Тенденция криминального вторжения в сферу движимых культурных ценностей в нашей стране в последние 4-5 лет вызывает серьезное беспокойство и требует от органов культуры, внутренних дел, непосредственных держателей ценностей - музеев и библиотек, принятия действенных мер, как в части внедрения современных систем электронной защиты, так и в части совершенствования организационных мер.
К числу таких организационных мер следует отнести вопрос о возможном введении в структуру крупнейших музеев и библиотек России собственной Службы безопасности в целях организации эффективной, комплексной охраны и защиты культурных ценностей и объекта в целом, профессиональной координации и взаимодействия с государственными охранными структурами.
Подобного рода служба существует в крупнейших музеях мира (музеи Лувра, Смитсиниевский музей, США, Национальная галерея Канады и др.). Уже 2 года успешно действует Служба безопасности Государственного музея-заповедника "Царское село", осуществлена реорганизация внутримузейной охранной службы в Государственной Третьяковской галерее, идет процесс создания Службы безопасности Государственного Эрмитажа и Государственного Исторического музея.
Совместная коллегия МВД и Министерства культуры Российской Федерации, состоявшаяся в мае 1994 года (приказ от 02.06.94 г. N 181/435) "О состоянии сохранности исторического и культурного наследия народов России, мерах по активизации работы органов внутренних дел в предупреждении и раскрытии посягательств на культурные ценности", одобрила опыт работы и рекомендовала "введение в региональных художественных и историко-краеведческих музеях службы безопасности".
Создание службы безопасности в структуре музеев, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, предусмотрены Положениями о данных музеях, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Настоящим Министерство культуры Российской Федерации направляет текст примерного положения о службе безопасности и рекомендует использовать его при разработке внутреннего положения музея, библиотеки, создающих такую службу в своей структуре, с учетом специфики данного объекта.
При этом просим принять во внимание следующее:
- создание в структуре музеев и библиотек службы безопасности носит рекомендательный характер; структура и численность ее зависят от сложности объекта, объемов финансирования, выделяемого на содержание данного объекта культуры;
- в случае невозможности создания службы безопасности в структуре музея или библиотеки рекомендуем предусмотреть возможность организации региональной (территориальной) службы в структуре органа управления культуры;
- методическую и практическую помощь в создании службы безопасности можно получить в Центре по безопасности культурных ценностей Государственного научно-исследовательского института реставрации Министерства культуры Российской Федерации (Москва, ул. Гастелло, 44,тел. 268-77-79, начальник Центра Душкина Л.И.).
Приложение: на 5 л.
Заместитель Министра |
М.Е. Швыдкой |
Примерное положение
О службе безопасности музеев и библиотек Российской Федерации
I. Организационные основы службы безопасности
Настоящее положение распространяется на службу безопасности (СБ), создаваемую в учреждении культуры, хранящем художественные и исторические ценности, в первую очередь, в музеях, отнесенных к категории особо ценных объектов.
1.1. СБ создается приказом директора учреждения культуры (музея, библиотеки) как самостоятельное структурное подразделение для обеспечения безопасности хранимых и экспонируемых движимых культурных ценностей от пожаров, преступных посягательств, аварий, актов вандализма, стихийных бедствий, политических и иных общественных беспорядков, а также военных действий.
1.2. В своей работе СБ руководствуется законами Российской Федерации, решениями и нормативными актами органов государственной власти, Приказами и распоряжениями Министерства культуры Российской Федерации и директора учреждения, а также настоящим положением.
1.3. СБ возглавляется заместителем или помощником директора, назначаемым из числа лиц с высокой профессиональной и личной репутацией приказом директора учреждения по согласованию с органом, в ведении которого оно находится.
1.4. Деятельность службы безопасности осуществляется на основании годовых и перспективных планов работ, согласованных с эксплуатационными службами и заинтересованными подразделениями и утверждаемых директором.
1.5. Финансирование деятельности СБ производится за счет бюджета музея.
1.6. СБ обеспечивается площадями, инвентарем, специальными техническими средствами, энергоресурсами, средствами связи и транспорта как объект первостепенной важности в соответствии с конкретной необходимостью.
II. Основные задачи службы безопасности
Основными задачами СБ являются:
2.1. обеспечение круглосуточной охраны музея, исключающей неконтролируемое проникновение посторонних лиц на территорию и в здание;
2.2. контроль криминогенной обстановки в музее и на прилегающей территории; своевременное выявление источников опасности и быстрая их локализация;
2.3. исключение преступных посягательств на экспонаты, хищений, актов вандализма; обеспечение охраны здания и защита ценностей во время возникновения чрезвычайных ситуаций;
2.4. введение и поддержание строгого контрольно-пропускного режима допуска в рабочие помещения и хранилища;
2.5. задержание и передача правоохранительным органам нарушителей общественного порядка и преступных элементов;
2.6. обеспечение безопасности персонала и посетителей музея, организация мероприятий по эвакуации людей и ценностей;
2.7. противопожарная профилактика и обеспечение мер защиты на случай возникновения пожара и прибытия городских пожарных команд;
2.8. разработка совместно с заинтересованными службами планов усиления физической и технической укрепленности объекта, включая технические средства охраны и противопожарной автоматики; контроль за реализацией мероприятий по разработанным планам;
2.9. создание, внедрение, контроль за функционированием единой системы пожарной и охранной сигнализации, а также технических средств защиты хранимых ценностей; модернизация существующих систем охраны на базе новейших технических достижений;
2.10. контроль за правильностью эксплуатации систем жизнеобеспечения соответствующими службами и координация их повседневной деятельности сс# работой СБ; контроль за организацией работы технических служб музея по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций при нарушении строительных конструкций, повреждения инженерного оборудования и коммуникаций;
2.11. тесное оперативное взаимодействие с местными правоохранительными органами и аварийно-спасательными службами;
2.12. прогнозирование возможных последствий чрезвычайных ситуаций и отработка совместных действий всех служб и подразделений по их ликвидации; организация и руководство комиссией музея по ликвидации аварийных и стихийных бедствий, добровольной пожарной дружины, участие в работе пожарно-технической комиссии;
2.13. организация охраны ценностей при транспортировке их вне музея и при проведении временных выставок.
III. Основные функции службы безопасности
Основными функциями СБ являются:
3.1. разработка и совершенствование структуры охраны музея на основании тщательного изучения и анализа особенностей и выявления уязвимых мест охраняемых объектов, изменяющихся условий и материальных возможностей; подготовка и осуществление текущей и перспективной программ обеспечения безопасности объекта, ориентированных на постоянную модернизацию системы технических средств охраны;
3.2. подбор и укомплектование штатов подразделений охраны на контрактной основе, с учетом социальных, медицинских и профессиональных требований;
3.3. организация обучения и аттестация персонала СБ;
3.4. систематическое проведение тренировок по отработке действий всего персонала музея в экстремальных ситуациях;
3.5. выбор оптимальной системы сигнализации и мест установки приборов; организация пульта централизованного наблюдения, оснащенного всем необходимым;
обеспечение оперативного устранения нарушений, возникающих и обнаруженных в системе сигнализации и технических средствах охраны, а также допускаемых лицами, осуществляющими контроль за пропускным режимом;
3.6. обеспечение персонала охраны экипировкой и современными средствами связи; содержание помещений для оперативных и дежурных подразделений охраны, постовых будок, турникетов, бытовых помещений;
3.7. организация и контроль за порядком допуска персонала и посетителей в помещения музея;
3.8. контроль за назначением лиц, ответственных за режим и противопожарное состояние всех помещений и участков территории музея;
3.9. обеспечение совместно с техническими службами постоянного контроля за исправным состоянием технических средств охраны, средств оперативной связи, противопожарных систем;
3.10. своевременное оформление заявок на приобретение для персонала СБ всех видов материального обеспечения, а также предоставление в дирекцию обоснованных расчетов на финансирование содержания всех видов охраны и расходов на техническую укрепленность объекта;
3.11. обеспечение исправного состояния и функционирования замково-ключевого хозяйства;
3.12. сотрудничество с отечественными и зарубежными музеями с целью обмена передовым опытом организации охраны культурных ценностей;
3.13. ведение необходимой служебной документацией - вахтенных журналов, постовых ведомостей и др., фиксирующих режим работы персонала охраны, происшествия и отклонения от нормального режима деятельности музея.
3.14. Организация и участие в расследовании всех возникающих в музее случаев возгорания, преступных посягательств на хранящиеся предметы и персонал, краж или других причин гибели, порчи или хищения экспонатов и материальных ценностей; вызов представителей следственных органов, немедленное информирование вышестоящих организаций, а в случае преступных посягательств и нападений - передача соответствующих материалов в средства массовой информации с целью мобилизации широкой общественности на поиск похищенных ценностей и задержание преступников; оказание всемерной помощи правоохранительным органам в расследовании случаев преступных посягательств на экспонаты и имущество музеев, причин возникновения пожаров и т.п.; согласование с местными правоохранительными органами перечня и порядка применения дозволенных штатных средств обеспечения безопасности, а также действий по отношению к лицам, задержанным за умышленное нарушение установленных правил поведения.
3.15. Контроль за наличием в музее документации и фотофиксации экспонатов на случай передачи этих материалов при необходимости розыска и идентификации похищенных предметов.
3.16. Определение порядка и наблюдение за его соблюдением при проведении видео-, кино-, фотосъемок на территории и в помещениях учреждения.
IV. Права службы безопасности
Служба безопасности имеет право:
4.1. Не допускать в здания и на территорию музея лиц с просроченными или испорченными служебными пропусками.
4.2. Осуществлять в установленном порядке досмотр грузов, ввозимых и вывозимых из музея, а также личных сумок, портфелей, сумок, пакетов и др., вносимых и выносимых из музея сотрудниками, командированными лицами и посетителями.
4.3. Требовать от всех сотрудников и посетителей музея соблюдения правил безопасности и внутреннего распорядка, а также правил для посетителей; в случае злостного нарушения указанных правил работники охраны имеют право принять меры к задержанию нарушителей с препровождением в дежурное помещение для последующего разбирательства и составления документа о происшедшем.
4.4. В выходные дни и нерабочее время суток в отсутствие директора или лица, его замещающего, дежурный руководитель СБ возглавляет работу всех эксплуатационно-технических подразделений музея и выступает от имени директора при контактах с аварийно-спасательными службами: в это время его указания, направленные на обеспечение безопасности, при отсутствии другого сотрудника, замещающего директора, обязательны для всего персонала; в критических ситуациях по указанию руководства или в его отсутствие принимать на себя управление и брать на себя ответственность за действия всех служб и подразделений учреждения по преодолению факторов опасности;
4.5. страхование здоровья и жизни сотрудников СБ на период выполнения ими служебных обязанностей по обеспечению безопасности объекта;
4.6. материальное поощрение сотрудников, отличившихся при ликвидации или предотвращение прямой угрозы для безопасности учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработано примерное положение о службе безопасности музеев и библиотек РФ, где приведены организационные основы, основные задачи, функции и права службы безопасности.
Так, служба безопасности создается приказом директора учреждения культуры (музея, библиотеки) как самостоятельное структурное подразделение для обеспечения безопасности хранимых и экспонируемых движимых культурных ценностей от пожаров, преступных посягательств, аварий, актов вандализма, стихийных бедствий, политических и иных общественных беспорядков, а также военных действий.
В случае невозможности создания службы безопасности в структуре музея или библиотеки рекомендовано предусмотреть возможность организации региональной (территориальной) службы в структуре органа управления культуры.
Письмо Минкультуры РФ от 16 февраля 1995 г. N 01-32/16-25 "О направлении рекомендаций к разработке Положений о Службе безопасности музеев и библиотек"
Текст письма официально опубликован не был