Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2020 г. N Ф07-9266/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А56-80725/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Сомовой Е.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Гаврилова И.О. по доверенности от 01.01.2020 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: Тен А.В. по доверенности от 31.10.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-6079/2020, 13АП-10104/2020) УФАС по Санкт-Петербургу и ООО "ПроектБалтЭнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2020 по делу N А56-80725/2019, принятое
по заявлению ПАО "МРСК Северо-Запада"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "ПроектБалтЭнерго"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН: 1047855175785, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н; далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество, заявитель, Организатор торгов) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании решения от 19.06.2019 по жалобе N Т02-387/19 (далее - Решение).
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено общество с ограниченной ответственностью "ПроектБалтЭнерго" (ОГРН: 1057810457726, адрес: 127490, Москва, ул. Мусоргского, д. 3, оф. 325; далее - ООО "ПроектБалтЭнерго", третье лицо, участник конкурса).
Решением от 25.02.2020 суд первой инстанции решение от 19.06.2019 по жалобе N Т02-387/19 признал недействительным; взыскал с УФАС в пользу ПАО "МРСК Северо-Запада" 3 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, УФАС по Санкт-Петербургу и ООО "ПроектБалтЭнерго" обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В судебном заседании представитель ООО "ПроектБалтЭнерго" поддержал доводы апелляционных жалоб, представитель ПАО "МРСК Северо-Запада" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по мотивам, изложенным в отзыве.
УФАС, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на официальном сайте для размещения информации о проведении закупки http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 25.03.2019 опубликовано извещение N 31907682658 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме "Разработка комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг." для нужд Общества (далее - Конкурс, Закупка), включая документацию на проведение конкурса.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО "Россети".
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 24.05.2019 ООО "ПроектБалтЭнерго" не допущено к участию в Конкурсе, в связи с чем подало жалобу в УФАС.
Решением УФАС от 19.06.2019 жалоба ООО "ПроектБалтЭнерго" признана обоснованной; в действиях Организатора торгов - ПАО "МРСК Северо-Запад" признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 8, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьей, допущенное путем неправомерного установления в пп. "е" пункта 9 части 2 Документации чрезмерного, дискриминационного и несоответствующего предмету Закупки требования к участникам Закупки.
Спорное требование представляет собой следующее - участник закупки в числе прочего не должен иметь за последние 24 месяца, включая месяц окончания подачи заявок, вступивших в законную силу судебных решений по искам Общества и/или искам его взаимозависимых обществ/лиц (согласно перечню в приложении 6 к Единому стандарту закупок ПАО "Россети") не в пользу участника закупки вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения договорных обязательств перед заказчиком и/или искам взаимозависимых обществ/лиц заказчика по договорам подряда, по которым участник конкурса являлся подрядчиком. Несоответствие указанному требованию влечет отклонение заявки на основании пп. "а" части 1 Конкурсной документации.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что приведенное выше требование к допуску к участию в конкурсе распространяется на любые судебные решения, в том числе и не связанные с предметом закупки, и потому является неправомерным.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции оспариваемое решение УФАС признал незаконным и отменил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Из материалов дела следует, что закупка осуществлялась в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.
Исходя из части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
При проведении конкурса ПАО "МРСК Северо-Запада" руководствовалось Единым стандартом закупок ПАО "Россетти".
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Подпунктом (е) пункта 9 части II "Информационная карта закупки" Документации о закупке установлено следующее требование к участникам закупки: "Чтобы претендовать на победу в закупке и получения права заключить договор, участник закупки должен отвечать следующим требованиям:... не должен иметь за последние 24 (двадцать четыре) месяца, включая месяц окончания подачи заявок, вступивших в законную силу судебных решений по искам Заказчика (ПАО "МРСК Северо-Запада") и (или) искам взаимозависимых обществ (лиц) ПАО "МРСК Северо-Запада" (согласно перечню взаимозависимых лиц ПАО "МРСК Северо-Запада", установленному в Приложении 6 к Единому стандарту закупок ПАО "Россети") не в пользу Участника закупки вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения договорных обязательств перед Заказчиком и (или) искам взаимозависимых обществ (лиц) Заказчика по договорам подряда, по которым Участник конкурса являлся Подрядчиком".
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что сформированное в закупочной документации требование является незаконным, поскольку указанное требование не связано с предметом проводимой закупки.
Как следует из материалов дела, при проведении Конкурса заявка ООО "ПроектБалтЭнерго" отклонена от участия в конкурсе по причине наличия у участника закупки вступившего в силу решения Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-2867/2018 по иску ПАО "МРСК Волги" (в соответствии с сведениями, содержащимися в Приложении 6 к Единому стандарту закупок ПАО "Россети", ПАО "МРСК Волги" входит в перечень взаимозависимых лиц ПАО "МРСК Северо-Запада") к ООО "ПроектБалтЭнерго" о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по договору N 1640-003325 от 24.06.2016 на разработку комплексной программы развития электрических сетей напряжением 35 кВ на территории Пензенской области.
В свою очередь предметом проводимой Обществом закупки являлся договор на выполнение работ по теме "Разработка Комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг." для нужд ПАО "МРСК Северо-Запада".
Таким образом, указанным выше решением суда подтверждено ненадлежащее исполнение ООО "ПроектБалтЭнерго" взятых на себя обязательств по договору, аналогичному предмету закупки.
В силу положений Закона о закупках, Документация о закупке формируется заказчиком (организатором) самостоятельно, исходя из собственных потребностей. Критерии отбора претендентов и выбора победителя закупки также определяются заказчиком самостоятельно. Закону о закупках не противоречит ограничение участия в закупке недобросовестных подрядчиков, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют взятые на себя обязательства по договорам.
При осуществлении закупочной деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада" руководствуется Законом о закупках, а также принятым в соответствии с Законом N 223-ФЗ Единым Стандартом закупок ПАО "Россети", утвержденным Советом Директоров ПАО "МРСК Северо-Запада" от 14.12.2018.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 7.4.4. Стандарта предусмотрено, что Документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшую заявку. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные настоящим Стандартом, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с подп. г) п. 4.4.2. Приложения N 3 к "Типовым требованиям к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок" (Приложение N 2 к Стандарту) показателями неценового критерия оценки может быть квалификация участника (финансовое состояние и ресурсы участника, опыт оказания услуг сопоставимого характера и объема, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, обеспеченность материально-техническими ресурсами, деловая репутация участника и т.п.).
Пунктом 22 Приложения N 1 к "Типовым требованиям к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок" предусмотрено, что к участникам торгов могут быть предъявлены требования относительно деловой репутации. При этом параметром признания несоответствия заявки установленному требованию о деловой репутации является несоответствие измеряемым критериям систематичности неисполнения/ненадлежащего исполнения условий договора; существенности последствий таких нарушений, иным установленным в документации о закупке измеряемым критериям.
Таким образом, требование закупочной документации о деловой репутации Участника закупки, отраженное в подпункте (е) пункта 9 части II "Информационная карта закупки" Документации о закупке, полностью соответствует как требованиям Стандарта, так и требованиям Закона о закупках.
Довод антимонопольного органа о том, что данное условие подменяет собой институт ведения реестра недобросовестных поставщиков, подлежит отклонению на основании следующего.
В силу части 7 статьи 3 Закона о закупках включение в Документацию требования об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков является правом, а не обязанностью заказчика, указанная норма не запрещает избрать заказчику иные критерии допуска к участию в закупке.
Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.
Гражданский кодекс РФ, Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями закона и потребностями заказчика.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым, в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, обеспечению качества товара и надежности поставщика и целям эффективного использования денежных средств, в условиях добросовестной конкуренции.
В этих целях Документацией о закупке установлено требование по деловой репутации, направленное на обеспечение участия добросовестных претендентов, оцениваемое наличием вынесенных судебных решений не в пользу участника закупки, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции, выполнением работ (оказанием услуг). Указанное условие дает характеристику участнику с точки зрения надежности, безопасности исполнения договора.
Закону о закупках не противоречит ограничение участия в закупке недобросовестных подрядчиков, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют ранее взятые на себя обязательства по договорам.
В свою очередь, использование реестра недобросовестных поставщиков не позволяет в полной мере избежать указанных рисков, поскольку, в соответствии с п. 2 и п. 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211, основанием для включения недобросовестных поставщиков в реестр является только уклонение от заключения договора и расторжение договора с участником, в судебном порядке.
Учитывая, что нарушение обязательств по договору не всегда влечет за собой иск о расторжении договора, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), допускающих неоднократные существенные нарушения договоров или не исполняющих обязательства, к которым иски о расторжении не предъявлялись.
С учетом вышеизложенного, условие о положительной деловой репутации отвечает критериям разумности, справедливости и не противоречит императивным требованиям закона.
Апелляционный суд отмечает также, что требования, установленные заказчиком, в равной мере применяются ко всем участником закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения его потребностей, а сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия последнего повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Учитывая изложенное, доводы апелляционных жалоб отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату ООО "ПроектБалтЭнерго" из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 февраля 2020 года по делу N А56-80725/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и общества с ограниченной ответственностью "ПроектБалтЭнерго" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "ПроектБалтЭнерго" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80725/2019
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ПроектБалтЭнерго"