город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2024 г. |
дело N А32-13560/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Сороки Я.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от заявителя: представитель Абрамова Н.Г. по доверенности от 05.08.2022, паспорт;
от заинтересованного лица: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2023 по делу N А32-13560/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Строй"
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
об оспаривании отказа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кубаньагростройкомлект" (до процессуальной замены заявителя) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества) об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и заключении дополнительного соглашения к договору N 01-09/73 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.10.2013 с кадастровым номером 23:37:1003000:498, выраженном в письме N 23-09/3261 от 15.02.2023; об обязании МТУ Росимущества изменить вид разрешенного использования земельного участка с "для размещения объектов образовательных учреждений" на "многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) код 2.6 согласно ПЗЗ и заключить с АО "Кубаньагростройкомплект" дополнительное соглашение к договору N 01-09/73 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.10.2013 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498 на "многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) код 2.6 согласно ПЗЗ, в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда.
В связи с заключением 03.04.2023 между АО "Кубаньагростройкомплект" и ООО "Кубань-Строй" договора о передаче прав и обязанностей по договору N 01-09/73 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.10.2013, определением от 29.05.2023 произведена процессуальная замена заявителя на ООО "Кубань-Строй", которое признано заявителем по делу (с учетом положений пункта 6.2.1 договора аренды от 24.12.2010 N 7700001629 земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; пункта 5.2.1 договора от 03.10.2013 N 01-09/73 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности; пункта 4 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции по состоянию на дату заключения указанных договоров аренды; статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ООО "Кубань-Строй" заявило об уточнении требований и просило признать незаконными действия МТУ Росимущества об отказе во внесении изменений в ЕГРН в сведения об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка и заключения дополнительного соглашения к договору N 01-09/73 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.10.2013 с кадастровым номером 23:37:1003000:498, выраженные в письме N 23-09/3261 от 15.02.2023; обязать МТУ Росимущества в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в части изменении вида разрешенного использования земельного участка 23:37:1003000:498 с "для размещения объектов образовательных учреждений" на "многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) код 2.6 согласно ПЗЗ; обязать МТУ Росимущества заключить дополнительное соглашение к договору N 01-09/73 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.10.2013 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498 на "многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) код 2.6 согласно ПЗЗ, в течение 10 дней с даты внесения изменений в ЕГРН, касающихся вида разрешенного использования земельного участка.
Определением от 12.07.2023 указанное ходатайство об уточнении требований удовлетворено.
Решением от 24.11.2023 признан незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, отказ МТУ Росимущества во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в сведения об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка и заключения дополнительного соглашения к договору от 03.10.2013 N 01-09/73 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 23:37:1003000:498, выраженный в письме от 15.02.2023 N 23-09/3261. Суд обязал МТУ Росимущества в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498 с "для размещения объектов образовательных учреждений" на "многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) код 2.6 согласно Правилам землепользования и застройки. Суд обязал МТУ Росимущества заключить с ООО "Кубань-Строй" дополнительное соглашение к договору от 03.10.2013 N 01-09/73 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498 на "многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) код 2.6 согласно Правилам землепользования и застройки, в течение 10 дней с даты внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости, касающихся вида разрешенного использования земельного участка. С МТУ Росимущества в пользу ООО "Кубань-Строй" взыскано возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 24.11.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Заявитель жалобы указывает, что, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:498 образован в результате раздела земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, а договор аренды земельного участка уже был однократно заключен без проведения торгов, последующее (повторное) изменение вида разрешенного использования земельного участка и заключение дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования действующим законодательством не предусмотрено. Решение суда неисполнимо, так как сотрудникам МТУ Росимущества необходимо установить множество фактов, касающихся земельного участка, выставляемого на аукционе. В части обязания МТУ Росимущества заключения дополнительного соглашения к договорам аренды земельных участков, заявитель указывает, что выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой заявителя, между тем, он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных требований, что не доказано заявителем. Недопустимо изменение вида разрешенного использования земельного участка в целях обхода процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков. Выводы суда первой инстанции о взыскании с МТУ Росимущества судебных расходов в виде государственной пошлины подлежат критической оценке.
В отзыве на жалобу ООО "Кубань-Строй" просит решение от 24.11.2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МТУ Росимущества без удовлетворения. ООО "Кубань-Строй" указывает, что в соответствии с п. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории предусматривает виды разрешенного использования земельных участков. Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18.04.2022 N 848 внесены изменения в постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 29.02.2012 г. N 477 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства, включающей земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:29, расположенный примерно в 200 метрах по направлению на северо-запад от ориентира - водонапорной башни по адресу: г.Анапа, с.Супсех, и земельный участок с кадастровым номером 23:37:1006000:150, расположенный в 94 метрах по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома по адресу: г.Анапа, с.Супсех, ул. Аэродромная, 12". Перед внесением изменений в проект планировки в соответствии с действующим законодательством проведены общественные обсуждения. Внесенные Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18.04.2022 N 848 изменения проекта планировки территории и проекта межевания территории, в том числе, предусматривают изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498 с "для размещения объектов образовательных учреждений" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" код 2.6 согласно ПЗЗ. Поскольку проект планировки и межевания территории уже откорректирован и эти корректировки утверждены Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18.04.2022 N 848, ООО "Кубань-Строй" более не может осуществить застройку земельного участка 23:37:1003000:498 в соответствии со старым проектом планировки и старым видом использования. Соответственно, ООО "Кубань-Строй", являясь арендатором земельного участка 23:37:1003000:498, без совершения МТУ Росимущества по КК и Республике Адыгея действий по внесению изменений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования земельного участка 23:37:1003000:498 с "для размещения объектов образовательных учреждений" на "многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) код 2.6 согласно ПЗЗ" и подписанию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 03.10.2013 об изменении вида разрешенного использования, не будет иметь возможности осваивать арендуемый земельный участок. Положения п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, предусматривающего запрет на изменение договора аренды земельного участка, в части вида разрешенного использования земельного участка, к правоотношениям связанным с комплексным освоения территории применены МТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгея неправомерно. Иного способа восстановить нарушенные права ООО "Кубань-Строй" нет. Поскольку только после совершения действий по внесению изменений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования возможно заключение дополнительного соглашения к договору аренды от 03.10.2013 и только после заключения дополнительного соглашения об изменении вида разрешенного использования на"многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) возможно начало освоения земельного участка 23:37:1003000:498. Таким образом, требования ООО "Кубань-Строй" являются законными и подлежат удовлетворению. МТУ Росимущества не учитывает, что в силу пункта 5 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор имеет право на использование участка в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным документом по планировке и межеванию территории. Внесение требуемых изменений направлено на реализацию цели первоначального предоставления исходного участка и обеспечивает соответствие содержания документа о правах на земельный участок документации по планировки территории и Генеральному плану МО город-курорт Анапа. Таким образом, общество, являясь арендатором спорного земельного участка, правомерно обратилось в территориальное управление о постановке на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка и о заключении договора аренды земельных участков. Принимая во внимание положение статьи 11.8, подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, который не предусматривает однократности предоставления земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, без проведения торгов, отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка и в заключении договоров аренды является незаконным и нарушает права общества как арендатора, поскольку не позволяет ему осуществлять освоение земельных участков. Никто кроме уполномоченного органа не вправе обратиться в Управление Росреестра с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, однако при установленных обстоятельствах, уполномоченный орган неправомерно отказывает в совершении таких действий, чем нарушает права ООО "Кубань-Строй". Аналогичная правовая позиция приведена судами в рамках вступивших в законную силу судебных актов по делам NN А32-39459/2023, А32-20081/2023, А32-13566/2023.
В судебное заседание заинтересованное лицо явку не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела доказательства направления письменного отзыва в адрес заинтересованного лица, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
От заявителя в апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционных жалоб с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании итогового протокола N 2 комиссии по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков от 23.04.2010 по результатам аукциона, проведенного на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.03.2010 г. N 19-з, 24.12.2010 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (арендодатель) и ОАО "Кубаньагростройкомплект" (арендатор-1) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства N 7700001629.
По условиям этого договора, арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор-1 принять на условиях договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:37:1003000:29, площадью 1 186 787 кв. м, расположенный в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир водонапорная башня, участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Супсехский, с. Супсех, с разрешенным использованием - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Пунктом 6.1.4. договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства N 7700001629 от 24.12.2010, предусмотрена обязанность арендатора-1 разработать и в установленном порядке обеспечить утверждение в уполномоченном органе документации по планировке территории.
Согласно пункту 4.1.2 договора, арендатор обеспечивает в соответствии с документацией по планировке территории в границах участка проведение кадастровых работ и государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним применительно к Образованным участкам, в том числе в части видов разрешенного использования Образованных участков.
Договор действует в течение 49 лет до 23 апреля 2059 г. (пункт 10.2 указанного договора).
Руководствуясь указанными пунктами договора аренды N 7700001629 от 24.12.2010, нормами Земельного кодекса РФ, ОАО "Кубаньагростройкомплект" выполнило мероприятия по подготовке документации по планировке территории (включающей в себя проект планировки и проект межевания территории), которая была утверждена Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 29.02.2012 N 477 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства, включающей земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:29, расположенный примерно в 200 метрах по направлению на северо-запад от ориентира - водонапорной башни по адресу:
г. Анапа, с.Супсех, и земельный участок с кадастровым номером 23:37:1006000:150, расположенный в 94 метрах по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома по адресу: г. Анапа, с. Супсех, ул. Аэродромная, 12".
На основании распоряжения МТУ Росимущества N 448-р от 20.08.2013 произведен раздел земельного участка кадастровый номер 23:37:1003000:29, из него образовано 36 земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:498, площадью 7303 кв. м, местоположение: Краснодарский край, г. Анапа, с. Супсех, Бульвар Босфорский 22, с разрешенным использованием - "для размещения объектов образовательных учреждений".
В связи с принятием Распоряжения N 448-р "О разделе земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 23637:1003000:29" между МТУ Росимущества и АО "Кубаньагростройкомплект" 21.08.2013 было заключено соглашение о расторжении договора N 7700001629 (п. 1 Соглашения; п. 3.1. распоряжения N 448-р).
При этом в п. 2 Распоряжения N 448-р от 20.08.2013 предусмотрено, что за ОАО "Кубаньагростройкомплект" сохраняется право аренды на вновь образованные земельные участки, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:498.
03.10.2013 между МТУ Росимущества (арендодатель) и ОАО "Кубаньагростройкомплект" (арендатор-1) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 01-09/73, в отношении вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498. Вид разрешенного использования земельного участка установлен - для размещения объектов образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 2.1. договора аренды N 01-09/73 от 03.10.2013, срок аренды участка до 23.04.2059.
Согласно пункту 5.1.7 договора аренды N 01-09/73 от 03.10.2013, арендатор-1 обязуется обеспечить проектирование и строительство объектов жилого и иного назначения на участке в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, иных нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа N 262 от 28.12.2021 "О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 N 404 "Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа" в границах земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498 предусматривается размещение объекта местного значения "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) код 2.6 согласно ПЗЗ".
Таким образом, выполнение условий договора аренды N 01-09/73 от 03.10.2013 с целью размещения объектов образовательных учреждений вошло в противоречие с градостроительной документацией и градостроительным регламентом.
С целью приведения в соответствие с новой редакцией Генерального плана выполнена корректировка документации по планировке территории, утвержденной в 2012 году.
В соответствии с п. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории предусматривает виды разрешенного использования земельных участков.
Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18.04.2022 N 848 внесены изменения в постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 29.02.2012 г. N 477 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства, включающей земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:29, расположенный примерно в 200 метрах по направлению на северо-запад от ориентира - водонапорной башни по адресу: г. Анапа, с.Супсех, и земельный участок с кадастровым номером 23:37:1006000:150, расположенный в 94 метрах по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома по адресу: г. Анапа, с.Супсех, ул. Аэродромная, 12".
Перед внесением изменений в проект планировки в соответствии с действующим законодательством проведены общественные слушания.
Внесенные Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18.04.2022 N 848 изменения проекта планировки территории и проекта межевания территории, в том числе, предусматривают изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498 с "для размещения объектов образовательных учреждений" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" код 2.6. согласно ПЗЗ.
Поскольку проект планировки и межевания территории был откорректирован и соответствующие изменения утверждены Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18.04.2022 N 848, общество более не может осуществить застройку земельного участка 23:37:1003000:498 в соответствии со прежним проектом планировки и установленным видом разрешенного использования.
Общество, являясь арендатором земельного участка 23:37:1003000:498, без совершения МТУ Росимущества действий по внесению изменений в ЕГРН в части изменении вида разрешенного использования земельного участка 23:37:1003000:498 с "для размещения объектов образовательных учреждений" на "многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) код 2.6 согласно ПЗЗ" и подписания дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 03.10.2013 об изменении вида разрешенного использования, не будет иметь возможности осваивать арендуемый земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно подпункта 5 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного развития территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктом 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 настоящего Кодекса.
Пункт 5 статьи 30.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды от 03.10.2013 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:498), также предусматривал, что арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
Положения п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса, предусматривающие запрет на изменение договора аренды земельного участка в части вида разрешенного использования земельного участка, к правоотношениям, связанным с комплексным освоением территории, применены теруправлением неправомерно.
Только после совершения МТУ Росимущества действий по внесению изменений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования земельного участка и заключения дополнительного соглашения к договору аренды от 03.10.2013 об изменении вида разрешенного использования на "многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) возможно начало правомерного освоения земельного участка 23:37:1003000:498.
В силу пункта 5 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор имеет право на использование участка в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным документом по планировке и межеванию территории. Внесение требуемых изменений в договор аренды направлено на реализацию цели первоначального предоставления исходного участка и обеспечивает соответствие содержания сведений ЕГРН и документа о правах на земельный участок
МТУ Росимущества не учитывает, что в силу пункта 5 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор имеет право на использование участка в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным документом по планировке и межеванию территории. Внесение требуемых изменений направлено на реализацию цели первоначального предоставления исходного участка и обеспечивает соответствие содержания сведений ЕГРН, документа о правах на земельный участок документации по планировки территории и Генеральному плану МО город-курорт Анапа.
На основании изложенного, требования ООО "Кубань-Строй" правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции своим решением нарушил принцип разделения властей, подменив орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение государственной собственностью.
Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд должен сам выбрать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствуют правовые основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка и возложения обязанности на МТУ Росимущества изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка является несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 1 ст., 15 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Таким уполномоченным органом является МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция приведена судами в рамках вступивших в законную силу судебных актов по делам N N А32-39459/2023, А32-20081/2023, А32-13566/2023.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2023 по делу N А32-13560/2023 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13560/2023
Истец: АО "Кубаньагростройкомплект", ООО "Кубань Строй", ООО "Кубань-Строй"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае