Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 сентября 2020 г. N Ф10-3291/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А62-5304/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Селивончика А.Г. и Афанасьевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лисицыной О.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2019 по делу N А62-5304/2019 (судья Печорина В.А.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" (г. Москва, ИНН 7704228075, ОГРН 1027700050278) к Администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (Смоленская область, д. Кощино, ИНН 6714026206, ОГРН 1056735021716) третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Кощино" (Смоленская область, д. Кощино ИНН 6714028323, ОГРН 1076714002452) о взыскании задолженности по оплате электроэнергии за март 2019 года в сумме 54 518 рублей 42 копеек, пени, начисленной на задолженность в сумме 54 518 рублей 42 копеек, начисленной за период с 19.04.2019 по дату фактического погашения задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" (далее по тексту - гарантирующий поставщик, истец, АО "АтомЭнергоСбыт") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее по тексту - администрация, ответчик) о взыскании задолженности по оплате электроэнергии за март 2019 года в сумме 54 518,42 рубля, пени, начисленной на задолженность в сумме 54518,42 рубля, начисленной за период с 19.04.2019 по дату фактического погашения задолженности.
Определением Арбитражного суда Смоленской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Кощино" (далее по тексту - ООО "Коммунальные системы "Кощино").
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2019 в удовлетворении исковых заявлений отказано.
АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2019 по делу N А62-5304/2019, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы ссылается на то, что ответчик не оспаривает факт, что спорные объекты коммунальной инфраструктуры являются муниципальной собственностью администрации.
Апеллянт полагает, что спорное имущество в нарушение закона не было передано ответчиком на основании концессионных соглашений, заключаемых по результатам конкурса, следовательно, по мнению заявителя жалобы, договоры аренды, заключенные между администрацией и ООО "Коммунальные системы "Кощино" ничтожны, что влечет невозможность предъявления истцом требований по оплате электрической энергии к ООО "Коммунальные системы "Кощино".
Заявитель жалобы также полагает, что использование имущества ООО "Коммунальные системы "Кощино" в отсутствие законных на то оснований и в отсутствие договора энергоснабжения не влечет правовых последствий в виде возникновения обязанности для ООО "Коммунальные системы "Кощино" по оплате электрической энергии, потребленной на объектах, находящихся в собственности муниципального образования.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.07.2017 между АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Коммунальные системы "Кощино" был заключен договор энергоснабжения N 6710100872, согласно которого АО "АтомЭнергоСбыт" обязалось осуществить продажу Обществу электрической энергии (мощности) на следующие энергопотребляющие объекты (приложение к договору N 3): Артскаважина N 6, д. Замятлино; Артскаважина N 5 д. Гевино; Артскаважина N 4 д. Муравщина; Артскаважина N 3 д. Немчино.
Указанные объекты энергоснабжения были переданы ООО "Коммунальные системы "Кощино" на основании договора аренды N 12 от 08.12.2015, заключенному между обществом и администрацией Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
31.12.2018 между АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Коммунальные системы "Кощино" заключено дополнительное соглашение к договору N 6710100872, которым указанные точки поставки исключены из выше указанного договора.
Поставка электрической энергии в марте 2019 года осуществлялась истцом на энергопотребляющие объекты, находящиеся в муниципальной собственности. Оферта договора энергоснабжения N 6710100847 с включением спорных точек поставки электроэнергии направлена в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением, однако указанный договор администрацией подписан не был.
Ссылаясь на обязанность органа местного самоуправления в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) осуществлять содержание принадлежащего муниципальному образованию имущества, истец направил администрации претензию об уплате задолженности по электроэнергии в объеме, потребленном спорными объектами при оказании коммунальных услуг по водоснабжению населению сельского поселения.
Указанная претензия оставлена администрацией без удовлетворения, в связи с чем гарантирующий поставщик обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что ООО "Коммунальные системы "Кощино" фактически владело объектами коммунальной инфраструктуры, использовало их в своей производственной деятельности, собирало плату с населения за оказанные коммунальные услуги и, как следствие, потребляло электроэнергию, необходимую для оказания услуг по водоснабжению.
Суд первой инстанции исходил также из того, что факт осуществления деятельности по водоснабжению и потребления электроэнергии в процессе указанной деятельности непосредственно арендатором спорных объектов (ООО "Коммунальные системы "Кощино"), в связи с чем обязанность по оплате коммунального ресурса возникает у лица, непосредственно его использующего вне зависимости от оформления такого права пользования.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выше выводами суде первой инстанции, по следующим основаниям.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного суда РФ N 30 от 17.02.1998 отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. Дата начала исполнения обязательств гарантирующим поставщиком по договору купли-продажи электрической энергии (мощности), договору энергоснабжения определяется в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков. В случае отсутствия у лица, обратившегося за заключением договора купли-продажи электрической энергии (мощности), договора энергоснабжения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств такое лицо, а также действующая от своего имени или от имени указанного лица и в его интересах энергосбытовая организация не вправе требовать от гарантирующего поставщика заключение договора купли-продажи электрической энергии (мощности), договора энергоснабжения.
Согласно абзацу 4 пункта 34 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, потребитель, имеющий намерение заключить договор энергоснабжения, представляет документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора. Исходя из смысла указанных норм материального права, абонентом по договору энергоснабжения является лицо, владеющее на законном основании энергопринимающим устройством, которое присоединено к сетям энергоснабжающей организации.
ООО "Коммунальные системы "Кощино" оказывало с помощью эксплуатации спорных объектов услуги по водоснабжению, водоотведению и отоплению на территории муниципального образования Кощинское сельское поселение.
Как уже установлено выше, спорные объекты, находящиеся в муниципальной собственности были переданы ООО "Коммунальные системы "Кощино" на основании договора аренды, тогда как, в соответствии с требования закона должны были быть переданы на основании концессионного соглашения.
В силу частей 1, 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры.
При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.
Аналогичные требования в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в частях 1, 3, 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.
В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти, и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.
Использование имущества ООО "Коммунальные системы "Кощино" в отсутствие законных на то оснований и в отсутствие договора энергоснабжения, заключенного ООО "Коммунальные системы "Кощино" с истцом, не влечет вопреки доводам администрации правовых последствий в виде возникновения обязанности для ООО "Коммунальные системы "Кощино" по оплате электрической энергии, потребленной на объектах, находящихся в собственности муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Эксплуатация самих объектов ООО "Коммунальные системы "Кощино" с учетом ничтожности договоров аренды не породило право пользования имуществом в соответствии со статьей 606 ГК РФ, и в силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ право пользования нельзя считать предоставленным и возникшим.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что спорные объекты находятся в муниципальной собственности, АО "АтомЭнергоСбыт" направляло ответчику оферту контракта энергоснабжения. Администрация договоры не подписала.
Следует также учитывать, что 31.12.2018 между АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Коммунальные системы "Кощино" заключено дополнительное соглашение к договору энергоснабжения N 6710100872, которым спорные точки поставки исключены из выше указанного договора.
Таким образом, ООО "Коммунальные системы "Кощино" и истец выразили отсутствие волеизъявления на наличие каких-либо договорных отношений по энергоснабжению указанных объектов.
В отсутствие договора между арендатором недвижимого имущества и ресуроснабжающей организацией обязанность по оплате поставленного ресурса возлагается на лицо, обладающее вещным правом на недвижимое имущество (Определение Верховного суда Российской Федерации от 01.03.2017 N 303-ЭС16-15619).
На основании изложенного, в связи с отсутствием каких-либо правовых оснований для использования имущества иными лицами, гарантирующий поставщик обоснованно предъявил требования об оплате коммунального ресурса собственнику спорных объектов.
Указанная правовая позиция по делу с аналогичными фактическим обстоятельствами изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.07.2019 по делу N А62-243/2018.
Истец свои обязательства по поставке электрической энергии исполнил надлежащим образом. Сведений о наличии со стороны ответчика претензий по качеству и количеству полученной энергии суду не представлено.
Из представленных в материалы дела документов следует, что, объем поставленной электроэнергии определен истцом на основании акта приёма-передачи электроэнергии за март 2019 года.
Размер задолженности администрацией не оспорен, контррасчет не представлен, так же как и доказательства погашения задолженности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании задолженности в размере 54 518,42 руб.
Истцом также заявлена к взысканию законная неустойка, начисленная за период с 19.04.2019 по 30.04.2019 (на долг за март 2019 года), в сумме 169,01 руб. (, законная неустойка, на сумму задолженности 54 518,42 руб. начисленная с 01.05.2019 по дату фактического исполнения обязательства в соответствии со статьей 37 ФЗ "Об электроэнергетике".
Ответчик предъявленные пени не оспорил, контрсчет не представил.
Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Однако учитывая положения статьи 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", и постановление Правительств Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", суд апелляционной инстанции полагает возможным удовлетворить требования истца о взыскании неустойки только за период с с 19 апреля 2019 по 05 апреля 2020 года.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции удовлетворяет требования истца о взыскании пени за период с 19 апреля 2019 по 05 апреля 2020 года в сумме 3 518 рублей 25 коп.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, с администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в пользу АО "АтомЭнергоСбыт" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления и апелляционной жалобы в сумме 5 188 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24 декабря 2019 года по делу N А62-5304/2019 отменить.
Взыскать с администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в пользу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" задолженность в сумме 54 518 рублей 42 коп., пени за период с 19 апреля 2019 по 05 апреля 2020 года в сумме 3 518 рублей 25 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5 188 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5304/2019
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт", АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЩИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Коммунальные системы "Кощино"