числа сотрудников Аппарата советников МЧС России.
Ответственный секретарь и секретарь Экспертного совета:
организуют правовое, аналитическое, информационно-справочное, организационное, материально-техническое и другое обеспечение деятельности Экспертного совета;
организационно обеспечивают проведение заседаний Экспертного совета, а также протокольное оформление решений, принятых на заседаниях Экспертного совета;
осуществляют сбор и подготовку аналитических, справочных и других документов, необходимых для деятельности Экспертного совета.
осуществляют иные функции в соответствии с решениями Экспертного совета и поручениями его председателя.
6. Организация деятельности Экспертного совета
6.1. Экспертный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом основных мероприятий на очередной год, утвержденным министром по представлению председателя Экспертного совета.
6.2. Основной формой деятельности Экспертного совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
При необходимости, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций федерального или межрегионального уровней председателем Экспертного совета могут созываться внеочередные заседания Экспертного совета. Оповещение членов Экспертного совета о внеочередном заседании Экспертного совета осуществляется Национальным центром управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС) МЧС России.
6.3. Заседание Экспертного совета считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Совета или необходимое количество экспертов по обсуждаемым вопросам.
6.4. Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. В случае несогласия с принятым решением имеют право высказать мнение по конкретному вопросу, которое приобщается к протоколу заседания Экспертного совета.
6.5. Члены Экспертного совета обязаны лично участвовать в заседаниях Экспертного совета и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.
6.6. По рассмотренным вопросам Экспертный совет принимает решения. Решения носят рекомендательный характер, отражаются в протоколах заседаний Экспертного совета, подписываемых председателем Экспертного совета, копии которых представляются министру.
Председатель Экспертного совета вправе устно сообщать министру (лицу, временно исполняющему его обязанности) о решениях, принятых Экспертным советом.
6.7. Решения Экспертного совета по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов членов Экспертного совета, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Экспертного совета либо его заместителя, председательствующего на заседании.
6.8. Ведение документации, координацию организационно-технической деятельности и подготовку заседаний Экспертного совета осуществляет ответственный секретарь Экспертного совета.
6.9. Внутренние процедуры, определяющие порядок обращения в Экспертный совет, объем и состав материалов, представляемых на экспертную оценку, сроки и способы его рассмотрения, а также содержание и состав документов, оформляемых Экспертным советом по результатам анализа представленной информации, определяются регламентом работы Экспертного совета, который утверждается на заседании Экспертного совета.
Состав Экспертного совета МЧС России
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Экспертная область |
Организация |
Председатель Экспертного совета
| |||
1. |
Воробьев Юрий Леонидович |
Стратегическое планирование и управление. Чрезвычайное планирование. Антикризисное управление. Управление рисками |
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации |
Заместители председателя Экспертного совета
| |||
2. |
Цаликов Руслам Хаджисмелович |
Стратегическое планирование и управление. Чрезвычайное планирование. Управление природными и техногенными рисками |
МЧС России |
3. |
Пучков Владимир Андреевич |
Стратегическое планирование и управление |
МЧС России |
4. |
Акимов Валерий Александрович |
Природная и техногенная безопасность |
Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России |
Члены Экспертного совета
| |||
5: |
Абросимов Николай Васильевич |
Стратегическое планирование и управление |
Администрация Президента Российской Федерации |
6. |
Аникеев Владимир Васильевич |
Экология |
Российская независимая экологическая экспертиза |
7. |
Анфимов Николай Апполонович |
Инженерная наука в военных технологиях |
Центральный научно-исследовательский институт машиностроения |
8. |
Афиногенов Дмитрий Александрович |
Комплексная безопасность. Стратегическое планирование и управление |
Совет Безопасности Российской Федерации |
9. |
Беднорук Сергей Евстафьевич |
Гидрология |
Федеральное государственное предприятие "Центр росрегистра гидротехсооружений" |
10. |
Болов Владислав Рамазамович |
Геология, геоморфология |
Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Центр "Антистихия") |
11. |
Большов Леонид Александрович |
Ядерная безопасность. Ядерная физика |
Институт развития атомной энергетики РАН |
12. |
Борщ Сергей Васильевич |
Метеорология |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
13. |
Бренчук Михаил Михайлович |
Юриспруденция |
Институт государственного права РАН |
14. |
Бритков Владимир Борисович |
Системный анализ, электронные ресурсы |
Институт системного анализа Российской академии наук |
15. |
Быков Андрей Александрович |
Анализ риска |
Российское научное общество анализа риска |
16. |
Владимиров Виктор Алексеевич |
Радиационная и химическая безопасность |
Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России |
17. |
Гончаров Сергей Федорович |
Медицина катастроф, травматология, токсикология, ожоговая медицина |
Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" |
18. |
Кикилидзе Зураб Ильич |
Психология, психиатрия катастроф |
Институт судебной медицины им. Сербского |
19. |
Копылов Николай Петрович |
Пожарная безопасность |
Федеральное государственное учреждение "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно - исследовательский институт противопожарной обороны МЧC России" |
20. |
Коровин Георгий Николаевич |
Лесная и сельскохозяйственная безопасность |
Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов и сельского хозяйства |
21. |
Котляков Владимир Михайлович |
Гляциология |
Институт географии РАН |
22. |
Кудишин Юрий Иванович |
Безопасность зданий и сооружений |
Московский государственный строительный университет |
23. |
Кузнецов Игорь Васильевич |
Прогноз кризисов. Социоэкономика. Сейсмика |
Международный институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН |
24. |
Легошин Андрей Данатович |
Спасательные технологии |
МЧC России |
25. |
Лопота Валентин Александрович |
Космос. Астрономия |
Российская космическая корпорация "Энергия" |
26. |
Малинецкий Георгий Геннадьевич |
Математика, математическое моделирование, системный анализ, синергетика |
Институт прикладной математики им. Келдыша РАН |
27. |
Мажутов Николай Андреевич |
Безопасность промышленных объектов |
Институт машиноведения Российской академии наук |
28. |
Николаев Алексей Всеволодович |
Геофизика |
Институт физики земли РАН |
29. |
Никулин Владимир Васильевич |
Горное дело, горноспасательные, газоспасательные технологии |
Центр аварийно-спасательных формирований г. Новомосковск |
30. |
Онищенко Геннадий Григорьевич |
Биологическая безопасность, инфекционная безопасность, санитарная безопасность |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
31. |
Осипов Виктор Иванович |
Природная безопасность, геоэкология |
Научно-исследовательский институт геоэкологии РАН |
32. |
Останков Владимир Иванович |
Военная безопасность, стратегическая стабильность, миротворческая деятельность |
Центр военно-стратегических исследований Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации |
33. |
Паули Виктор Павлович |
Безопасность в области энергетики |
Российское акционерное общество "Единые энергетические системы России" |
34. |
Порфирьев Борис Николаевич |
Социально - экономические и кредитно-финансовые системы |
Институт экономики РАН |
35. |
Решетников Михаил Михайлович |
Психоаналитика, психология |
Восточно-европейский институт психоаналитики |
36. |
Римашевская Наталья Михайловна |
Демография |
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН |
37. |
Рогожин Евгений Александрович |
Сейсмология, вулканология |
Институт физики Земли РАН |
38. |
Розинов Владимир Михайлович |
Педиатрия катастроф |
Научно-исследовательский институт педиатрии PAМH |
39. |
Семечкин Андрей Евгеньевич |
Безопасность на железнодорожном транспорте |
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта |
40. |
Син Александр Филлипович |
Горноспасательные технологии |
Военная горноспасательная часть |
41. |
Фролов Константин Васильевич |
Техногенная безопасность |
Рабочая группа при Президенте Российской академии наук по анализу рисков и проблем безопасности |
42. |
Черешнев Валерий Александрович |
Иммунология |
Уральское отделение РАН |
43. |
Чуков Владимир Семенович |
Технологии жизнеобеспечения, выживания |
Ассоциация полярников России. Экспедиционный центр Арктики и Антарктики "Полюс" |
44. |
Шилин Юрий Константинович |
Информационные, связные технологии |
Московский институт радиотехники электроники и автоматики (университет), Московский технический университет систем управления, Закрытое акционерное общество "АТЭ С" |
45. |
Юлдашев Рустем Турсунович |
Международные отношения. Международные организации |
Московский государственный университет международных отношений |
Ответственный секретарь Экспертного совета
| |||
46. |
Бессмертный Андрей Григорьевич |
Общее планирование |
МЧС России |
Секретарь Экспертного совета
| |||
47. |
Самолевский Сергей Витальевич |
Общее планирование |
МЧС России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертный совет МЧС России образован для поддержки деятельности МЧС РФ при подготовке и принятии решений в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эту функцию он осуществляет только по запросу министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или лица, временно исполняющего его обязанности. Экспертный совет действует на общественных началах.
В состав Экспертного совета входят: председатель Экспертного совета; заместители председателя Экспертного совета; члены Экспертного совета. Экспертный совет формируется из представителей общественных и научных организаций, а также ученых и специалистов по направлениям их профессиональной и научной деятельности, определенных МЧС России. В своей работе Экспертный совет предполагает два основных режима функционирования: повседневная деятельность; режим запроса на экспертную оценку. Основной формой деятельности Экспертного совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. По рассмотренным вопросам Экспертный совет простым большинством голосов принимает решения, которые носят рекомендательный характер. Кроме того, определены задачи, принципы деятельности, а также права и обязанности Экспертного совета.
Положение об Экспертном совете Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. приказом МЧС РФ от 21 июня 2007 г.)
Текст положения опубликован в журнале "Пожарное дело", октябрь 2007 г., N 10