г. Москва |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А40-300242/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 января 2020 года
по делу N А40-300242/19, принятое судьей Мурашовой К.С.,
в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ТЕХНОЛОГИЯ - ЭКС" (ОГРН: 1020900509816; юр. адрес: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Октябрьская, д. 27)
к Открытому акционерному общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Басманная Нов., 2)
о взыскании неустойки в размере 774 829 рублей 38 копеек
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Технология-экс" (далее - ООО "Фирма "Технология-экс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании неустойки в размере 775 829 рублей 38 копеек.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 18.11.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции взыскал с ответчика 520 000 рублей неустойки, в остальной части иска отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт, в котором отказать в исковых требованиях в полном объеме.
Заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ в суд апелляционной инстанции поступил отзыв, в котором он возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в адрес грузополучателя ООО Фирма "Технология-экс" по Северо-Кавказской железной дороге - филиала ОАО "РЖД" с просрочкой в доставке прибывали груженые вагоны, что подтверждается прилагаемым расчетом и заверенными копиями транспортных железнодорожных накладных.
Согласно ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, а при отсутствии таких сроков, в разумный срок. В соответствии со ст. 33 Федерального закона РФ N 18-ФЗ от 10 января 2003 года "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов". Расчетная дата истечения срока доставки грузов определяется на основании "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" утвержденных Приказом Минтранса России N 245 от 07.08.2015 (далее - Правила). Согласно п. 14 Правил, вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанною в накладной срока вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Факт передачи вагонов для выгрузки грузополучателям подтверждается памятками приемосдатчика и/или ведомостями подачи-уборки вагонов.
В соответствии со ст. 97 Устава за несоблюдение сроков доставки грузов или порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза или доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются полными).
Согласно Федеральному закону от 02.08.2019 N 266-ФЗ "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В адрес ответчика была выставлена претензия за нарушение срока доставки вагонов на сумму 774 829 рублей 38 копеек, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в Арбитражный суд города Москвы с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, посчитав факт просрочки доставки ответчиком по спорным накладным доказанным, при этом, по заявлению ответчика, установив несоразмерность заявленной неустойки последствиям нарушенного ответчиком обязательства в соответствии со ст. 333 ГК РФ снизил размер взыскиваемой неустойки до 520 000 рублей. Таким образом, удовлетворив исковые требования в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают сделанных судом первой инстанции выводов по существу спора и подлежат отклонению.
Так, ответчик утверждает, что по заявленным им накладным, вагоны были задержаны по вине истца. В связи с чем, составлены акты общей формы и истец оплатил в добровольном порядке плату, согласно накопительным ведомостям и актам общей формы. Соответственно, по мнению ответчика оснований для начисления пени за просрочку доставки грузов не имеется.
Факт передачи вагонов для выгрузки груза на пути необщего пользования истцу, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, представленными Истцом в материалы дела.
Таким образом, под выгрузку вагоны были переданы Ответчиком позднее, чем вагоны прибыли на станцию назначения.
Ответчик не представил доказательств, что истец отказался, в даты прибытия вагонов по спорным накладным, у ответчика принимать вагоны под выгрузку.
Как видно, в спорных накладных отсутствует отметка о составлении актов общей формы, которые ответчик представил в материалы дела, тем самым подтвердив, что акты общей формы ответчиком составлены в одностороннем порядке.
По ряду спорных накладных имеется отметка о составлении актов общей формы по причине неприема поезда соседней железной дороги отсутствия или ожидания локомотива перевозчика, соответственно, ответчик сам подтвердил задержку спорных вагонов по его вине.
Кроме того, согласно общим критериям определения момента окончания срока доставки груза установлены пунктом 14 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом N 27 датой окончания срока доставки груза по действующему законодательству РФ является дата подачи вагонов для выгрузки на железнодорожный путь необщего пользования, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов (имеются в материалах дела).
Согласно части четвертой статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, установлен порядок оформления документов при задержке вагонов в пути следования, в том числе на промежуточной станции, и указано на то, что на каждый случай задержки составляется акт общей формы, в том числе на станции назначения, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов на каждой станции.
На основании этого акта, перевозчик на станции назначения (при условии, что задержка привела к нарушению сроков доставки грузов), определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила), акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в частности, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно пункту 3.2.2 Правил при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется три экземпляра акта:
первый экземпляр акта общей формы прикладывается к документу, по которому производится начисление и взимание штрафов, сборов и других платежей;
второй экземпляр акта общей формы выдается, соответственно, грузоотправителю. грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам;
третий экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В силу требований пункта 3.4 Правил в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления, а если акт составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент).
Согласно преамбуле к указанному Распоряжению. Регламент утвержден в целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД".
В соответствии с разделом 1, пунктом 3.2.1.1 Регламента все случаи задержек вагонов в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, оформляются актами общей формы ГУ-23ВЦ.
Акты составляются раздельно на начало и окончание занятия инфраструктуры ОАО "РЖД", распечатываются в двух экземплярах, один из которых прикладывается к перевозочным документам, второй остается на хранении в делах станции, составившей акт.
Из указанных положений следует, что первичными документами, фиксирующими возникновение причин задержки вагонов в пути следования, и позволяющими установить лицо, от которого зависели такие причины и на которое подлежит возложению обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования, являются акты общей формы, составленные на промежуточных станциях на начало и окончание задержки вагонов в пути следования.
При этом в целях подписания данных актов и предоставления на них возражений, перевозчик обязан направить их в адрес виновных лиц.
Таким образом, по факту задержки груза может быть оформлено несколько актов общей формы: на станции отправления, на промежуточных станциях и на станции назначения, но проставление отметки в оригинале накладной является обязательной только для акта общей формы, составленной на промежуточной станции (пункт 6.6 распоряжения ОАО "РЖД" от 22.03.2012 "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, номер 558р.).
Как видно, в спорных накладных отсутствует отметка о составлении актов общей формы.
Как утверждает ответчик, факт задержки спорных вагонов по вине истца, а также увеличения срока доставки грузов подтверждается актами общей формы.
В то же время, в нарушение статьи 39 УЖТ РФ и Приказа МПС РФ N 45, акты общей формы составлены ответчиком в одностороннем порядке, истцу не направлялись, в связи с чем, он не имел возможности ознакомиться с ними и предоставить свои возражения.
Акты общей формы не являются первичным документом, подтверждающим факт задержки вагонов по вине истца, и составлены ответчиком в целях начисления истцу платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
Представленные ответчиком документы сами по себе не доказывают задержку спорных вагонов по вине истца и фактическую невозможность принять задержанные вагоны.
Ввиду изложенного, вина истца в простое вагонов по спорой накладной на путях общего пользования отсутствует, и плата за нахождение вагонов на путях общего пользования была списана незаконно. Поскольку ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение процедуры уведомления грузополучателя о задержке вагонов в пути следования. В частности, перевозчиком представлены сведения об извещении станции назначения о задержке вагонов и не представлено документов об извещении станцией об этом грузоотправителя, грузополучателя.
Также ответчиком не представлены ж.д. накладные с отметкой в пути следования о задержке вагона, акты общей формы, составленные на станции назначения и подписанные грузополучателем; не подтверждено надлежащими доказательствами невыполнение грузополучателем технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, что повлекло задержку вагонов.
Таким образом, истец верно произвел расчет исковых требований за нарушение срока доставки вагонов по спорным накладным в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом с учетом провозной платы, дополнительных суток, и дат, указанных на оборотной стороне в графе "Календарный штемпель", а также памяток приемосдатчика, представленных истцом в материалы дела.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2020 года по делу N А40-300242/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295) в доход федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-300242/2019
Истец: ООО ФИРМА "ТЕХНОЛОГИЯ - ЭКС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"