г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А21-7142/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Бурденкова Д.В.
судей Аносовой Н.В., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бойко К.Б.
участвующие в деле лица: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37971/2019) Администрации МО "Янтарный городской округ" Калининградской области на определение Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2019 по делу N А21-7142/2015 (судья Е.В. Ковалев), принятое
по заявлению конкурсного управляющего МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ" Бурагина А.Г. о привлечении Администрации МО "Янтарный городской округ" Калининградской области к субсидиарной ответственности по обязательствам должника,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 27.09.2016 Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети" муниципального образования "Янтарный городской округ" (далее - МУП "Коммунальные сети", должник, Предприятие) признано несостоятельны (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Бурагин Анатолий Геннадьевич.
Сообщение о введении процедуры конкурсного производства в отношении должника опубликованы в газете "Коммерсантъ" 08.10.2016 N 187.
В рамках процедуры конкурсного производства, 17.07.2017 конкурсный управляющий МУП "Коммунальные сети" Бурагин А.Г. обратился с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности Муниципального образования "Янтарный городской округ" (далее - Администрация) и взыскании за счет муниципальной казны 22287314,07 руб. со ссылкой на положения статей 61.11, 61.16. Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). При рассмотрении дела заявленные требования были уточнены, заявитель сослался на пункт 4 статьи 10 Закона о банкротстве. В обоснование заявления его податель сослался на то, что Администрация являлась единственным учредителем Предприятия и ответственна за формирование его активов. Тем не менее, Администрацией прекращены полномочия руководителя организации с 10.03.2015, иной руководитель не назначен, что является злоупотреблением правом со стороны. Предприятие не ведет хозяйственной деятельности с мая 2015, о чем было известно его учредителю. В 2012 - 2014 годах, темпы роста кредиторской задолженности не покрывались суммой полученной выручки и дебиторской задолженности. С марта 2015 года сотрудники на Предприятии отсутствуют. Заработная плата с 2011 взыскивается на основании судебных приказов. Активы предприятия МУП "Коммунальные сети" в марте 2015 изъяты и переданы Администрацией вновь созданному МУП "ЭО "Янтарный". За должником не была надлежащим образом осуществлена регистрация права хозяйственного ведения в отношении переданного ему имущества.
Муниципальное образование "Янтарный городской округ" привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Определением суда от 13.03.2018 заявление конкурсного управляющего удовлетворено, признано наличие обстоятельств для привлечения Администрации к субсидиарной ответственности. Производство по обособленному спору приостановлено до окончания расчетов с кредиторами.
Определением суда от 06.09.2019 возобновлено производство по заявлению конкурсного управляющего МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ" Бурагина А.Г. о привлечении Администрации МО "Янтарный городской округ" Калининградской области к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
На основании определения суда от 13.03.2018 об удовлетворении заявления конкурсного управляющего о привлечении Администрации Муниципального образования "Янтарный городской округ" к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ" конкурсным управляющим 06.06.2018 было опубликовано в ЕФРСБ и направлено в адрес конкурсных кредиторов сообщение о праве выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к ответственности.
В соответствии с информацией, содержащейся в Отчете о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности, уступку кредитору части требования в размере своих требований, выбрали следующие кредиторы:
-ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области на сумму 6 133 405,29 руб.;
- ООО "КД Сервис" на сумму 5 743 855,73 руб.;
- ОАО "Янтарьэнергосбыт" на сумму 5 122 884,19 руб. Остальные кредиторы выбрали взыскание задолженности по своим требованиям в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Определением от 03.12.2019 суд взыскал с Администрации муниципального образования "Янтарный городской округ" Калининградской области в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам должника 21 581 894,33 руб. В порядке процессуального правопреемства произвел замену взыскателя с МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ" в рамках обособленного спора о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности на:
- ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области на сумму 6 133 405,29 руб.;
- ООО "КД Сервис" на сумму 5 743 855,73 руб.;
- ОАО "Янтарьэнергосбыт" на сумму 5 122 884,19 руб.
Выдал ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области, ОАО "Янтарьэнергосбыт", ОО "КД Сервис" исполнительные листы с указанием размера и очередности погашения требований в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве. Выдал исполнительный лист на имя МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ" по делу о банкротстве как взыскателя на сумму 4 581 749,12 руб.
Администрация, не согласившись с указанным определением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 03.12.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о взыскании с Администрации в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам должника 21 581 894 руб. 33 руб. В обоснование апелляционной жалобы ее податель отмечает, что размер вреда причиненного имущественным правам кредиторов по основаниям (вине контролирующего должника лица) не превышает размера не переданного в хозяйственное ведение должника имущества стоимостью 100 000 руб. Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности контролирующего должника лица, если будет установлено, что размер вреда причиненного имущественным правам кредиторов по вине контролирующего должника лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет контролирующего должника лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий Бурагин А.Г. просит определение от 03.12.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
АО "Янтарьэнергосбыт" в отзыве на апелляционную жалобу просит определение от 03.12.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Управление ФНС по Калининградской области в отзыве на апелляционную жалобу просит определение от 03.12.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 266-ФЗ) рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 266-ФЗ, которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ.
Поскольку обстоятельства, которые конкурсный управляющий указал в качестве основания для привлечения Администрации к субсидиарной ответственности, возникли в 2005-2006 годах, к спорным отношениям подлежат применению положения пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Вместе с тем предусмотренные Законом о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ процессуальные нормы о порядке рассмотрения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности подлежат применению судами после 01.07.2017 независимо от даты, когда имели место упомянутые обстоятельства или было возбуждено производство по делу о банкротстве.
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", изложенный в резолютивной части определения о приостановлении производства по делу вывод суда о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности является общеобязательным (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что исключает повторную проверку этого вывода после возобновления производства по обособленному спору на основании абзаца первого пункта 9 статьи 61.16 Закона о банкротстве.
Из материалов дела следует, что наличие оснований для привлечения Администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам должника установлено вступившим в законную силу определением суда первой инстанции от 13.03.2018. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в результате действий контролирующего должника лица - Администрации, приведших к невозможности погашения требований кредиторов: должник был лишен основных средств, что не позволило ему в дальнейшем осуществлять хозяйственную деятельность и выполнить свои обязательства перед кредиторами; должник привлек заемные денежные средства на реконструкцию, принадлежащих Администрации инженерных сетей, затраты возмещению не подлежат, что явилось сделкой на заведомо невыгодных условиях; на момент заключения кредитного договора не был сформирован уставный фонд Предприятия, гарантирующий интересы кредиторов и у должника отсутствовали активы (учредитель имуществом не наделил), способные обеспечить исполнение обязательств по этому договору. Выявленные конкурсным управляющим и включенные в инвентаризацию основные средства должника были приобретены должником позже заключения кредитного договора. Транспортные средства приобретены по договору купли-продажи от 03.09.2007, нежилое помещение по договору о передачи в хозяйственное ведение - 24.03.2014. Кредитный договор, с одобрения учредителя должника, заключался с нарушением принципов добросовестности и разумности, на заведомо невыгодных условиях и с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом, способствовал возникновению кризисной ситуации, ее развитию и переходу в стадию объективного банкротства. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2010 по делу N А21- 14887/2009 взыскано с МУП "Коммунальные сети" в пользу Акционерного банка "Сетевой Нефтяной Банк" 5000000 руб. основного долга, 703 835 руб. 73 коп. процентов, 40 020 руб. расходов по госпошлине. В дальнейшем, требования АБ "Сетевой Нефтяной Банк" были включены в реестр требований кредиторов МУП "Коммунальные сети" в полном объеме, что свидетельствует о том, что должник был неспособен исполнить обязательства перед кредиторами уже в 2009 году. У МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ"" собственные активы не покрывают долговые обязательства. Начиная с марта 2015 года у МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ" началось изъятие имущества в муниципальную казну, что привело к невозможности осуществления Предприятием хозяйственной деятельности и ее прекращению, и как следствие, невозможностью рассчитаться с кредиторами. Сведения об увольнении бывшего директора Предприятия Лысенко Н.В. не были внесены в ЕГРЮЛ. Таким образом, с марта 2015 года Администрация не предпринимала никаких мер для стабилизации ситуации.
Таким образом, обжалуемым судебным актом установлен только размер субсидиарной ответственности, фактические обстоятельства спора установлены ранее судебным актом, обязательным для арбитражного суда при рассмотрении настоящего спора.
В определении суда от 13.03.2018 к спорным отношениям были применены положения статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ, следовательно, и при определении размера ответственности Администрации суд обоснованно исходил из положений статьи 10 Закона о банкротстве в редакции названного закона.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 73-ФЗ) размер субсидиарной ответственности, устанавливается исходя из разницы между определяемым на момент закрытия реестра размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и размером удовлетворенных требований кредиторов на момент приостановления расчетов с кредиторами или исполнения текущих обязательств должника в связи с недостаточностью имущества должника, составляющего конкурсную массу.
В реестр требований кредиторов МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ" по состоянию на 19.05.2017 (реестр закрыт 20.11.2016) включены требования кредиторов на общую сумму в размере 21 376 612,02 руб. (Приложение N 28 к заявлению конкурсного управляющего о привлечении учредителя должника к субсидиарной ответственности от 25.05.2017).
Общий остаток непогашенной текущей задолженности, включенный в реестр требований кредиторов МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ" по текущим платежам по состоянию на 26.11.2019 (Приложение N 1 к заявлению конкурсного управляющего об уточнении размера заявленных требований от 25.11.2019) составлял 198 747,30 руб., при это на погашение текущей задолженности было направленно 2 197 291,93 руб. поступивших в ходе конкурсного производства от реализации имущества Должника.
При этом, в реестре требований кредиторов МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ" по текущим платежам по состоянию на 26.11.2019 не были отражена текущая задолженность перед уполномоченным органом в размере 6 534,01 руб.
Соответственно, размер субсидиарной ответственности Администрации МО "Янтарный городской округ", по пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве, за действия (бездействия) совершенные в 2005 -2006 годах, составляет 21 581 894, 33 руб. (21 376 612,02 + 198 747,30 + 6 534,01).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размер субсидиарной ответственности Администрации составляет 21 581 894, 33 руб.
Доводы подателя жалобы об отсутствии оснований для привлечения Администрации к субсидиарной ответственности отклоняются судом апелляционной инстанции как не подлежащие оценке в рамках рассматриваемого спора в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вправе уменьшить размер ответственности контролирующего должника лица, если будет установлено, что размер вреда причиненного имущественным правам кредиторов по вине контролирующего должника лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет контролирующего должника лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2019 по делу N А21-7142/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Бурденков |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7142/2015
Должник: МУП "Коммунальные сети" МО "Янтарный городской округ"
Кредитор: АО "Калининградский янтарный комбинат", АО "Янтарный Ювелирпром", ГУ ОПФР по Калининградской области, ЗАО Агенство по страхованию вкладов К/у АБ СНБ, ОАО "Янтарьэнергосбыт", ОАО АКБ "Инвестбанк", ФГКУ "УВО ВНГ России по Калининградской области", ФГКУ УВО УМВД РФ по К/О, Федеральная налоговая служба
Третье лицо: А/у Бурагин А. Г., А/у Бурагин А.Г., А/у Крюкова М. А., А/у Крюкова Мария Андреевна, Крисковец Виктор Иванович, МИФНС N10 по К/о, НП АУ " Солидарность ", ООО "КД Сервис", ПАО "Сбербанк России", Пуговкина Надежда Сергеевна, Управление пенсионнного фонда в Светлогорском районе Калининградской области, УФНС РФ по К/о
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2015/2022
24.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35631/2021
09.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8072/2021
28.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37971/19
10.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2010/19
12.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17488/18
19.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15566/18
14.12.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27429/18
26.09.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7284/17
26.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20422/18
30.05.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9147/18
20.02.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7142/15
14.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-260/18
08.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16771/17
07.02.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30086/17
28.11.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28081/17
21.11.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26261/17
07.09.2017 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22710/17
26.06.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7142/15
18.05.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7284/17
27.09.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7142/15
02.09.2016 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7142/15
02.12.2015 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7142/15