г. Хабаровск |
|
02 июня 2020 г. |
А37-2981/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Полюс Магадан": Дербенев А.К. по доверенности от 17.04.2019;
от государственного учреждения - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Крылова О.В. по доверенности от 24.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 13.03.2020
по делу N А37-2981/2019
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению акционерного общества "Полюс Магадан"
к государственному учреждению - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения N 129 от 16.08.2019 в части,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Полюс Магадан" (далее - АО "Полюс Магадан", Общество, страхователь) зарегистрировано в государственном учреждении - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Магаданское РО ФСС РФ, Фонд, страховщик) в качестве страхователя под регистрационным номером 4900600042.
Платежным поручением N 533311 от 21.12.2018 Фонд перечислил на расчетный счет Общества утвержденную сумму в размере 10 809 560 руб. в счет возмещения расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма в 2018 году.
На основании сводного плана документальных выездных проверок страхователей за I квартал 2019 года от 27.12.2018 и решения о проведении выездной проверки страхователя от 11.03.2019 N 48, в период с 11.03.2019 по 08.05.2019 проведена выездная проверка АО "Полюс Магадан" за период с 01.07.2017 по 31.12.2018 по вопросам полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных выплат и расходов, предусмотренных Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации страхователя.
По результатам проверки Фонд установил:
- согласно п. 2 Положения об особенностях уплаты страховых взносов в 2012-2020 годах в Фонд социального страхования Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение N 294), уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется в полном объёме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования;
- сумма финансового обеспечения предупредительных мер в 2018 году не должна была превышать сумму страховых взносов в сумме 5 426 817, 45 рублей, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд за 2018 год;
- в 2018 году страхователю были возмещены расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в размере 10 809 560 руб.;
- расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в сумме 5 382 742, 55 руб. (10 809 560 - 5 426 817, 45), излишне перечисленные страхователю, подлежат возврату.
12.07.2019 страхователю вручено уведомление от 08.07.2019 N 129 о вызове для участия в рассмотрении материалов выездной проверки.
12.08.2019 в адрес ГУ - Магаданское РО ФСС РФ от АО "Полюс Магадан" поступили письменные возражения на акт выездной проверки от 08.07.2019 N 129, в которых страхователь выразил свое несогласие с выводом об излишне перечисленных страхователю расходах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в сумме 5 388 921, 05 руб. и о необходимости возврата указанных средств.
16.08.2019 вынесено решение N 129 о возмещении расходов, в соответствии с которым АО "Полюс Магадан" предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные Фондом в сумме 5 388 921, 05 руб. Также страхователю было направлено требование о возмещении расходов от 12.09.2019 N 129 со сроком исполнения до 01.01.2019.
Не согласившись с решением N 129 от 16.08.2019 в части возмещения расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2018 году в сумме 5 382 742, 55 руб., АО "Полюс Магадан" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании решения недействительным в оспариваемой части.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А37-2981/2019.
Решением от 13.03.2020 суд удовлетворил требования заявителя, признал недействительным решение N 129 от 16.08.2019 в части возмещения расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2018 году в сумме 5 382 742, 55 руб., обязал ГУ - Магаданское РО ФСС РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Полюс Магадан".
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Фонд подал на него апелляционную жалобу, содержащую требование - решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе ее заявитель сослался на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права (Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), Положения N 294), согласно которым должен соблюдаться принцип равенства между страхователями, излишне возмещенные за счет средств бюджета Фонда расходы подлежат возвращению. По мнению заявителя, обжалуемое решение не содержит мотивов принятия судом судебного акта, содержит лишь описание доводов сторон без их надлежащей правовой оценки.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 29.04.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Полюс Магадан" сослалось на разумность и добросовестность своего поведения, поддержало судебное решение, не согласилось с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Признание недействительным ненормативного акта возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ.
Согласно ст. 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В силу ст. 2 Закона N 125-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона N 125-ФЗ основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:
- гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ.
Порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер определяются в соответствии с Правилами N 580н.
Согласно п. 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Особенности порядка возмещения расходов страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, в 2012 - 2020 годах, устанавливаются Положением N 294.
В п. 2 Положения N 294 указано, что объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются "Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно п. 3 Положения N 294 оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели.
Согласно п. 10 Правил N 580н территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Суд первой инстанции правильно определил круг нормативных правовых актов, подлежащих применению в спорном правоотношении. Удовлетворяя заявленное в деле требование, суд руководствовался этими нормами, исходил из следующих фактических обстоятельств.
Согласно заявлению о подтверждении основного вида экономической деятельности Акционерного общества "Рудник имени Матросова" (переименовано в АО "Полюс Магадан") от 13.04.2017, справки-подтверждения основного вида экономической деятельности от 13.04.2017, основным видом экономической деятельности за 2016 год являлся "Добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы" (код по ОКВЭД 07.29.41 - доля доходов и поступлений составляет 47, 35 %).
В соответствии с заявленным основным видом экономической деятельности определен 23 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3, 70 %.
С учетом установленной надбавки к страховому тарифу на 2017 год в размере 40 % к страховому тарифу Приказом от 18.08.2016 N 1009, размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2017 года составил 5, 18 % к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (3, 7 % (тариф по основному виду деятельности) + 40 % (надбавка к страховому тарифу).
Согласно заявлению о подтверждении основного вида экономической деятельности АО "Полюс Магадан" от 28.03.2018, справки-подтверждения основного вида экономической деятельности, основным видом экономической деятельности за 2017 год является "Деятельность по предоставлению рабочих мест для временного пользования, (код по ОКВЭД 55.90 - доля доходов и поступлений составляет 59, 01 %).
В соответствии с заявленным основным видом экономической деятельности определен 1 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0, 2 % к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 01.01.2018 составил 0, 2 % к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Письмом от 06.03.2018 N 03-11/4903-823 Фонд сообщил Обществу, что в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 N 580н, объем средств, направляемых Обществом на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом определенных расходов. Общество в 2018 году имеет право использовать на финансирование мероприятий по охране труда за счет средств ФСС РФ не более 23 835 041, 41 руб.
Фонд издал Приказ от 07.12.2018 N 2771, согласно которому Обществу разрешено направить в 2018 году на финансовое обеспечение предупредительных мер 10 647 120 руб. на основании согласованного плана финансового обеспечения.
В сопроводительном письме от 07.12.2018 N 03-12/4903-2972 Фонд указал, что финансирование предупредительных мер осуществляется Обществом за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС РФ в пределах суммы, согласованной с Фондом на эти цели.
Во исполнение Приказа от 07.12.2018 N 2771 Общество 14.12.2018 представило в территориальное отделение Фонда заявление и документы, подтверждающие расходы на сумму 10 647 120 руб. Представленные документы были приняты Фондом без замечаний.
После принятия заявления Фонд предложил Обществу увеличить объем возмещаемых расходов до 10 809 560 руб., в связи с чем, 17.12.2018 Общество представило в Фонд соответствующее заявление.
Платежным поручением N 533311 от 21.12.2018 Фонд перечислил на расчетный счет Общества утвержденную сумму в размере 10 809 560 руб. в счет возмещения расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма.
По результатам выездной проверки составлен акт от 08.07.2019 N 129, согласно которому при проверке возмещения расходов страхователю в 2018 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма н профессиональных заболеваний работников выявлено нарушение - сумма начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2018 год должна составлять 5 426 817, 45 руб.
Настаивая на законности оспариваемого решения от 12.09.2019 N 129, Фонд не учитывает, что в пункте 10 Правил N 580н предусмотрен исчерпывающий перечень оснований об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, Правила N 580н не содержат положений относительно возможности пересмотра направленных на возмещение средств, возврата финансового обеспечения ввиду превышения начисленных страховых взносов над выплаченными суммами пособий.
На день подачи заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний не было выявлено оснований для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер.
Участие страхователя в пилотном проекте определяет порядок оплаты предупредительных мер страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда в пределах 20 % от сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий, и при наличии согласования с Фондом суммы, подлежащей возмещению.
Таким образом, суд первой инстанции установил несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, нарушение прав и законных интересов заявителя, принял правильное решение.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, к иному толкованию норм права не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта (ст. 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.03.2020 по делу N А37-2981/2019 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2981/2019
Истец: АО "Полюс Магадан"
Ответчик: ГУ Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ Магаданское региональное отделение ФСС РФ, ГУ МРО ФСС РФ
Третье лицо: Арбитражный суд Магаданской области