Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2020 г. N Ф08-6541/20 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
29 мая 2020 г. |
дело N А32-29730/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.,
при участии:
от истца - старший прокурор Борсук Н.Н., удостоверение;
от ответчиков и третьего лица - представители не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.02.2020 по делу N А32-29730/2019
по иску заместителя прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц
к ответчикам: Министерство природных ресурсов Краснодарского края и ООО "Экспорт Импорт-М"
при участии третьего лица - ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" о признании недействительным договора, об обязании возвратить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц (далее - истец, прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) и обществу с ограниченной ответственностью "Экспорт Импорт-М" (далее - общество) с требованиями:
- признать недействительным договор аренды от 29.12.2018 N 74/06-08-19 земельного участка с кадастровым номером 23:40:0807019:41 общей площадью 1,5 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, муниципальное образование г.Геленджик, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское лесничество, квартал 30Б, часть выдела 15, для осуществления рекреационной деятельности, заключенный между министерством и обществом;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки путем обязания общества возвратить министерству земельный участок с кадастровым номером 23:40:0807019:41.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2020 в удовлетворении иска отказано.
Истец обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что арендатор обязан обеспечивать на участке свободное пребывание граждан в лесах, соблюдение требований пожарной, санитарной безопасности, соответствие фактического использования участка проекту освоения лесов. Однако, заочным решением Геленджикского городского суда от 24.01.2017 N 2-58/17 удовлетворены требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении общества обеспечить беспрепятственный доступ граждан к лесному фонду путем демонтажа ограждения (забора) на спорном лесном участке. Обществом судебное постановление не исполнено, незаконное ограждение продолжает находиться на указанном участке, ограничивая свободный доступ граждан в лес, что подтверждается актом проверки Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 17.04.2019.
Истец также указывает, что в 2016 году сотрудниками Геленджикского лесничества в деятельности общества выявлены нарушения правил пожарной безопасности в лесах, размещения на лесном участке объектов, не предусмотренных проектом освоения лесов (письмо Геленджикского лесничества от 22.03.2018 N 197).
Истец также поясняет, что из акта проверки от 20.10.2016 N 53П Геленджикского лесничества следует, что на спорном лесном участке арендатором не произведено устройство минерализованной полосы протяженностью 0,140 км, имеется ограждение из евросетки, не отраженное в проекте освоения лесов. В связи с этим обществу выдано требование об устранении нарушений лесного законодательства от 20.10.2016 N 16П сроком до 20.11.2016. По истечении установленного времени обязательное требование арендатором не исполнено, что подтверждается актом от 01.12.2016 N 57П.
Те же самые нарушения условий договора аренды лесного участка от 25.07.2008 установлены министерством по итогам рассмотрения обращения Рудомахи А.В. от 05.03.2018 N 1/18-063. Арендатор привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Таким образом, поскольку обществом неоднократно нарушались требования лесного законодательства и условия договора аренды от 25.07.2008, постольку отсутствует совокупность условий для заключения с арендатором нового договора аренды без проведения торгов.
В судебное заседание ответчики и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.07.2008 ГКУ КК "Комитет по лесу" (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 74/06-08.
Согласно пунктам 1.1 и 7.1 договора лесной участок площадью 1,5 га с местоположением: Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал 30Б, часть выдела 15 предоставлен в пользование обществу сроком на десять лет в целях осуществления рекреационной деятельности.
Договор заключен на основании приказа Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 23.06.2008 N 229 в порядке переоформления договора аренды участка лесного фонда от 20.03.2006 N 13 в целях приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Договор зарегистрирован в установленном порядке, о чем в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесена запись регистрации N 23-23-12/015/2009-280 от 17.03.2009.
В связи с постановкой лесного участка на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:40:0807019:41 стороны заключили к договору аренды дополнительное соглашение от 27.01.2017.
17.12.2018 общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов.
По результатам рассмотрения указанного заявления министерством принят приказ от 28.12.2018 N 2282 о заключении нового договора аренды без проведения торгов с обществом, являющимся арендатором находящегося в государственной собственности лесного участка, надлежащим образом исполнившим договор аренды от 25.07.2008 N 74/06-08.
На основании приказа министерства от 28.12.2018 N 2282 ГКУ КК "Комитет по лесу" и общество расторгли договор аренды лесного участка N 74/06-08 по соглашению сторон. Лесной участок возвращен арендодателю по акту приема-передачи от 28.12.2018.
Министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 29.12.2018 N 74/06-08-19, по условиям которого обществу в целях осуществления рекреационной деятельности во временное пользование сроком на 49 лет передан лесной участок с кадастровым номером 23:40:0807019:41.
Лесной участок передан обществу по акту приема-передачи от 29.12.2018 (приложение к договору N 5).
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации N 23:40:0807019:41-23/012/2019-8 от 21.01.2019.
Истец ссылаясь на то, что указанный выше договор аренды земельного участка является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку спорный земельный участок был предоставлен обществу без соблюдения публичной процедуры (без торгов), обратился в суд с иском по настоящему делу.
В силу положений ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с иском о признании недействительными сделок, совершенных государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также о применении последствий недействительности таких сделок.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ) ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. При этом само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как следует из искового заявления и пояснений прокурора договор аренды от 29.12.2018 N 74/06-08-19 оспорен прокурором со ссылкой на часть 2 статьи 74 ЛК РФ. Истец указывает на отсутствие у общества права на заключение нового договора аренды без проведения торгов в связи с неоднократным нарушением условий договора аренды лесного участка от 25.07.2008 N 74/06-08.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 471-ФЗ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, за исключением случаев, установленных частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в случаях предоставления лесных участков в аренду без проведения торгов, либо по результатам торгов на срок от десяти лет.
В силу части 2 статьи 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
- заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
- отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
- отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
- отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
- условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;
- лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
- на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные Кодексом основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Аналогичные положения закреплены в пункте 27 Порядка подготовки и заключения нового договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (приложение к приказу Минприроды России от 28.10.2015 N 445, действующему на момент заключения оспариваемого договора).
Административным регламентом предоставления министерством государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду без проведения торгов (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N 1018; далее - Административный регламент) установлены требования к заявлению о предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов в случае обращения арендаторов находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнивших договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров (пункт 2.6), а также закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 2.10).
Основанием для принятия решения об отказе в заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов является несоблюдение хотя бы одного из следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; заключенный ранее договор аренды такого лесного участка не был расторгнут с этим гражданином или с этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 24 ЛК РФ; отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка); лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные Лесным кодексом основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с арендаторами лесного участка нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 3.3 Административного регламента в качестве ключевых административных процедур предоставления рассматриваемой государственной услуги устанавливает проверку заявления и документов, представленных для осуществления государственной услуги, в том числе в форме формирования и направления межведомственного запроса, подготовку решения о заключении с арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого участка без проведения торгов в форме приказа или письма министерства об отказе в предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов, согласование проекта приказа с уполномоченными органами (службами).
Как видно из материалов дела, заявление о заключении нового договора аренды от 17.12.2018 подано обществом с соблюдением сроков, установленных в части 2 статьи 74 ЛК РФ и в Административном регламенте. В заявлении общество указало все предусмотренные Административным регламентом сведения.
Заявление рассмотрено министерством с соблюдением требований Административного регламента. В ходе проверки у арендодателя (ГКУ КК "Комитет по лесу") запрашивались сведения о надлежащем исполнении обществом договора аренды лесного участка от 25.07.2008 N 74/06-08.
Приказ от 28.12.2018 N 2282 о заключении с обществом нового договора аренды лесного участка без проведения торгов принят министерством в пределах полномочий на основании представленных сведений.
Как следует из имеющихся в деле документов (реестр лесопользователей -должников по оплате за использование лесов в федеральный бюджет, акты сверок взаимных расчетов по договору аренды по состоянию на 01.01.2018 и 01.09.2018), обязательства по внесению арендной платы исполнялись обществом надлежащим образом.
Цель предоставления участка в пользование общества при заключении нового договора аренды не изменена (рекреационная деятельность) и соответствует виду использования, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ.
О несоответствии оспариваемого договора аренды лесного участка лесохозяйственному регламенту Геленджикского лесничества стороны не заявили.
Судом первой инстанции верно отклонены доводы прокурора о неоднократном нарушении обществом условий договора аренды лесного участка от 25.07.2008 N 74/06-08.
Ссылки истца на привлечение общества к публичной (административно-правовой) ответственности судом первой инстанции верно не были приняты, как не учитывающие разграничение предметов регулирования гражданского и административного законодательства.
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Исходя из указанного, правоотношения сторон в рамках договора аренды лесного участка регулируются гражданским законодательством. Указанные в иске административные правонарушения не относятся к нарушениям гражданско-правовых обязательств, которые имеются в виду в пункте 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
С учетом изложенного, постановления о назначении административного наказания от 11.08.2015 N 304-Л и N 305-Л (о привлечении общества и его руководителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в размещении объектов, не предусмотренных проектом освоения лесов), а также иные представленные прокурором документы (протокол об административном правонарушении от 20.10.2016 N 001885; данные о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ГКУ КК "Комитет по лесу", их объяснения в рамках проводимых ведомственных проверок) не подтверждают нарушение обществом условий гражданско-правового обязательства (договора аренды лесного участка от 25.07.2008 N 74/06-08). Представленные прокурором постановления о назначении административного наказания от 30.04.2014 N 79 и N 80 не отвечают критерию относимости к рассматриваемому спору и судом не учитываются.
Доказательств нарушения обществом обязательств, вытекающих из договора, либо прав арендодателя как стороны договора, истцом не представлено.
При оценке доводов прокурора о нарушении обществом требований пожарной безопасности, незаконном ограждении лесного участка и о размещении объектов, не соответствующих проекту освоения лесов, суд учитывает следующее.
Факт привлечения общества к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил пожарной безопасности в лесах), документально не подтвержден. При этом, как следует из имеющихся в деле доказательств (письмо Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 23.09.2019, письмо природоохранного прокурора от 06.09.2019, акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 09.10.2018 N 169-П), лесной участок обустроен минерализованной полосой.
Право неограниченного круга лиц на беспрепятственный доступ к лесному фонду защищено (восстановлено) вступившим в законную силу решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 24.01.2017 по делу N 2-58/17 путем возложения на общество обязанности по демонтажу ограждения (забора) лесного участка площадью 1,5 га с местоположением: Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал 30Б, часть выдела 15.
Кроме того, в решении Геленджикского городского суда Краснодарского края от 24.01.2017 по делу N 2-58/17 и постановлениях о назначении административного наказания от 11.08.2015 N 304-Л и N 305-Л речь идет об одном и том же допущенном обществом правонарушении - нарушении требований статьи 11 ЛК РФ (ограничение доступа граждан к лесному фонду путем ограждения лесного участка).
Доказательства совершения обществом иных нарушений требований закона и договора аренды лесного участка от 25.07.2008 N 74/06-08 в материалы дела не представлены.
Судом первой инстанции было учтено, что согласно проектам освоения лесов 2017 года и 2019 года (положительные заключения государственной экспертизы от 25.09.2017 N 226 и от 22.04.2019 утверждены приказами Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28.09.2017 N 1254 и от 30.04.2019 N 903 соответственно) на лесном участке размещены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры (временные постройки, навесы, беседка, настил, объекты попутного бытового обслуживания и питания, подземный трубопровод, устройство для оформления озеленения).
Размещение обществом на лесном участке, предоставленном в целях осуществления рекреационной деятельности, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не противоречит требованиям лесного законодательства (пункт 6 части 1 статьи 21, часть 2 статьи 41 ЛК РФ, пункт 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности; утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62).
С учетом представленных в материалы дела доказательств суд пришел к выводу о недоказанности истцом неоднократности нарушения обществом условий договора аренды лесного участка от 25.07.2008 N 74/06-08.
Наличие совокупности условий, дающих обществу право на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов (часть 2 статьи 74 ЛК РФ), прокурором документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для квалификации договора аренды лесного участка от 29.12.2018 N 74/06-08-19 как недействительной (ничтожной) сделки, в связи с чем в удовлетворении указанной части исковых требований было отказано.
В связи с отказом в удовлетворении требования о признании договора аренды лесного участка недействительным, не подлежит удовлетворению и требование о применении последствий недействительности сделки в виде возврата участка министерству.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2020 по делу N А32-29730/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29730/2019
Истец: заместитель прокурора Кранодарского края, Прокуратура Краснодарского края
Ответчик: Министерство природных ресурсов КК, Министерстерство природных ресурсов Краснодарского края, ООО "Экпорт Импорт-М", ООО "Экспорт Импорт-М"
Третье лицо: ГКУ КК "Комитет по лесу", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу"
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2108/2022
29.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20152/2021
27.09.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29730/19
03.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6541/20
29.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5285/20
11.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29730/19