г. Москва |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А40-152200/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А.Яцевой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л. Захаровым, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Бествинд"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2023 по делу N А40-152200/23-72-1253,
по заявлению ООО "Бествинд" (ОГРН: 1037700133338, ИНН: 7715160510)
к Правительству Москвы (ОГРН: 1027739813507, ИНН: 7710489036)
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
о признании недействующим пункта 52 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Айтбаева Э.Г. - по дов. от 17.10.2023; |
от заинтересованного лица: |
Геворков И.С. - по дов. от 19.07.2023; |
от третьего лица: |
Геворков И.С. - по дов. от 11.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бествинд" (далее - заявитель, общество, ООО "Бествинд") обратилось в Московский городской суда с заявлением к Правительству Москвы (далее - заинтересованное лицо) о признании недействующим пункта 52 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 10 июня 2022 года N 1060-ПП "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 3, расположенной в производственной зоне N 45 "Автомоторная" в части включения в него земельного участка с кадастровым номером ЗУ и расположенном на нем здания с кадастровым номером ОКС.
Определением Московского городского суда от 29.03.2023 материалы административного дела N 3а-5944/22 переданы для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд города Москвы и принято к рассмотрению определением последнего от 12.07.2023 с присвоением номера судебного дела А40-152200/23.
Решением арбитражного суда города Москвы от 07.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заинтересованного лица и третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и возражений на них, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001027:1064, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Лихачёвский 4-й, д. За, площадью 3 172,2 кв.м. Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001027:5, площадью 6838 кв.м., вид разрешенного использования: земельные участки производственных фирм, принадлежащем Обществу на праве аренды на основании договора аренды N М-09-045187 от 30.07.2014. для целей эксплуатации здания производственного назначения.
Правительством Москвы принято постановление от 10.06.2022 N 1060-ПП, согласно которому комплексному развитию подлежит территория нежилой застройки города Москвы, расположенная в производственной зоне N 45 (Автомоторная), соответствующая требованиям, предусмотренным частями 4, 5 ст. 65 Градостроительного кодекса РФ. В зону комплексного развития территории в том числе включен вышеуказанный земельный участок и находящееся здание на нем.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Согласно ст. 20 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" в собственности города Москвы находятся земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников. От имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках компетенции, установленной законом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 ГрК РФ в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 ГрК РФ, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Следовательно, на основании ст. 8 Закона г. Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" вопросы в области градостроительного зонирования не являются вопросами местного значения, из чего следует осуществление данных полномочий органами государственной власти города Москвы.
Процедура принятия и реализации решения о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы установлена ч. 7 ст. 66 ГрК РФ и Порядком взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении КРТ и КРТ по инициативе правообладателей, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 23.03.2021 N 331-ПП (далее - Порядок).
Согласно ч. 7 ст. 66 ГрК РФ процедура принятия и реализации решения о комплексном развитии территории нежилой застройки состоит из следующих этапов:
1) подготовка проекта решения о комплексном развитии территории нежилой
застройки и его согласование в случаях, установленных настоящим Кодексом;
2) опубликование проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, а также направление уполномоченным органом предложения о заключении договора о комплексном развитии территории нежилой застройки всем правообладателям объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории;
3) принятие решения о комплексном развитии территории нежилой застройки и его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации;
4) заключение договора о комплексном развитии территории нежилой застройки с правообладателями, выразившими в письменной форме согласие на его заключение, при условии, что такое согласие было получено от всех правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой подготовлен проект решения о комплексном развитии нежилой территории, и представлено в орган, направивший предложение о заключении указанного договора, не позднее сорока пяти дней со дня получения правообладателем этого предложения. Обязательным приложением к такому согласию должно являться соглашение, заключенное между правообладателями в соответствии с частями 6 и 7 статьи 70 настоящего Кодекса;
5) проведение торгов в целях заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, реализации такого решения юридическим лицом, определенным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, а также заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки с правообладателями в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей части);
6) заключение договора о комплексном развитии территории нежилой застройки (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации);
7) подготовка и утверждение документации по планировке территории, а также при необходимости внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки;
8) выполнение мероприятий, связанных с архитектурно-строительным проектированием, со строительством, сносом объектов капитального строительства, в целях реализации утвержденной документации по планировке территории, а также иных необходимых мероприятий в соответствии с этапами реализации решения о необходимых для этих целей земельных участков.
Судом первой инстанции установлено, что проект решения о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 3 в производственной зоне N 45 "Автомоторная" (далее - КРТ N 3) был подготовлен и согласован с органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 2.1-2.11 Порядка.
На основании пункта 2.12 Порядка проект решения о КРТ N 3 рассмотрен на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее - ГЗК) (протокол от 23.12.2021 N 43, пункт 34).
Одобренный ГЗК проект решения о КРТ N 3 в соответствии с требованиями пункта 2 части 7 статьи 66 ГрК РФ был опубликован 21.01.2022 на официальном сайте Правительства Москвы на странице Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы (далее - ДИиПП города Москвы) в подразделе "Нормативные документы" раздела "Документы".
Письмом ДИиПП города Москвы от 25.01.2022 в адрес правообладателей направлено предложение о заключении договора о КРТ N 3.
Срок ожидания документов от правообладателей, установленный пунктом 4 части 7 статьи 65 ГрК РФ (45 дней со дня получения правообладателями предложения для заключения договора о КРТ N 3), истек 10.04.2022.
Документы, необходимые для заключения договора о КРТ N 3 (согласие на заключение договора о КРТ N 3, подписанное всеми правообладателями объектов недвижимости, и соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по КРТ по инициативе правообладателей, заключенное между всеми правообладателями в соответствии с частями 6 и 7 статьи 70 ГрК РФ), в установленный срок не представлены.
На основании пункта 4.1(1) Порядка 13.04.2022 принято решение о реализации решения о КРТ N 3 путем проведения торгов в форме аукциона на право заключения договора о КРТ.
Подготовка проекта решения о КРТ N 3 в виде постановления Правительства Москвы "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 3, расположенной в производственной зоне N 45 "Автомоторная" была осуществлена в соответствии с разделом 4 Порядка.
Согласование, утверждение и опубликование постановления Правительства Москвы N 1060-ПП обеспечено в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП.
Требования к составу сведений, включаемых в решение о КРТ, установлены статьей 67 ГрК РФ и пунктом 4.2 Порядка.
Оспариваемое постановление N 1060-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках установленной компетенции и в надлежащей форме, официально опубликовано.
Земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001027:5 по адресу: г. Москва, 4-й Лихачевский пер., вл. 3-А, и нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001027:1064 по адресу: г. Москва, 4-й Лихачевский пер., д. 3а обоснованно включены в границы комплексного развития территории нежилой застройки города Москвы.
Согласно ч. 4 ст. 65 ГрК РФ комплексное развитие территории нежилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки:
1) на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
2) на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), снос, реконструкция которых планируются на основании адресных программ, утвержденных высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
3) виды разрешенного использования которых и (или) виды разрешенного использования и характеристики расположенных на них объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки;
4) на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001027:1064 и арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001027:5.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001027:5 установлен вид разрешенного использования "земельные участки производственных фирм".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Москвы (далее - ПЗЗ города Москвы), утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, на дату принятия решения о КРТ N3 земельный участок находился в границах территориальной зоны 1241915351.3.2, для которой были установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: 2.0 (жилая застройка), 3.0 (общественное использование объектов капитального строительства), 3.1.1 (предоставление коммунальных услуг), 4.1 (деловое управление), 4.2 (объекты торговли), 4.3 (рынки), 4.4 (магазины), 4.5 (банковская и страховая деятельность), 4.6 (общественное питание), 4.8.1 (развлекательные мероприятия), 4.8.2 (проведение азартных игр), 4.9 (служебные гаражи), 4.10 (выставочно-ярмарочная деятельность), 5.1.2 (обеспечение занятий спортом в помещениях), 5.1.3 (площадки для занятий спортом), 6.2 (тяжелая промышленность), 6.2.1 (автомобилестроительная промышленность), 6.3 (легкая промышленность), 6.3.1 (фармацевтическая промышленность), 6.4 (пищевая промышленность), 6.5 (нефтехимическая промышленность), 6.6 (строительная промышленность), 6.7 (энергетика), 6.8 (связь), 6.11 (целлюлозно-бумажная промышленность), 6.12 (научно-производственная деятельность), 12.0.1 (улично-дорожная сеть), 12.0.2 (благоустройство территории).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в границах земельного участка отсутствовали объекты капитального строительства, обладающие признаками самовольных построек.
Так, на дату подготовки, опубликования проекта решения о КРТ и принятия решения о КРТ N 3 земельный участок не соответствовал критериям, установленным пунктами 1-4 части 4 статьи 65 ГрК РФ.
При этом, в состав КРТ N 3 вошли в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 77:09:0001015:65, 77:09:0001015:3971, 77:09:0001015:3970,77:09:0001015:68, 77:09:0001015:108, 77:09:0001015:6, 77:09:0001015:29, 77:09:0001015:16, 77:09:0001015:73, 77:09:0001015:117, 77:09:0001015:118, 77:09:0001015:52, 77:09:0001015:1008, 77:09:0001015:1002, 77:09:0001015:1003, 77:09:0001015:1004, 77:09:0001015:1007, 77:09:0001015:1005, 77:09:0001015:1009, 77:09:0001027:57, 77:09:0001027:18, 77:09:0001027:41, 77:09:0001029:2, установленный вид разрешенного использования которых не соответствовал видам развешенного использования земельных участков, установленным ПЗЗ города Москвы.
Следовательно, указанные земельные участки соответствовали критерию, установленному пунктом 3 части 4 статьи 65 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 ГрК РФ в границы территории, в отношении которой принимается решение о комплексном развитии территории нежилой застройки, могут быть включены земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, не указанные в части 4 настоящей статьи, при условии, что такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества расположены в границах одного элемента планировочной структуры с земельными участками, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.
Понятие "элемент планировочной структуры" установлен пунктом 35 части 1 статьи 1 ГрК РФ, согласно которому элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).
Виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 N 738/пр и включают в себя в том числе районы, микрорайоны, кварталы.
Вышеуказанные земельные участки, соответствующие критерию, установленному пунктом 3 части 4 статьи 65 ГрК РФ, а также земельный участок заявителя расположены на территории Головинского района Северного административного округа города Москвы и, следовательно, расположены в одном элементе планировочной структуры - район.
Учитывая изложенное, включение спорного земельного участка в границы КРТ N 3 не противоречит нормам градостроительного законодательства.
На основании постановления N 1060-ПП Департаментом городского имущества города Москвы принято распоряжение от 19.07.2022 N 40480 "О проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 3, расположенной в производственной зоне N 45 "Автомоторная".
Аукцион на право заключения договора о КРТ N 3 состоялся 20.09.2022. Победителем аукциона признано ООО "Е-Девелопмент". На Инвестиционном портале города Москвы.
На официальном сайте для размещения информации о проведении торгов опубликован протокол о результатах аукциона в электронной форме на право заключения договора о КРТ N 3 от 20.09.2022 N 178fz22072200054.
Судом первой инстанции установлено, что договор о КРТ между Департаментом и инвестором подписан 31.10.2022 и зарегистрирован в Едином реестре контрактов и торгов 02.11.2022 за N 16-000072-0000- 0000-00001-22.
Согласно условиям договора о КРТ ООО "Е-Девелопмент" ведется разработка документации по планировке территории.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный правовой акт Правительства Москвы в полном объеме соответствуют требованиям действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано признал доводы заявителя о нарушении его прав ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2023 по делу N А40-152200/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А.Яцева |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152200/2023
Истец: ООО "БЕСТВИНД"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ