г. Ессентуки |
|
1 июня 2020 г. |
Дело N А61-5230/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии представителя Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания - Дарчинова И.Р. (доверенность от 03.02.2020 N 5), в отсутствие представителя акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.01.2020 по делу N А61-5230/2019 (судья Сидакова З.К.) по заявлению акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ОГРН 1021500580090, ИНН 1502002701) к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 20.09.2019 N 97- 14.6/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Севкавказэнерго"" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Республиканской службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - Служба по тарифам) от 20.09.2019 N 97-14.6/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.01.2020 заявленные требования Общества удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Службы по тарифам от 20.09.2019 N 97-14.6/2019. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Служба по тарифам обжаловала решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В дополнениях к апелляционной жалобе Служба по тарифам просит учесть обстоятельства, установленные при рассмотрении Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания дела N А61-5229/2019.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Определением суда от 22.05.2020 удовлетворено ходатайство Службы по тарифам о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
В судебном заседании представитель Службы по тарифам поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя Службы по тарифам, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 10.07.2019 Служба по тарифам направила в адрес Общества запрос N 773 о предоставлении оборотно-сальдовой ведомости с детализацией по субсчетам, субконто за 2018 год: 20, 41, 44, 60, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99, а также подтверждение раздельного учета расходов Общества по бухгалтерским счетам. Запрос содержит требование о необходимости расшифровать показатели раздельного учета расходов. Какая-либо бухгалтерская документация за 2019 у Общества не запрашивалась.
11.07.2019 письмом от N 05-01/2379 Общество направило в адрес Службы по тарифам бухгалтерские обороты по запрашиваемым счетам, а также данные раздельного учета расходов за 2018 год. Также сообщило, что раздельный учет расходов Общества по факту 2018 года был произведен в соответствии с приказом Общества от 14.12.2018 N 595 "Об утверждении Методики распределения расходов Общества по категориям потребителей". Ответное письмо также содержит пояснения о том, что все расходы Общества, включаемые в себестоимость, отображаются по бухгалтерским счетам 41 и 44. Учет расходов по бухгалтерскому счету 20 не ведется.
12.08.2019 (исх.N 910) Служба по тарифам, на основании разъяснений ФАС России, направила запрос в адрес Общества о предоставлении документов, подтверждающих ведение раздельного учета по доходам и расходам.
14.08.2019 (N 05-01/2765) Общество сообщило Службе по тарифам о том, что письмом от 11.07.2019 N 05-01/2379 направило данные раздельного учета расходов по факту 2018 года в адрес Службы по тарифам.
По результатам анализа учетной политики за 2018-2019 годы, а также представленных документов Обществом, Службой по тарифам установлено отсутствие раздельного учета Обществом доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, предусмотренные п. 5 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования). По данному факту в отношении Общества 04.09.2019 составлен протокол об административном правонарушении и принято постановление от 20.09.2019 о привлечении Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением Службы по тарифам, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Статья 28.2 КоАП РФ, регламентирующая порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляет ряд гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса (статья 29.10 КоАП РФ).
Служба по тарифам, привлекая Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, не установила всех элементов состава вменяемого правонарушения.
Обществу как субъекту электроэнергетики в рассматриваемый период времени предоставлено право на свой выбор предусмотреть принципы применяемого им раздельного учета показателей: детализированный порядок раздельного учета, а также состав расходов в учетной политике или в ином организационно-распорядительном документе. Так, раздельный учет затрат Общества, относимых на регулируемую деятельность на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением ведется в соответствии с Положением об учетной политике Общества. Прямые расходы, непосредственно связанные с обеспечением реализации (сбыта) электрической энергии населению, учитываются в объеме фактических расходов, а иные расходы распределяются между расходами на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и прочими потребителями пропорционально количеству абонентов, относящихся к группе "Население" и прочим группам потребителей, а также пропорционально объему потребления электрической энергии группой "Население" и прочими группами потребителей с учетом весовых коэффициентов.
Исходя из положений п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 43 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закона N 35-ФЗ), пункта 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", абз. 3 п. 5 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утвержд. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178), пункта 4 "Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов" (утвержд. Приказом ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17), пунктов 2, 4, 5, 5.1, 6, 7.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (утвержд. приказом Минфина России от 06.10.2008 N106н) учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов.
В рассматриваемом деле, исходя из положения учетной политики Общества, раздельный учет расходов осуществляется с учетом количества потребителей, и объема потребления потребителями группы "Население" и группы "Прочие потребители", учитываемые в процентном соотношении. В проверяемый период нормативные акты в сфере электроэнергетики не обязывали Общество утверждать в учетной политике детализированный порядок раздельного учета, а также состав и перечень расходов, относимых на регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики, например, вести раздельный учет по различным группам потребителей среди населения. Субъекту электроэнергетики предоставлено право самостоятельно выбрать принципы раздельного учета показателей, применяемые им, детализированный порядок раздельного учета, а также состав расходов в учетной политике или в ином организационно-распорядительном документе.
С учетом изложенных обстоятельств, отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности в связи с отсутствием состава правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, так как Обществом были приняты все необходимые меры по соблюдению требований Закона N 35-ФЗ.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Доводы, изложенные в тексте апелляционной жалобы, не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Ссылка Службы по тарифам на обстоятельства, установленные по делу N А61-5229/2019, проверена апелляционным судом.
В рамках дела N А61-5229/2019 рассматривалось заявление Общества о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам от 20.09.2019 N 98- 19.7.1/2019, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. В удовлетворении требований Общества отказано.
Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений, либо представлений их с нарушением установленного срока, или представлении заведомо недостоверных сведений в Федеральную службу по тарифам, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Таким образом, именно непредставление соответствующих сведений или представление заведомо недостоверных сведений, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Конструкция части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ не ставит в зависимость наличие обстоятельств ведения/неведения организацией раздельного учета доходов и расходов.
Привлечение Общества к ответственности за непредоставление сведений либо представлений их с нарушением установленного срока, или представлении заведомо недостоверных сведений в Федеральную службу по тарифам, не является безусловным основанием для вывода о неведении Обществом раздельного учета, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.01.2020 по делу N А61-5230/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-5230/2019
Истец: АО "Севкавказэнерго"
Ответчик: РСТ РСО-Алания
Третье лицо: РСТ РСО-Алания