г. Тула |
|
2 июня 2020 г. |
Дело N А54-5286/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Еремичевой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Киселева Геннадия Михайловича (г. Рязань, ОГРНИП 317623400046995, ИНН 622803931200), заинтересованного лица - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (г. Рязань, ОГРН 1086229000318, ИНН 6229060674) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - уполномоченного по защите прав предпринимателей в Рязанской области (г. Рязань) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" (г. Москва, ОГРН 1037739492537, ИНН 7720148807), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.03.2020 по делу N А54-5286/2019 (судья Стрельникова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Киселев Геннадий Михайлович (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - управление) о признании недействительным пункта 1 предписания от 13.05.2019 N 7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области (далее - уполномоченный) и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.03.2020 заявление удовлетворено частично, предписание управления признано недействительным в части прекращения действия декларации о соответствии от 18.12.2017 регистрационный номер ЕАЭС N RU Д-RU.ВЯ01.В.04473. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части признания недействительным предписания, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что предприниматель не лишен права декларирования соответствия иной продукции, соответствие которой техническому регламенту административным органом не подвергалось.
От предпринимателя в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Евразийский Экономический Союз 18.12.2017 зарегистрировал декларацию о соответствии под регистрационным номером ЕАЭС N RU Д-RU.ВЯ01.В.04473, в которую включены следующие продовольственные продукты: полуфабрикаты рубленные мясные, охлажденные и замороженные; котлеты филейные, домашние, нежные; голубцы; бифштекс; котлеты печеночные; люля кебаб; шашлычные колбаски "Чивапчичи в оболочке; перец фаршированный; фарш свиной, домашний; тефтели; фрикадельки; ленивые голубцы, упакованные в пищевые пакеты из полимерных материалов, лотки, массой нетто от 500 грамм до 13 килограмм с маркировкой "от Михалыча". Изготовитель - предприниматель. Продукция изготовлена в соответствии с ГОСТ 32951-2014 "Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия". Код ТН ВЭД ЕАЭС 1602.серийный выпуск. Продукция соответствовала требованиям TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011), TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - TP ТС 022/2011), TP ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" и TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" (далее - TP ТС 034/2013). Срок действия декларации - по 17.12.2020.
Управлением 14.12.2018 издан приказ N 1449 о проведении в 2019 году внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с распоряжением управления от 16.01.2019 N 15/вп в отношении предпринимателя с 06.02.2019 по 05.03.2019 в рамках государственного ветеринарного контроля (надзора) с целью недопущения возникновения и распространения африканской чумы свиней и возбудителя высокопатогенного гриппа птиц на территории Рязанской области проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки управлением 19.02.2019 по адресу места фактического осуществления деятельности предпринимателя: г. Рязань, ул. Чкалова, д. 38, произведен отбор пробы мясной продукции производства предпринимателя (акт отбора проб (образцов) от 19.02.2019 N 1142454, 1142463, 1142459 и 1142446), направленной для проведения лабораторных исследований в Тульский филиал ФГБУ ЦНМВЛ.
В адрес управления 04.03.2019 поступил протокол испытаний ФГБУ ЦНМВЛ (Тульская испытательная лаборатория) от 04.03.2019 N 2301 ТВ*, согласно которому голубцы замороженные ГОСТ 32951-2014 производства предпринимателя не соответствует требованиям TP ТС 021/2011, по микробиологическому показателю, а именно патогенные микроорганизмы, в т. ч. сальмонеллы - обнаружены в 25 г (в норме не допускается в 25 г).
Управлением 05.03.2019 составлен акт проверки, в котором указано, что предприниматель нарушил требования частей 1, 2 и 5 статьи 7, пунктов 3 - 4, 8 - 10 и 12 части 3 статьи 10, пункта 6 части 3 статьи 11, части 1 статьи 13, пунктов 1, 4 - 6 части 1 статьи 14, пункта 4 части 2 статьи 14, частей 1 и 3 статьи 15 и части 1 статьи 23 ТР ТС 022/2011, пунктов 9, 13 - 16, 22, 23, 65, 129 и 132 ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной промышленности" (далее - ТР ТС 034/2013), а также части 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В связи с этим управлением 26.03.2019 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 12314-В о признании предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Письмом от 25.03.2019 управление проинформировало о введении на предприятии предпринимателя режима усиленного лабораторного контроля по выявленной группе риска, т. е. по содержанию в продукции (голубцов замороженных ГОСТ 32951-2014) "Listeria monocytogenes".
В рамках проведения усиленного лабораторного контроля в отношении предпринимателя 16.04.2019 в 08 часов 40 минут, 09 часов 10 минут и в 09 часов 20 минут по адресу: г. Рязань, ул. Чкалова, д. 38, отобраны пробы мясной продукции - голубцы замороженные ГОСТ 32951-2014 (акты отбора проб (образцов) от 16.04.2019 N 1206511, 1206554 и 1206571), направленные для проведения лабораторных исследований в Тульский филиал ФГБУ ЦНМВЛ.
В адрес управления 26.04.2019 поступили протоколы испытаний ФГБУ ЦНМВЛ (Тульская испытательная лаборатория) от 26.04.2019 N 4481 ТВ, 4475 ТВ и 4474 ТВ, согласно которым установлено повторное несоответствие вышеуказанной продукции требованиям TP ТС 021/2011, а также TP ТС 034/2013 по микробиологическому показателю, а именно: "Listeria monocytogenes" обнаружена в 25 г (при норме не допускается в 25 г).
На основании этого управление в отношении предпринимателя 23.05.2019 составило протокол об административном правонарушении N 12359 по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, который совместно с заявлением и материалами по факту административного правонарушения направлен в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.08.2019 по делу N А54-4822/2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019, вышеуказанное заявление удовлетворено, предприниматель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Управление в адрес предпринимателя 13.05.2019 вынесло предписание N 7 с требованием прекратить действие декларации о соответствии от 18.12.2017 регистрационный номер ЕАЭС N RU Д-RU.ВЯ01.В.04473 в связи с тем, что в ходе проведения усиленного лабораторного контроля (протоколы испытаний Тульской испытательной лабораторией ФГБУ ЦНМВЛ от 26.04.2019 N 4481 ТВ, 4475 ТВ, 4474 ТВ) в отношении продукции (голубцов замороженных ГОСТ 32951-2014 производства предпринимателя (г. Рязань, ул. Чкалова, д. 38)) установлено повторное их несоответствие требованиям TP ТС 021/2011 а также TP ТС 034/2013 по микробиологическому показателю.
Не согласившись с указанным предписанием, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев заявление, суд первой инстанции признал предписание недействительным в части прекращения действия декларации о соответствии от 18.12.2017 регистрационный номер ЕАЭС N RU Д-RU.ВЯ01.В.04473 в отношении следующей продукции: полуфабрикатов рубленных мясных, охлажденных и замороженных; котлет филейных, домашних, нежных; бифштекса; котлет печеночных; люля кебаба; шашлычных колбасок "Чивапчичи в оболочке"; перца фаршированного; фарша свиного, домашнего; тефтелей; фрикаделек; ленивых голубцов, упакованных в пищевые пакеты из полимерных материалов, лотки, массой нетто от 500 грамм до 13 килограмм с маркировкой "от Михалыча".
Суд апелляционной инстанции соглашается с мнением суда о возможном удовлетворении требований предпринимателя в части исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.
Отношения, связанные с применением и исполнением обязательных требований к продукции, регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Пунктами 1 и 3 статьи 39 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что в случае, если орган государственного контроля (надзора) обладает достоверной информацией о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание о приостановке реализации продукции.
Положениями пункта 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ закреплено право органов государственного контроля (надзора) выдавать предписания о приостановлении или прекращении действия декларации соответствия продукции, что согласно пункту 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ влечет обязанность лица, которому выдана декларация, приостановить или прекратить реализацию продукции в сопровождении данной декларации.
Из изложенных норм следует, что установленная законом мера в виде приостановления или прекращения действия декларации о соответствии пищевой продукции и прекращение реализации пищевой продукции в сопровождении указанной декларации в связи с нарушением требований технических регламентов носит ускоренный защитный и обеспечительный характер - она применяется органами государственного контроля (надзора) при наличии достоверных сведений (документов), подтверждающих несоответствие продукции нормативным требованиям, и в случаях, когда промедление в принятии данной меры способно повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.
При установленных фактических обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному мнению о том, что при вынесении предписания управление действовало во исполнение статьи 4 Закона N 29-ФЗ и в пределах полномочий, предоставленных статьей 34 Закона N 184-ФЗ.
Указанный вывод суда никем не обжалуется.
Из текста апелляционной жалобы следует, что управление обжалует решение суда первой инстанции только в части удовлетворения требований предпринимателя.
С учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также в связи с отсутствием соответствующих возражений со стороны заявителя законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в части выводов суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания надзорного органа.
Признавая предписание недействительным в части, суд первой инстанции справедливо учел определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N 302-КГ17-13396, исходя из положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, статьи 18, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в правовом государстве вмешательство органов публичной власти в права частных лиц допускается в рамках реализации законных полномочий соответствующего органа и признается правомерным, если использование этих полномочий преследует публично-значимые цели и не приводит к ограничению прав частного лица сверх меры, требуемой для достижения указанной цели (принцип соразмерности).
В силу пункта 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ выдача предписания о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствия продукции влечет за собой обязанность лица, которому выдана такая декларация, приостановить или прекратить реализацию продукции.
Принимая во внимание существенный характер ограничения деятельности изготовителя пищевой продукции или иного лица, в отношении которого вынесено предписание, исходя из положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, подпункта 4 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", такому лицу должна быть гарантирована возможность защиты в административном и (или) судебном порядке от неправомерного приостановления действия декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции по основаниям, связанным с необоснованностью и (или) несоразмерностью данной меры.
Установленная законом мера в виде приостановления действия декларации соответствия пищевой продукции в связи с нарушением требований технических регламентов должна применяться органами государственного контроля (надзора) при наличии достоверных сведений (документов), подтверждающих несоответствие продукции нормативным требованиям и в случаях, когда промедление в принятии данной меры способно повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.
Судом первой инстанции установлено, что декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-11RU.ВЯ01.В.04473, распространяется на следующие продовольственные продукты: полуфабрикаты рубленные мясные, охлажденные и замороженные; котлеты филейные, домашние, нежные; голубцы; бифштекс; котлеты печеночные; люля Кебаб; шашлычные колбаски; Чивапчичи в оболочке; перец фаршированный; фарш свиной, домашний; тефтели; фрикадельки; ленивые голубцы.
Оспариваемым предписанием на предпринимателя возложена обязанность приостановить действие названной декларации о соответствии в полном объеме, то есть в отношении всей поименованной в ней продукции.
При этом суд первой инстанции верно обратил внимание на то, что на момент вынесения предписания управление располагало достоверными сведениями о несоответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" и Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" только одного вида продукции, указанного в этой декларации, а именно: голубцов замороженных ГОСТ 32951-2014.
В отношении остальной продукции, на которую распространялась действовавшая до 17.12.2020 декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.ВЯ01.В.04473, управление не располагало достоверными сведениями (документами), подтверждающими несоответствие такой продукции нормативным требованиям, равно как и доказательствами, что такая продукция может повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.
К тому же суд справедливо отметил, что предприниматель в материалы дела представил протоколы испытаний от 18.03.2019, 15.05.2019, 06.06.2019, свидетельствующие о соответствии выпускаемой им продукции, а, значит, у управления не имелось законных оснований для возложения на предпринимателя обязанности приостановить действие декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.ВЯ01.В.04473 в полном объеме.
Суд правомерно посчитал, что адекватной мерой реагирования являлось в данном случае приостановление названной декларации о соответствии только в отношении продукции - голубцов замороженных ГОСТ 32951-2014.
Ссылка управления на предусмотренный действующим законодательством запрет на внесение изменений в декларацию о соответствии продукции подлежит отклонению, как не имеющая правового значения при рассмотрении данного спора.
Действительно, согласно решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе" сведения о продукции, в отношении которой принята декларация о соответствии, предполагают, что декларация о соответствии может быть выдана как в отношении конкретного товара, так и на целый перечень продукции, что позволяет производителю получать одну декларацию на много видов разной продукции.
Такая декларация является единым документом.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 утвержден Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза.
Между тем положения пункта 14 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 "О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза", устанавливающие запрет на внесение изменений в зарегистрированную декларацию, не могут являться препятствием для признания предписания о приостановлении действия декларации о соответствии в той части, в отношении которой каких-либо нарушений Росстандартом не выявлено.
Иной подход означал бы возможность наступления негативных последствий на хозяйствующий субъект, который не допустил несоблюдение требований технических регламентов.
Аналогичный подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 21.10.2019 N 309-ЭС19-18363 по делу N А76-13845/2018.
Ссылка на судебную практику подлежит отклонению, поскольку решение по делу N А09-7556/2019 принято по иным обстоятельствам.
С учетом сказанного решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.03.2020 по делу N А54-5286/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5286/2019
Истец: ИП Киселев Геннадий Михайлович
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области, ФГБУ "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория", Инспектор Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям Ковалев Михаил Александрович, ИП Киселев Геннадий Михайлович в лице представителя: Коноплин Юрий Иванович