г. Тула |
|
3 июня 2020 г. |
Дело N А62-7433/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2019 по делу N А62-7433/2019 (судья Каринская И.Л.), принятое по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701438862, ИНН 6730001897) к Медицинскому частному учреждению дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Смоленск" (г. Смоленск, ОГРН 1156733019343, ИНН 6732114222) о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, штрафа и пени,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к медицинскому частному учреждению дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Смоленск" (далее - ответчик) о взыскании денежных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, в сумме 504 164 руб. 49 коп., штрафа в размере 50 416 руб. 45 коп. и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций (7,5 %) от суммы нецелевого использования средств (504 164 руб. 49 коп.) за каждый день просрочки за период с 22.01.2019 по 07.11.2019 в сумме 36 551 руб. 93 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2019 в удовлетворении требований фонду отказано.
Не согласившись с данным решением, фонд обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ответчиком фонду и в материалы дела представлены приказы об утверждении учетной политики различающегося содержания, а в журнале регистрации приказов за 2017 имеется запись о приказе от 09.01.2017 N 02/01.2017 "Об утверждении учетной политики МЧУ ДПО "Клиника Медекс Смоленск", не представленном ни фонду, ни суду первой инстанции; указывает, что ответчиком акт проверки не оспорен в установленном законом порядке; полагает, что произведенное ответчиком возмещение расходов на аренду имущества за счет средств ОМС противоречит действующему законодательству.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами фонда от 28.11.2018 N 378, от 10.12.2018 N 388 была проведена внеплановая проверка доступности и качества медицинской помощи, оказанной ответчиком в январе - октябре 2018 года, а также проверка соблюдения обязательств по использованию средств ОМС.
По результатам проверки фондом составлен акт от 28.12.2018 N 3, в котором отражено, что в нарушение пп. 5 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), п. 1 ст. 272 НК РФ, п. 3.2. Письма ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-й, п. 21, п. 22 Учетной политики, утвержденной приказом директора ответчика от 28.12.2016 N 01/12/2016, ответчиком при наличии нескольких источников доходов затраты за аренду помещений, мебели и медицинского оборудования, оказание услуг по ведению бухгалтерского учета возмещались исключительно за счет средств ОМС, без пропорционального (ежемесячного) распределения расходов между деятельностью по ОМС и деятельностью по платным медицинским услугам. В результате неверного распределения расходов между источниками доходов, за счет средств ОМС произведены расходы по оплате арендованных площадей, по предоставленной в аренду мебели и медицинского оборудования, а также по оплате услуг по осуществлению ведения бухгалтерского учета, которые следовало осуществлять за счет средств от оказания платных медицинских услуг на общую сумму 504 164 руб. 49 коп., что является оплатой собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС.
Ответчику предъявлено требование от 28.12.2018 N 34 о восстановлении использованных не по целевому назначению средств ОМС, а также об уплате штрафа и пени.
Неисполнение ответчиком вышеуказанного требования послужило основанием обращения фонда в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных фондом требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, с 01.01.2011 регулируются Законом N 326-ФЗ, ст. 3 которого установлено, что ОМС - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных Законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы ОМС.
В силу ч. 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ, медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации имеют право использовать средства ОМС, полученные за оказанную помощь, в соответствии с программами ОМС.
Частью 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ установлено, что по договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.
Согласно ч. 1, 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ, к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 326-ФЗ, тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
Согласно ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи транспортных услуг связи, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу. Следовательно, одним из принципов осуществления ОМС являются обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС.
Положениями Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что средства ОМС, направляемые в медицинские организации на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, являются государственными целевыми средствами.
В ст. 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, как справедливо указал суд первой инстанции, средства ОМС, предоставляемые медицинским организациям за оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, могут расходоваться только на цели, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в то время как расходование соответствующих средств иными способами признается нецелевым расходованием средств ОМС и влечет применение соответствующих мер ответственности.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, медицинская организация уплачивает штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств.
Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами ОМС (ч. 6 ст. 15 Закона N 326-ФЗ).
Между тем, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, в том числе Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, то есть организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать обоснованные способы ведения раздельного учета средств целевого и нецелевого финансирования, отражая такие способы в учетной политике организации.
Ответчик приказом от 28.12.2016 N 01/12/2016 утвердил учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, начиная с 01.01.2017, в соответствии с которой ответчик:
- ведет раздельный учет расходов для оказания услуг в системе ОМС и другой коммерческой деятельности;
- использует разные банковские счета поступлений и расчетов деятельности ОМС и деятельности по оказанию платных медицинских услуг;
- распределение расходов осуществляется ежемесячно то видам деятельности. Учет хозяйственных операций ведется обособленно последующим видам деятельности: услуги в системе ОМС на счетах бухгалтерского учета 20 "Основное производство" и 26 "Общехозяйственные расходы"; платные медицинские услуги - на счете 23 "Вспомогательные производства";
- распределение расходов в случае невозможности раздельного учета, происходит пропорционально между деятельностью по ОМС и деятельностью по платным медицинским услугам согласно суммам полученных денежных средств от этих видов деятельности на расчетный счет и в кассу общим поступлением денежных средств (кассовый метод) ежемесячно;
- расходы, связанные с осуществлением деятельности по ОМС и деятельности по платным услугам, формируются независимо от принятия их к оплате. Расходы по деятельности в рамках системы ОМС принимаются согласно ограничениям, установленным Тарифным соглашением системы ОМС и прочими нормативно-правовыми актами ежемесячно. Расходы, связанные с осуществлением деятельности по платным услугам, формируются ежемесячно.
Приказом ответчика от 15.05.2017 N 15/05/2017 в учетную политику с 15.05.2017 внесены изменения: она дополнена подпунктом следующего содержания: "21.2. В целях рационального расходования средств организации в части оплаты фиксированных банковских комиссий за прием платежных поручений, в случае невозможности раздельного учета, счета на общие расходы оплачиваются целиком со счета по учету деятельности по ОМС или со счета по учету деятельности по платным услугам, при условии соблюдения общего соответствия поступивших денежных средств общим понесенным расходам по итогам календарного года согласно расчетной пропорции, указанной в п. 21.1".
Довод апеллянта о том, что ответчиком фонду и в материалы дела представлены приказы об утверждении учетной политики различающегося содержания, а в журнале регистрации приказов за 2017 имеется запись о приказе от 09.01.2017 N 02/01.2017 "Об утверждении учетной политики МЧУ ДПО "Клиника Медекс Смоленск", не представленном ни фонду, ни суду первой инстанции, отклоняется судебной коллегией, так как заявления о фальсификации указанных документов не поступило, равно как и не было представлено доказательств, опровергающих данные документы. (ст. 65 АПК РФ).
Ссылка фонда о том, что заявление о фальсификации документов не соответствовало бы принципу процессуальной экономии не может служить основанием для признания рассматриваемых документов недопустимыми.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в настоящее время установлена приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Методика расчета N 108н), а в проверяемый периода (январь - октябрь 2018 года) - приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Методика расчета N 158н).
В соответствии с п. 156 Методики расчета N 158н и п. 185 Методики расчета N108н, тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Постановлением администрации Смоленской области от 27.12.2017 N 913 утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Территориальная программа).
Порядок формирования тарифов на медицинскую помощь установлен п. 5 Территориальной программы, согласно которому формирование тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОМС и с учетом нормативов, определенных Территориальной программой.
Согласно акту фонда от 28.12.2018 N 3, при проверке банковских документов нецелевого расходования средств ОМС не установлено.
Для осуществления финансовых операций и ведения безналичных расчетов со средствами ОМС ответчиком в Смоленском региональном филиале акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" открыт счет N 40703810943000000089, а для осуществления коммерческой деятельности - счет N 40703810243000000103.
Согласно акту фонда от 28.12.2018 N 3, общая сумма расходов ответчика на аренду имущества и оказание услуг по ведению бухгалтерского учета за проверяемый период составила 5 665 104 руб. 78 коп., из которых, по мнению фонда, 513 258 руб. 49 коп. (9,06% от суммы понесенных расходов) подлежало оплате за счет средств от оказания платных медицинских услуг.
Однако апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что учетная политика ответчика, в рамках которой распределение расходов, в случае невозможности раздельного учета, происходит пропорционально между деятельностью по ОМС и деятельностью по платным медицинским услугам согласно суммам полученных денежных средств от этих видов деятельности на расчетный счет и в кассу общим поступлением денежных средств (кассовый метод) за период, соответствует требованиям Закона N 326-ФЗ, а также письма ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и "О методике включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу".
Так, согласно представленным в материалы дела расчету и детализации доли общих расходов ответчика, оплаченных по итогу периода со счета платных услуг и со счета ОМС по каждому контрагенту, и платежных поручений, подтверждающих факт расходования денежных средств с банковских счетов, за рассматриваемый период с января по октябрь 2018 доля расходов, оплаченных за счет средств ОМС, в составе общих расходов ответчика, составила 90,75 %, что не превышает предельное значение доли таких расходов, составляющее 90,94 %; доля расходов, оплаченных за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, составила 9,25 %, что подтверждает целевое использование ответчиком средств ОМС.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о недоказанности фондом нецелевого использования ответчиком средств ОМС в сумме 504 164 руб. 49 коп., так как учетной политикой ответчика (в редакции приказа от 15.05.2017 N 15/05/2017) предусмотрена возможность оплаты счета на общие расходы целиком со счета по учету деятельности по ОМС или со счета по учету деятельности по платным услугам, при условии соблюдения общего соответствия поступивших денежных средств общим понесенным расходам по итогам календарного года согласно расчетной пропорции, указанной в п. 21.1.
Соответственно, требования фонда о взыскании с ответчика вышеуказанной суммы и соответствующих штрафных санкций незаконны и удовлетворению не подлежат.
Довод апеллянта о том, что ответчиком акт проверки не оспорен в установленном законом порядке, также не принимается во внимание судебной коллегией, так как данный факт безусловно не свидетельствуют о бесспорности требований фонда, равно как и о признании ответчиком требований фонда.
Таким образом, доводы апеллянта, указанные в жалобе, не влияют на законность обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2019 по делу N А62-7433/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Смоленской области 3 000 рублей ошибочно уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7433/2019
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МЕДИЦИНСКОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КЛИНИКА МЕДЕКС СМОЛЕНСК", Медицинское дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Смоленск"