г. Красноярск |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А33-27101/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дамбарова С.Д.,
судей: Макарцева А.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Конончук А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" декабря 2019 по делу N А33-27101/2019,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Степанов И.В., представитель по доверенности от 14.09.2018 N 24/2018-04;
от Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края: Тимофеева К.В., представитель по доверенности от 02.12.2019 Д-255,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - учреждение) о признании отказа учреждения от 02.07.2019 N N 1-6/13252 от внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска в Единый государственный реестр недвижимости незаконным, не соответствующим пункту 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; об обязании учреждения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть письмо министерства от 11.06.2019 N 77-06610 и внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска в Единый государственный реестр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.12.2019 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт.
В своей апелляционной жалобе (с учетом дополнения) управление указывает на то, что Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и принятые на основании него нормативные акты не предусматривают внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о лесопарковых лесных поясах; лесопарковые зоны не относятся в соответствии с законодательством к зонам с особыми условиями использования территории; представленные сведения о границах являются неразборчивыми; информационное письмо от 02.07.2019 не является оспаривающим решение об отказе во внесении сведений, поскольку оформлено не в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о регистрации недвижимости.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство доводы апелляционной жалобы отклонило, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 11.02.2020.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 20.01.2020 подписанный судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 23.01.2020.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 в составе суда произведена замена судьи Белан Н.Н. на судью Макарцева А.А., судьи Хабибулиной Ю.В. на судью Радзиховскую В.В.
Учитывая замены в составе судей, на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлялось с самого начала.
Определениями (в том числе протокольными) от 11.02.2020, от 25.03.2020, от 28.04.2020 судебное заседание откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы.
Представитель истца поддержал возражения на доводы апелляционной жалобы, согласен с решением суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
На основании материалов по вопросу создания лесопаркового зеленого пояса города Красноярска, представленных Советом гражданской ассамблеи Красноярского края, Законодательным собранием Красноярского края в соответствии с частью 6 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 5, 6 Закона края от 20.092013 N 5-1597 "Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае" принято постановление от 07.06.2018 N 5- 1724П "О создании лесопаркового зеленого пояса города Красноярска"
Данным актом Законодательное собрание Красноярского края постановило:
1. Создать лесопарковый зеленый пояс города Красноярска.
2. Поручить Правительству края установить границы лесопаркового зеленого пояса города Красноярска в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Постановлением Правительства Красноярского края от 14.05.2019 N 255-п "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса города Красноярска" установлены на территории Березовского, Емельяновского, Манского, Балахтинского муниципальных районов Красноярского края и городов Красноярск, Дивногорск, Сосновоборск границы лесопаркового зеленого пояса города Красноярска в текстовом виде согласно приложению N 1, в графическом виде согласно приложению N 2.
Письмом от 11.06.2019 N 77-06610 министерство обратилось в учреждение с заявлением о внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска в Единый государственный реестр недвижимости. К заявлению приложен электронный носитель с электронной формой карты (плана).
В ответ на указанное обращение письмом от 02.07.2019 N 1-6/13252 учреждение отказало заявителю во внесении сведений о лесопарковом зеленом поясе города Красноярска, указав, что в числе видов зон с особыми условиями использования территорий отсутствуют виды, к которым можно отнести лесопарковый зеленый пояс. Внесение сведений о лесопарковом зеленом поясе в Едином государственном реестре недвижимости, как зоны с особыми условиями использования территории, законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с указанным ответом, министерство обратилось в суд с заявлением о признании отказа, выраженного в письме от 02.07.2019 N 1-6/13252, от внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска в Единый государственный реестр недвижимости, незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.
Суд первой инстанции по итогам разрешения возникшего спора требование удовлетворил в полном объеме, придя к выводу об отсутствии у учреждения оснований для отказа во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости. При вынесении решения суд руководствовался положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) с учетом норм Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законны интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам, так и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявления суд оценивает решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц на соответствие законам и иным нормативным правовым актам. Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) возлагается на ответчика в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из заявления следует, что министерство оспаривает отказ от внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, изложенный в письме от 02.07.2019 N 1-6/13252.
С заявлением в арбитражный суд заявитель обратился 30.08.2019, следовательно, срок, определенный в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не пропущен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Согласно пункту 1 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса. В случае, если лесопарковый зеленый пояс планируется создать вокруг города федерального значения или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, указанное в пункте 1 настоящей статьи ходатайство одновременно направляется в общественную палату города федерального значения и общественные палаты соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется создание лесопаркового зеленого пояса. Общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с момента поступления ходатайства о создании лесопаркового зеленого пояса организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Общественные (публичные) слушания не организуются, а ходатайство подлежит возврату без рассмотрения в случае, если ранее поступившее ходатайство о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг соответствующего городского населенного пункта уже находится на рассмотрении в общественной палате соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Пунктом 8 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
В соответствии с пунктом 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации
Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории (пункт 22 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007).
Постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 07.06.2018 N 5- 1724П "О создании лесопаркового зеленого пояса города Красноярска" принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса города Красноярска. Границы указанного пояса утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 14.05.2019 N 255-п.
Поскольку необходимость внесения границ лесопарковых зон и зеленых зон прямо предусмотрена пунктом 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о неправомерности отказа во внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Подлежат отклонению доводы учреждения о невозможности внесения соответствующих сведений ввиду отсутствия в Законе о государственной регистрации обязательных требований о внесении сведений о границах лесопарковых зон и принятием Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" (далее - Федеральный закон от 27.12.2018 N 538-ФЗ).
Из материалов дела следует, что министерство обратилось к учреждению с требованием о внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска в Единый государственный реестр недвижимости письмом от 11.06.2019 N 77-06610.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 7 и пункту 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации, в редакции, действовавшей на момент обращения с соответствующим письмом и начала соответствующей административной процедуры, в указанном нормативном акте содержались положения, предполагающие внесение данных о границах лесопарков в соответствующий реестр.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 538-ФЗ, исключающий указание на внесение границ лесопарков в Единый государственный реестр недвижимости, вступил в законную силу 01.07.2019, то есть после обращения с письмом от 11.06.2019 N 77-06610.
Кроме того, внесение изменений в Закон о государственной регистрации сопровождалось внесением изменений в Закон об охране окружающей среды, Градостроительный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы. Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым одновременно с исключением лесопарков из числа основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в него включены нормы о лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (статьи 110, 114 Лесного кодекса).
В соответствии с указанными статьями в состав этих лесов включены леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).
Сведения о границах указанных лесов также подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с частью 3 статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации.
Ссылки учреждения на нечитаемый характер сведений о точках координат подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства данным лицом не подтверждены в установленном порядке, а также не были указаны им в качестве основания для вынесения оспариваемого отказа.
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины соответствующие расходы по итогам рассмотрения жалобы не распределяются (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 декабря 2019 года по делу N А33-27101/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-27101/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картограции", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы"