г. Вологда |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А05-13665/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 февраля 2020 года по делу N А05-13665/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комиимпэкс" (ОГРН 1151101000368, ИНН 1101008777; адрес: 169243, Республика Коми, Удорский район, поселок Солнечный, улица Промышленная, дом 23; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части лесного участка арендуемого обществом на основании договора аренды лесного участка от 01.07.2016 N 1956, в отношении квартала 181 выдел 37 (защитные леса, акт от 13.09.2019 N 24-06-02-02-01) и квартала 12 выдел 46 (эксплуатационные леса, акт от 13.09.2019 N 24-06-02-02-02) Гавриловского участкового лесничества ГКУ Архангельской области "Выйское лесничество" и невнесении документированной информации в государственный лесной реестр, об обязании внести документированную информацию в государственный лесной реестр в отношении квартала 181 выдел 37 (защитные леса, акт от 13.09.2019 N 24-06-02-02-01) и квартала 12 выдел 46 (эксплуатационные леса, акт от 13.09.2019 N 24-06-02-02-02).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 февраля 2020 года заявленные требования удовлетворены, с министерства в пользу общества взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанный с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. Полагает, что данный акт может составляться только в период проведения таксации лесов. Считает, что в случае давности материалов лесоустройства в пределах более 10 - 15 лет необходимо проведение таксации лесов в соответствии с порядком, установленным Лесоустроительной инструкцией. Указывает на то, что общество, обращаясь с требованием принять акты несоответствия в данные государственного лесного реестра, выбрало ненадлежащий способ защиты своих прав. Также считает, что для внесения изменений в договор аренды следует проводить таксацию лесов, а не корректировку материалов лесоустройства.
Общество в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество является арендатором лесного участка для целей заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка от 01.07.2016 N 1956, заключенного с министерством.
Согласно пункту 1.1. договора, по настоящему договору арендодатель, действующий в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ и со статьями 29, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), на основании Протокола о результатах аукциона от 17.06.2016 N 3-16/2, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, площадью 62 048 га в Гавриловском участковом лесничестве Выйского лесничества Верхнетоемского района Архангельской области в целях заготовки древесины.
Срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет.
Приложением 3 к договору обществу установлены разрешенные объемы заготовки древесины.
Общество с привлечением представителя Выйского лесничества произвело натурные обследования части арендованного лесного участка. По результатам натурных обследований составлены акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 13.09.2019 N 24-06-02-02-01, 24-06-02-02-02.
Письмом от 25.10.2019 N 92, полученным министерством 28.10.2019, составленные по результатам натурного обследования акты направлены министерству для внесения данных в государственный лесной реестр.
Вместе с тем письмом от 26.11.2019 N 204-05-23/10819 министерство вернуло акты без проведения учета в государственном лесном реестре, указав в этом письме, что такой акт может составляться только в период проведения таксации лесов, а в случае давности материалов лесоустройства в пределах более 10 - 15 лет необходимо проведение таксации лесов в соответствии с порядком, установленным Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция).
Не согласившись с бездействием министерства, выразившимся в уклонении от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию арендуемого лесного участка и невнесении сведений в указанный реестр, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое бездействие не соответствующим требованиям законодательства.
Апелляционная коллегия согласна с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, при этом проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, определенных договором аренды лесного участка.
В разделе "Сведения о лесном участке" приводится следующая информация: распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса; таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного пересчета или натурного обследования).
Раздел "Заготовка древесины" содержит сведения о возрасте рубок и возрасте спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов; установленном объеме заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины.
В силу части 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
При подтверждении возможности заготовки иного объема древесины арендатор вправе в установленном порядке инициировать внесение изменений в договор аренды.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя таксацию лесов.
В соответствии со статьей 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 5 Лесоустроительной инструкции таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Пунктом 31 указанной Инструкции предусмотрена периодичность проведения таксации лесов, которая составляет 10 лет (по первому таксационному разряду), 15 лет (по второму и третьему таксационным разрядам), 20 лет (для резервных лесов). Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32 Лесоустроительной инструкции).
Актами несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в отношении квартала 181 выдел 37 и квартала 12 выдел 46, расположенных в Гавриловском участковом лесничестве Выйского лесничества от 13.09.2019 N 24-06-02-02-01, 24-06-02-02-02 подтверждается, что в ходе натурного обследования выявлены несоответствия основных таксационных показателей нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией, а именно общий запас древесины больше, чем по материалам государственного лесного реестра от 2005 года.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр является систематизированным сводом информации о лесах, отражает актуальную и достоверную информацию о состоянии лесных участков. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляется на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утвержден Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Приказ N 496).
Согласно пункту 2.1 Приказа N 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие акты: о внесении документированной информации в государственный лесной реестр; об изменении документированной информации государственного лесного реестра; о несоответствии данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Как указано в пункте 4.3 Приказа N 496, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом, не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
Как верно указал суд первой инстанции, общество как арендатор лесного участка вправе инициировать процедуру внесения министерством, выполняющим в данном случае функции уполномоченного органа публичной власти, изменений в документированную информацию государственного лесного реестра при обнаружении несоответствий существующих данных государственного лесного реестра фактическим натурным характеристикам лесных участков.
Государственный лесной реестр, являясь публичным и открытым сводом документированной информации о лесах, должен содержать актуальную и достоверную информацию, обеспечение этого является функцией Министерства, на которое возложена обязанность ведения реестра.
В соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282 (далее - Административный регламент), конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.
Лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации.
В случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества, лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации. Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов. Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственный орган власти не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа (пункт 2.10 Административного регламента).
Ни в ответе обществу, ни в ходе судебного разбирательства министерство претензий к актам несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 13.09.2019 N 24-06-02-02-01, 24-06-02-02-02 не предъявило.
С учетом изложенного суд первой инстанции справедливо заключил, что общество правомерно обратилась в министерство о внесении необходимых изменений в документированную информацию государственного лесного реестра.
При этом приведенные министерством доводы не могут быть приняты, поскольку в силу пункта 2.1 Приказа N 496 акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию является основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения.
Оспариваемое бездействие министерства нарушает права заявителя как арендатора лесного участка на заготовку древесины по договору аренды, поскольку лес не может быть вырублен, так как лесоустройство не проводилось 15 лет, не переводились насаждения в спелые, характеристики насаждения не менялись, что на сегодняшний день не соответствуют действительности, расчетная лесосека (ежегодный объем заготовки) из-за недостатка лесфонда не вырубается полностью, хотя арендная плата вносится вовремя и в полном объеме.
По мнению министерства, при удовлетворении требования заявителя о внесении акта несоответствия в материалы лесоустройства права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской экономической деятельности в части заготовки древесины в установленном объеме восстановлены не будут, поскольку для осуществления заготовки древесины заявителю необходимо будет в установленном порядке внести изменения в условия договора аренды (путем проведения таксации), в установленном порядке внести изменения в проект освоения или разработать новый проект освоения лесов.
Эти доводы правомерно отклонены судом, поскольку внесение соответствующих изменений в государственный лесной реестр позволит заявителю составить и согласовать новый проект освоения лесов, в соответствии с которым у заявителя появится возможность подать лесную декларацию, на основании которой осуществляется заготовка древесины.
Также при принятии решения судом верно учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 22.12.2016 N 303-КГ16-17288.
В силу вышеизложенного оснований для отказа в удовлетворении требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Несогласие министерства с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и министерством не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 февраля 2020 года по делу N А05-13665/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13665/2019
Истец: ООО "КОМИИМПЭКС"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами