Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 августа 2020 г. N Ф04-2934/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А46-16049/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зиченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2779/2020) Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области на решение от 06.02.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-16049/2019 (судья Чернышев В.И.), принятое по исковому заявлению Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528025059, ОГРН 1055553037770) к обществу с ограниченной ответственностью "АК "Омскагрегат" (ИНН 5503045007, ОГРН 1025500734533), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления лесного хозяйства Омской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, о взыскании 1 154 682 руб. 17 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области - Маслова А.В. (по доверенности от 25.12.2019 сроком до 31.12.2020);
от общества с ограниченной ответственностью "АК "Омскагрегат" - Малыгина О.В.
(по доверенности от 24.01.2019 сроком на 3 года);
УСТАНОВИЛ:
Администрация Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АК "Омскагрегат" (далее - ООО "АК "Омскагрегат", общество, ответчик) о взыскании 1 154 682 руб. 17 коп. задолженности по договору аренды земельного участка от 03.12.2008 N А3-20-434/2008 (далее также - договор N 2008, договор аренды земельного участка) за период с 01.04.2009 по 30.06.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - ГУЛХ Омской области) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.
Решением от 06.02.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-16049/2019 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 21 813 руб. 45 коп. задолженности за период с 04.08.2016 по 30.06.2019, в удовлетворении остальной части требований отказано. С ООО "АК "Омскагрегат" в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Администрации.
В обоснование жалобы ее податель привел следующие доводы: договор аренды между сторонами является действующим и не оспорен в установленном законом порядке, исковые требования об установлении границ земельных участков не рассматривались; местоположение границ лесного участка не согласовано, кадастровый номер в договоре аренды от 25.0.2010 N 452-д не указан, при этом в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" приоритет имеют сведения из единого государственного реестра недвижимости; наличие договорных отношений между ответчиком и ГУЛХ Омской области не создают прав и обязанностей для истца, кроме того, договор между истцом и ответчиком был заключен до договора между ответчиком и третьим лицом, а арендная плата поступает в разные бюджеты. Также истец отмечает, что в материалы дела не представлено доказательств наложения границ земельных участков и оплаты ответчиком аренды по договору с ГУЛХ Омской области за весь исковой период.
Дополнительно Администрация указывает на то, что протокол от 13.08.2019 N 14 и заключение от 24.06.2013 N 14, изготовленное Омским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг", являются недопустимыми доказательствами.
ООО "АК "Омскагрегат" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на наличие доказательств оплаты пользования земельными участками.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ООО "АК "Омскагрегат" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
От ГУЛХ Омской области поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
На основании части 1 статьи 156, части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей истца и ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.12.2008 между Омским муниципальным районом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор N 2008, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком на сорок девять лет земельные участки, относящиеся к категории земель особо охраняемых территорий, в границах Чернолучинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области: участок N 1 площадью 17 500 кв.м. с кадастровым номером 55:20:240801:2011, участок N 2 площадью 47 420 кв.м. с кадастровым номером 55:20:240801:2012, в границах указанных на прилагаемом плане, для размещения ДОЛ им. Н.Ф. Гастелло.
Согласно пункту 2.3 договора аренды земельного участка, арендатор перечисляет арендную плату в УФК по Омской области в размере, исчисляемом согласно пункту 2.1 договора и приложением к нему, ежеквартально не позднее 1-го числа текущего квартала.
Обязательства арендодателя по предоставлению земельных участков исполнены надлежащим образом, что следует из двустороннего акта приема-передачи земельного участка в аренду от 03.12.2008 (приложение к договору).
В связи с вступлением изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права и обязанности арендодателя по договору в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:240801:2011 и 55:20:240801:2012 перешли к Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области.
Указав, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязательства по внесению арендной платы, долг ответчика за период с 01.04.2009 по 30.06.2019 составил 1 154 682 руб. 17 коп. и не оплачен в ходе досудебного урегулирования спора, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Общество с предъявленными требованиями не согласилось, указав, что объектом арены являются участки, которые входят в состав земель лесного фонда и переданы ответчику на основании соответствующего договора аренды, заключенного с ГУЛХ Омской области.
Так, между ГУЛХ Омской области (арендодатель) и ООО "АК "Омскагрегат" заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 25.10.2010 N 452д (далее также - договор N 452, договор аренды лесного участка), пунктами 1.1, 1.2 которого установлено, что арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 51,8109 га, из категории земель лесного фонда, местоположение: на территории Омского муниципального района Омской области в лесотаксационных выделах NN 9, 11-20, 23-41, 45, 49 квартала N 36, лесотаксационных выделах NN 2, 4, 6-10, 35, 39, 45, 49 квартала N 37 Красноярского участкового лесничества Омской области.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался статьями 12, 309, 310, 420, 606, 607, 608, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), условиями договоров аренды и исходил из того, что площадь занимаемого ответчиком по договору аренды N 2008 земельного участка составляет 7 973 кв.м., в связи с чем последний обязан вносить установленную арендную плату исходя из данной площади.
В отсутствие доказательств ее внесения, учитывая заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности и положения статей 195, 196, 200 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Повторно рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Между сторонами спора сложились правоотношения по договору аренды земельного участка, подлежащие регулированию нормами параграфа 1 главы 34 ГК РФ (общие положения об аренде), разделом 3 части 1 ГК РФ (общие положения об обязательствах), положениями Земельного кодекса Российской Федерации, а также условиями заключенного договора.
По общим положениям, установленным в статьях 606, 614 ГК РФ, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определены договором.
Положения статей 1, 65 ЗК РФ также устанавливают принцип платности использования земли в Российской Федерации.
При этом, из положений пункта 1 статьи 1, статьи 65 ЗК РФ, статьи 424 ГК РФ и разъяснений пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует, что стороны договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, обязаны руководствоваться предписанным соответствующими нормами размером арендной платы.
В настоящем случае такие положения установлены постановлением Правительства Омской области от 28.10.2008 N 176-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области", постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 10.11.2009 N 2100-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в Омском муниципальном районе Омской области", постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 05.10.2015 N 275-п".
Факт заключения договора аренды земельных участков с кадастровым номером 55:20:240801:2011 площадью 17500 кв.м., с кадастровым номером 55:20:240801:2012 площадью 47 420 кв.м. подтверждены материалами дела и не оспаривается ответчиком, в связи с чем последний является лицом, обязанным вносить арендную плату, рассчитанной в соответствии с установленным порядком.
Между тем, по смыслу общих начал гражданского законодательства (статьи 1, 2, 8 ГК РФ), предполагающих равенство участников гражданских правоотношений, наличие прав и обязанностей, возникающих из оснований, предусмотренных договорами, законом и иными правовыми актами, норм статьи 614 ГК РФ и пункта 1 статьи 65 ГК РФ, возмещение платы за пользование имуществом предполагает однократную оплату за один и тот же период пользования имуществом.
Внесение платы за пользование землей в размере, превышающем таковую по договору или в силу закона (абзац 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ), выходит за рамки возложенного на пользователя участком обязательства (статья 307 ГК РФ), в связи с чем требование о ее взыскании, при отсутствии к тому оснований, неправомерно.
Иными словами, как отмечено судом первой инстанции, если пользование земельными участками уже оплачено пользователем, то оснований для взыскания повторной платы за те же части земельных участков и за тот же период в судебном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что по договору аренды земельных участков в пользование ответчика переданы участки для размещения ДОЛ им. Н.Ф. Гастелло.
Земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:2011 расположен по адресу: Омская область, Омский район, ДОЛ им. Гастелло, д.п. Чернолучинский, ул. Курортная, д. 9. Категория земель: земли охраняемых территорий и объектов. Вид разрешённого использования: для детского оздоровительного лагеря им. Гастелло; для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения. Границы земельного участка не установлены (выписка из единого государственного реестра недвижимости от 17.05.2019 N КУВИ-001/2019-10948082).
Земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:2012 расположен в 500 м. на юго-восток от ориентира с почтовым адресом: Омская область, Омский район, ДОЛ им. Гастелло, д.п. Чернолучинский, ул. Курортная, д. 9. Категория земель: земли охраняемых территорий и объектов. Вид разрешенного использования: для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения (выписка из единого государственного реестра недвижимости от 17.05.2019 N КУВИ-001/2019-10949232).
Из договора аренды лесного участка следует, что в пользование ООО "АК "Омскагрегат" передан лесной участок площадью 56,8109 га из земель лесного фонда в порядке статей 72, 74, 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Участок обременён имущественным комплексом детского оздоровительного лагеря, право собственности на который принадлежит ООО "АК "Омскагрегат". Участок используется для рекреационных целей (организация детского оздоровительного отдыха).
В соответствии с протоколом заседания рабочей группы по сопоставлению сведений Единого государственного реестра недвижимости и Государственного лесного реестра о земельных участках, относящихся к категории земель лесного фонда Управления Росреестра по Омской области от 13.08.2019 N 14, в ходе анализа сведений в отношении земельных участков, которые в соответствии с данными государственного лесного реестра являются лесными участки в составе земель лесного фонда, а в соответствии с данным единого государственного реестра недвижимости имеют иную категорию земель, установлено, что участки с кадастровыми номерами 55:20:040801:2011 и 55:20:040801:2012 поставлены на двойной учет, выявлено, что пересечение земельного участка с кадастровым номером 55:20:040801:2012 с землями лесного фонда составляет 81 %, а с кадастровым номером 55:20:040801:2011 составляет 100 %.
Данное обстоятельство подтверждено выпиской из государственного лесного реестра от 22.10.2019, а представленное Администрацией описание земельных участков соответствует плану лесного участка (в части) к договору аренды лесного участка и плану лесного участка, предоставленного ГУЛХ Омской области.
Также, ответчиком представлено заключение Омского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 24.06.2013, из которого усматривается пересечение границ земельного участка с землями лесного фонда.
При этом к договору аренды лесного участка представлены приложения: "Средние таксационные показатели насаждений лесного участка" и "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом участке" из которых следует наличие лесных насаждений на участке (более 300 куб.м. на гектар).
Указанные обстоятельства указывают на то, что фактическое использование земельного участка свидетельствует о его отнесении к землям лесного фонда, по данным реестра недвижимости (земельных участков) и данных реестра лесных участков, в отношении объектов аренды по договорам N N 452, 2008 имеет пересечение.
Вопреки доводам жалобы, представленные в дело доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости (статьи 67, 68 АПК РФ), и в своей совокупности свидетельствуют об обоснованности заявленных ответчиком возражений.
Заключение ФГУП "Рослесинфорг" от 24.06.2013 расценивается судом в качестве мнения специалиста и принимается в качестве иного доказательства в порядке статей 87.1, 89 АПК РФ, что соответствует разъяснениям пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства на основании представленных в дело документов, Администрацией не представлены.
Кроме того, на момент заключения договор аренды (в частности, договора аренды земельного участка) полномочия органов государственной власти дифференцированы исходя из принадлежности земель к определенной категории статьей 29 ЗК РФ (в настоящее время положение утратило силу).
В статье 8 ЗК РФ закреплен порядок перевода земель из одной категории в другую и предусмотрен перечень документов, в которых может указываться категория земель. К таким документам относятся, в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако, по смыслу пункта 2 этой же статьи, данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и статье 8 ЛК РФ земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с нормами земельного законодательства органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2 статьи 11 ЗК РФ, пункт 2 статьи 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
С момента введения в действие Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - Главное управление) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области (Положение о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденное указ Губернатора Омской области от 26.12.2007 N 143 "О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области").
Таким образом, правовые основания для распоряжения спорными земельными участками площадью больше, чем 7 973 кв.м., у Администрации после введения приведенных положений отсутствовали.
Учитывая позицию истца, судебная коллегия отмечает, что факт наложения земельных участков был выявлен до возникновения спора - заключением от 24.06.2013 N 14.
При этом на момент предоставления ответчику лесного участка (2010 год) положение пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" действовало в редакции закона от 25.12.2009, в соответствии с которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Из анализа пунктов 1 и 2 статьи 101 ЗК РФ, статей 6 (пункты 1 и 3) и 67 - 69 ЛК РФ (также действующих в момент установления наложения) следует, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Доводы со ссылкой на пункте 3 статьи 61 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не принимаются, поскольку государственным регистратором уже инициировано проведение проверки достоверности сведений, что подтверждено соответствующим протоколом от 13.08.2019 N 14.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции в том, что размер площади земельного участка, подлежащей оплате ООО "АК "Омскагрегат" за период с 01.04.2009 по 30.06.2019, составляет 7 973 кв.м., т.е. за вычетом площади лесных участков.
Выводы суда о наличии оснований для применения положений статей 195, 196, 200 ГК РФ основаны на верном применении норм права и соответствуют установленным по делу обстоятельства.
Доводов и возражений в данной части сторонами не приведено.
Расчет задолженности проверен судом апелляционной инстанции, признается арифметически верным.
С учетом изложенного, в отсутствие в материалах дела доказательств оплаты долга, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение о частичном удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы апелляционным судом не распределяются, поскольку ее податель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.02.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-16049/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16049/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОЛУЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АК"ОМСКАГРЕГАТ"
Третье лицо: Главное управление лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Омской области