В связи с проведением лицензирования, аттестации и аккредитации государственных и муниципальных музыкальных, художественных, хоровых, хореографических, театральных школ и других школ искусств, (ниже - "школ искусств") экспертные комиссии требуют соответствия образовательных программ, реализуемых этими образовательными учреждениями, государственным образовательным стандартам.
Министерство разъясняет, что обучение детей, подростков и взрослых в школах искусств государственных и муниципальных органов управления культуры не сопровождается повышением уровня их образования. Профессиональная подготовка, особо одаренных учащихся в школах искусств имеет целью предоставить им возможность продолжения образования в средних профессиональных образовательных учреждениях искусства и культуры.
В связи с этим Министерство направляет примерные учебные планы детской музыкальной, художественной школы и школы искусств, традиционно применяемые в педагогической практике этих образовательных учреждений. Согласно Типовому положению о государственной, муниципальной школе искусств (утверждено приказом Минкультуры России от 04.09.95 г. N 617), организация образовательного процесса в школе искусств регламентируется учебными планами, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий разрабатываемыми и утверждаемыми школой самостоятельно и согласованными с органами управления культуры по подчиненности школы. Следовательно, школа искусств в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" имеет право адаптировать рекомендованные учебные планы к самостоятельной организации педагогического процесса (по договоренности с учредителем). Учебные планы инструментальных классов предусматривают возможность обучения детей игре на музыкальном инструменте с любым из указанных сроков (7(8) лет; (5(6) лет в зависимости от возраста учащегося и других его индивидуальных особенностей. Каждый педагогический коллектив (дирекция совместно с педсоветом) самостоятельно устанавливает необходимые педагогические и концертмейстерские учебные часы помимо тех, которые уже предусмотрены в учебном плане (так же как, например, часы, необходимые на проведение сводных занятий оркестров, ансамблей, хоров, предметов по выбору).
В учебном плане подготовительных групп традиционно предусматривается еженедельное проведение занятий по сольфеджио, ритмике, хору и музыкальному, инструменту. Директора (педсоветы) школ искусств самостоятельно определяют количество часов по этим дисциплинам и наполняемость групп в зависимости от местных условий, педагогического опыта, при этом общий объем учебной нагрузки не должен превышать 5 часов в неделю в расчете на одного ученика.
Учебные программы по перечисленным в учебных планах дисциплинам, утвержденные и рекомендованные Минкультуры СССР, РСФСР, кафедрами ведущих вузов искусства и культуры, могут служить примерными образцами, придерживаясь которых, руководство школ искусств, педагогические советы, самостоятельно, с учетом известных достижений педагогической мысли, сложившейся практики, местных традиций и экзаменационных требований для поступающих в средние профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства, разрабатывают и утверждают различные учебные программы. Все учебные планы и программы должны свободно приспосабливаться к индивидуальным способностям и склонностям учащихся - обеспечивать развитие разносторонней творческой одаренности детей и подростков, их общее эстетическое воспитание, а также профессиональную направленность учащихся, изъявивших желание (и проявивших способность) поступить в специальные образовательные учреждения.
Министерство культуры России готово рассмотреть и рекомендовать к практическому применению авторские учебные программы, будут приниматься меры к систематической подготовке учебных программ для школ искусств в учреждениях Министерства.
Приложение: на 33 л.
Заместитель Министра |
В.П. Демин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минкультуры России сообщает, что в связи с проведением лицензирования, аттестации и аккредитации государственных и муниципальных музыкальных, художественных, хоровых, хореографических, театральных школ и других школ искусств экспертные комиссии требуют соответствия образовательных программ, реализуемых этими образовательными учреждениями, государственным образовательным стандартам.
Так, все учебные планы и программы должны свободно приспосабливаться к индивидуальным способностям и склонностям учащихся - обеспечивать развитие разносторонней творческой одаренности детей и подростков, их общее эстетическое воспитание, а также профессиональную направленность учащихся, изъявивших желание (и проявивших способность) поступить в специальные образовательные учреждения.
Письмо Минкультуры РФ от 23 декабря 1996 г. N 01-266/16-12 "О примерных учебных планах и программах учебных дисциплин государственных и муниципальных музыкальных, художественных школ и школ искусств"
Текст письма официально опубликован не был