Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 октября 2020 г. N Ф09-5064/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А60-58144/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Лесковец О.В., судей Зелениной Т.Л., Семенова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лоренц М.Х.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Министерства обороны Российской Федерации (Департамент имущественных отношений), на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2020 по делу N А60-58144/2019
по иску Администрации города Екатеринбурга
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838),
третьи лица: Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962), Министерство обороны Российской Федерации (Департамент имущественных отношений) (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838),
о признании права муниципальной собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Екатеринбурга (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском, требуя:
- выделить из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0708016:3, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186, земельный участок площадью 162,97 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме) в указанных в иске координатах,
- признать отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка площадью 162,97 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме), расположенного под объектом - канализационной насосной станцией по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186,
- признать права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на эту часть земельного участка.
Истец просил суд также указать, что решение является основанием для регистрации права муниципальной собственности на выделенный земельный участок и внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) о границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0708016:3 и образованного из него земельного участка площадью 162,97 кв. м. с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме) в координатах, указанных в исковом заявлении.
С учетом уточнения требований и субъектного состава лиц, участвующих в деле (ст. 46, 49 АПК РФ) иск предъявлен к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Свердловской области и Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее - Предприятие), Министерство обороны Российской Федерации (Департамент имущественных отношений), Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение).
Решением суда от 11.03.2020 исковые требования удовлетворены частично.
Из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0708016:3, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186, выделен земельный участок площадью 162,97 кв.м с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме) в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 |
398 454,09 |
1 540 855,13 |
2 |
398 453,60 |
1 540 875,04 |
3 |
398 445,42 |
1 540 874,84 |
4 |
398 445,91 |
1 540 854,93 |
1 |
398 454,09 |
1 540 855,13 |
Признано право собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на часть земельного участка площадью 162,97 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:3:ЗУ (согласно прилагаемой схеме), расположенного под объектом - канализационной насосной станцией по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186, в приведенных выше координатах.
Суд указал, что решение является основанием для регистрации права муниципальной собственности на выделенный земельный участок и внесения сведений в ЕГРН о его границах.
В остальной части исковых требований и в иске к Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Свердловской области отказано.
Третье лицо, Министерство обороны Российской Федерации (Департамент имущественных отношений), с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что Учреждение, равно как и само Министерство обороны Российской Федерации, не могут являться надлежащими ответчиками по делу, поскольку в его материалах отсутствуют доказательства отнесения спорных земель к землям Вооруженных сил Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается также на то, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0708016:3 никогда не принадлежал Учреждению, а материалы дела не подтверждают доводы истца об обращении в Учреждение, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Росимущества в Свердловской области с заявлением о согласовании границ земельного участка.
Администрация против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, обращает внимание на то, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0708016:3 было зарегистрировано на основании п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", соответственно, по его мнению, Российская федерация в лице Учреждения является надлежащим ответчик.
Третье лицо, Предприятие, в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о судебном процессе (ст. 121, 123, 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, было установлено судом первой инстанции, в собственности муниципального образования "город Екатеринбург" находится здание канализационной насосной станции общей площадью 11,7 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0708016:429 и адресом: Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186.
В соответствии с решением Комитета по управлению городским имуществом (далее - Комитет) Администрации от 16.04.2001 N 736, распоряжением Председателя Комитета от 10.06.2011 N 455/02-ро данная станция передана Предприятию на праве хозяйственного ведения.
Канализационная насосная станция расположена на земельном участке общей площадью 2063 кв. м с кадастровым номером 66:41:0708016:3.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0708016:3 находится в собственности Российской Федерации.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане N 96030 от 03.04.2015, необходимого для эксплуатации здания канализационной насосной станции, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 186.
Как указывает истец, Администрация совместно с Предприятием с 2014 года ведет переписку с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Учреждением по вопросу передачи земельного участка в муниципальную собственность. В ходе переписки Департамент имущественных отношений Минобороны России признает исключительное право собственника объекта недвижимости на земельный участок и сообщает, что Департамент имущественных отношений Минобороны России "готов рассмотреть вопрос безвозмездной передачи земельного участка под объектом в муниципальную собственность при наличии волеизъявления органа местного самоуправления".
Принимая во внимание данную позицию, Администрация письмом N 0121/01-18/001/685 от 01.06.2018 направила в адрес Департамента имущественных отношений Минобороны России обращение с просьбой рассмотреть возможность передачи земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером 66:41:0708016:3, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бережная, д. 18, необходимого для эксплуатации здания канализационной насосной станции, но распорядительный акт Департамента имущественных отношений Минобороны России по передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность не издан.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0708016:3 в части, расположенной под зданием канализационной насосной и необходимой для ее эксплуатации, должен находиться в муниципальной собственности, истец обратился в арбитражный суд.
Земельный участок, на который истец просит признать право собственности, не сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Однако истцом представлены сведения о площади, координатах земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего муниципальному образованию объекта недвижимости.
Соответствующие данные оспорены не были, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции руководствовался ст. 1, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 209, 212, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", разъяснениями п. 52, 53, 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11, от 17.12.2013 N 12790/13, и исходил из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; установив, что недвижимое имущество - канализационная насосная станция, с кадастровым номером 66:41:0708016:429, передана в муниципальную собственность, счел, что земельный участок, на котором она расположена, также является собственностью муниципального образования "город Екатеринбург" в силу закона.
Оснований считать конфигурацию, координаты, площадь образуемого земельного участка несоразмерной и несоответствующими площади объекта инедвижимости, суд первой инстанции не установил.
При принятии решения суд первой инстанции также учел ответ Управления Росреестра по Свердловской области N 20-19/03076 от 06.02.2020, согласно которому право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0708016:3 было зарегистрировано на основании п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне".
В связи с этим обстоятельством, в иске к Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Свердловской области было отказано.
В отношении требования о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка, расположенного под канализационной насосной станцией, суд первой инстанции отметил, что в данном случае надлежащим способом защиты нарушенного права является иск о признании права собственности.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил исходя из следующего.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 66:41:0708016:3 является Российская Федерация (выписка из ЕГРН - л.д. 23).
На данном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0708016:429, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д. 25).
Из этой же выписки следует, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 25, стр. 16), именно поэтому истец указывает координаты части земельного участка, необходимой, по его мнению, для эксплуатации объекта недвижимости.
Объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0708016:429 находится в муниципальной собственности г. Екатеринбурга, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Из ответа ФГБУ ФКП Росреестра (Филиал по УФО) от 20.01.2020 (л.д. 98-99) следует, что спорный земельный участок отнесен к землям специального назначения, его правообладателем является Российская Федерация на основании п. 4 ст. 87 ЗК РФ.
В данном ответе органа кадастрового учета имеется ссылка на регистрационную запись, которой произведена регистрация права на участок - 66-01/01-336/2004-41 от 29.10.2004.
В представленных регистрационным органом документах, содержащих соответствующую отметку о регистрации, в частности заявления от 14.10.2004 (л.д. 110) следует, что при регистрации права на участок податель сослался на п. 10 ст. 1 ФЗ "Об обороне", предусматривающей, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности, а из справки ТУ Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Свердловской области от 27.09.2004 N АЛ-3421 следует, что государственное имущество, в том числе спорный земельный участок предоставлен войсковой части N 3469.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи (ст. 71 АПК РФ), апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции верно определил надлежащего ответчика по делу, а истцом представлены необходимые и достаточные доказательства для признания права муниципальной собственности.
В данных отношениях Учреждение выступает не как балансодержатель земельного участка, а как уполномоченное на управление имуществом, находящимся в государственной собственности, лицо.
Согласно ч. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
По смыслу Вводного закона закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Частью 1 статьи 19 ЗК РФ предусмотрено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
Согласно п. 3 ст. 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Истец доказал, что муниципальное образование "город Екатеринбург" является правообладателем объекта недвижимости на земельном участке.
Как установлено ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 ст. 3.1 Вводного закона предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Образованная по координатам, указанным истцом, часть участка в силу нахождения на ней только объекта муниципальной собственности, отсутствия иных объектов недвижимости, оснований для отнесения ее к указанным критериям ст. 17 ЗК РФ и п. 1 ст. 3.1 Вводного закона, должна быть отнесена к муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание на то, что канализационная насосная станция на земельном участке находилась еще до регистрации права Российской Федерации на него (передана Предприятию в 2001 г. - л.д. 14), то, что данное имущество обеспечивает нужды Министерства обороны Российской Федерации, Учреждения, иные федеральные нужды, из материалов дела не следует, равно как и отнесение канализационной насосной станции к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N3020-1).
При этом объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов относятся согласно Постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности.
В силу ст. 1 ЗК РФ, закрепляющего принцип единства судьбы объекта недвижимости и земельного участка, истец имеет право претендовать на часть земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования.
Иная площадь, необходимая для эксплуатации канализационной насосной станции, нежели заявленная истцом по приведенным им координатам, из материалов дела не следует.
При таких обстоятельствах иск к Российской Федерации в лице Учреждения, был удовлетворен правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2020 по делу N А60-58144/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.В. Лесковец |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-58144/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5064/20
28.05.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4721/20
11.03.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-58144/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-58144/19